Фотоистория последнего трамвая Индии

© griphon.livejournal.com

© griphon.livejournal.com

На всю полуторамиллиардную Индию только в одном городе сохранился до наших дней трамвай. Это прекрасная Калькутта — бывшая столица времен британского владычества. Трамвайчики тут ходят с колониальных времен, и с того времени система изрядно потрепалась. Но несмотря на то, что с ростом автомобилизации трамвай тут испытывает традиционные трудности, калькуттцы от любимого вида транспорта не спешат отказываться.

Скажем честно, состояние калькуттского трамвая катастрофическое.


Вагоны старые, убитые, медленно ездят по старым рельсам. В принципе, в Индии такое всё, конечно. Но система производит впечатление агонии.

© griphon.livejournal.com

Еще лет 15 назад сеть калькуттского трамвая была довольно обширна. Сейчас же от того великолепия осталось, по сути, 4 маршрута. Еще один (11-й) работает как подстраховочный.

© griphon.livejournal.com

Есть вагоны и посовременнее, но и они дышат на ладан.

© griphon.livejournal.com

Классическая постсоветская картина: стада маршруток, автобусов и между ними пытается неуклюже протиснуться трамвай. В индийском варианте еще к общей картине добавляются полчища тук-туков.

© griphon.livejournal.com

Всего на линию выходит не более двух десятков вагонов. Интервалы высокие, скорости низкие.

© griphon.livejournal.com

В выходные дни вообще выпуск минимальный.

© griphon.livejournal.com

Все вагоны — индийского производства. Внутри широкие вентиляторы и продольные сиденья.

© griphon.livejournal.com

Стоимость проезда очень низкая — 10 рупий (или рублей).

© griphon.livejournal.com

Вагоны староватые, вот этот — на год старше меня. По-хорошему, 36 лет — солидный возраст даже для трамвая.

© griphon.livejournal.com

С другой стороны — при должном обращении они и по 40—50 лет поездят. В СНГ полно вагонов — ровесников этим.

© griphon.livejournal.com

Большую часть дня вагоны ходят полупустые. И это при том, что Калькутта, как и любой индийский мегаполис, страшно перенаселена.

© griphon.livejournal.com

Автобусы ходят набитые, метро и электрички — также.

© griphon.livejournal.com

Возят трамваи в основном кондукторов.

© griphon.livejournal.com

Скорости позволяют им вот так приветствовать друг друга.

© griphon.livejournal.com

Но трамвай имеет классические эсэнгэшные проблемы: идет из ниоткуда в никуда, едет медленно, приходит редко, а еще может по дороге сломаться или встать в ДТП.

© griphon.livejournal.com

© griphon.livejournal.com

Новых линий в Калькутте не строится, текущие не реконструируются. Вся инфраструктура выглядит так же, как и 40—50 лет назад. Понятное дело, что реалии изменились и трамвай плохо в них вписывается.

© griphon.livejournal.com

За старыми тоже не очень следят — рельсы прямо вдоль кустов могут идти.

© griphon.livejournal.com

Несколько трамвайных депо разных размеров продолжают выпускать на линию вагоны.

© griphon.livejournal.com

© griphon.livejournal.com

Часть депо закрыта или переоборудована под автобусы. Как, например, вот это, в Белгачья. Только остатки рельсов и растяжек контактной сети напоминает о том, что тут были трамваи.

© griphon.livejournal.com

Хотя в глубине депо остались списанные вагоны, которые уже никогда не выйдут на маршруты.

© griphon.livejournal.com

© griphon.livejournal.com

Новые вагоны довольно интересной конструкции. Напоминают аквариумы.

© griphon.livejournal.com

© griphon.livejournal.com

Часть конечных тоже практически как полноценные депо. Они огорожены, тут может проводиться мелкий ремонт. Несколько вагонов могут тут оставаться на ночь.

© griphon.livejournal.com

Например, конечная 18-го маршрута «Бидан Нагар».

© griphon.livejournal.com

Или «Шиямбазар» — 5-й и 11-й маршруты.

© griphon.livejournal.com

© griphon.livejournal.com

Или «Гирьярат» на юге (конечная 25-го). Практически полноценное депо.

© griphon.livejournal.com

Кстати, про курсирующий обособленно от основной сети маршрут 24/29 я узнал уже постфактум, когда готовил этот пост. Увидел случайно на гугл-картах.

© griphon.livejournal.com

Сперва подумал, что, может, уже он и не ходит и там устаревшая информация (другие указанные там маршруты типа 36-го реально не в ходу, да и пути полуразобраны). Но, наведя справки у калькуттских друзей, выяснил, что таки этот маршрут действует. По крайней мере, до начала карантина.

© griphon.livejournal.com

Тем не менее в центре очень много свежеброшенных путей.

© griphon.livejournal.com

Тут еще несколько лет назад бегали трамвайчики.

© griphon.livejournal.com

Некоторые линии закрыты из-за строительства метро, некоторые — из-за нехватки вагонов.

© griphon.livejournal.com

Центральная конечная трамвая — «Эспланаде». Находится прямо в самом центре города в одноименном парке, и тут, как и положено СНГ-подобной трамвайной конечной, есть памятник Ленину! Раньше тут оборачивалось множество маршрутов, а еще немало проходило насквозь. Теперь осталось только два: 5-й и 25-й.

© griphon.livejournal.com

В целом, конечно, систему можно охарактеризовать как крайне депрессивную. Если бы такое было у нас, то можно считать, что трамвай в одном шаге от закрытия. Учитывая динамику числа маршрутов и вагонов, можно с грустью констатировать, что оно к тому и идет.

© griphon.livejournal.com

Но Индия — это совершенно параллельное измерение. Привычные законы бытия тут могут совершенно не работать. Да, трамвай сейчас — скорее аттракцион, чем реальный транспорт. Тем не менее это «фишка» города. Калькуттцы гордятся им — еще бы, нигде больше в Индии трамвая нет, а у них — есть.

© griphon.livejournal.com

Так что я хочу смотреть с оптимизмом на будущее этой колоритной системы. И буду надеяться, что руководству Калькутты хватит духу как-то ее модернизировать и не дать исчезнуть. Будет очень обидно, если трамваи в Индии исчезнут окончательно.

© griphon.livejournal.com

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)