Магистраль сурового Севера: как пролегают железные дороги Якутии

© gelio.livejournal.com

© gelio.livejournal.com

Якутия — самый большой регион России, по площади сравнимый с целой Индией. Транспортное сообщение в Республике Саха (Якутия) играет важнейшую роль, но сильно затруднено крайне суровым климатом, большими расстояниями и трудным ландшафтом. Железные дороги обеспечивают круглогодичное сообщение в любых погодных условиях и обходятся дешевле перевозок на автомобильном транспорте.

Якутия долгое время оставалась в стороне от важнейших транспортных коридоров страны. 


С конца 1970-х годов железная дорога протянулась до угольных месторождений в Нерюнгринском районе. Строительство дороги Беркакит–Томмот–Якутск началось в 1985 году.

© gelio.livejournal.com

С 1995 года строительством магистрали занималось ОАО «Акционерная компания “Железные дороги Якутии”», которую учредили РЖД и правительство Республики Саха (Якутия). 

Сейчас компания занимается перевозками на участке от станции Нижний Бестях до станции Нерюнгри-Пассажирская протяжённостью 799 км.

© gelio.livejournal.com

Нижний Бестях — станция в 30 км от Якутска. Столица республики стоит на левом берегу реки Лена, а конечная станция магистрали — на правом.

© gelio.livejournal.com

Пассажирские поезда до Нижнего Бестяха пустили в 2019 году. Таким образом центр Якутии, где живёт большая часть населения республики, оказался связан с Транссибом и в целом с железнодорожной системой России.

© gelio.livejournal.com

Машинист локомотива на станции Нижний Бестях. Путь отсюда до Нерюнгри на юге Якутии занимает больше 18 часов.

© gelio.livejournal.com

Сейчас пассажиры, прибывающие на станцию зимой, добираются до республиканской столицы по зимнику, летом — паромом до речного вокзала Якутска.

© gelio.livejournal.com

Первая платформа станции Нижний Бестях — высокая. Пассажирам не надо карабкаться в высокий вагон с сумками.

© gelio.livejournal.com

Поезда дальнего следования от Нижнего Бестяха идут не только в пределах Якутии. Можно добраться до Благовещенска и до Хабаровска. Путь до Хабаровска займёт 2 дня 19 часов.

© gelio.livejournal.com

В прошлом году «Железные дороги Якутии» перевезли более 90 тысяч пассажиров — это почти десятая часть населения республики. Пассажиропоток растёт с 2017 года.

© gelio.livejournal.com

Помимо пассажирского сообщения, станция Нижний Бестях выполняет и грузовую функцию — это важнейший пункт для «северного завоза».

© gelio.livejournal.com

 Контейнерный терминал разгружает железнодорожные платформы. Груз идёт как в Якутск, так и дальше в северные районы Республики Саха (Якутия).

© gelio.livejournal.com

© gelio.livejournal.com

Участок железной дороги Нижний Бестях – Томмот проходит по малонаселённым районам Якутии. Вокруг — тайга и кустарники.

© gelio.livejournal.com

Железная дорога пересекает ручьи и реки. В Якутии их тысячи: зимой некоторые полностью замерзают, а весной выходят из берегов в половодье. На фото — мост через реку Амга, приток Алдана.

© gelio.livejournal.com

На магистрали используются тепловозы. Ветка пока не электрифицирована.

© gelio.livejournal.com

В этих местах зимой может быть до –50°С, летом — до +38°С.

© gelio.livejournal.com

Станция Томмот. Железная дорога пришла в город Томмот в 1997 году. Сначала участок использовался только для грузового сообщения, с 2004 года — и для пассажирского.

© gelio.livejournal.com

На рабочем месте поездного диспетчера станции Томмот.

© gelio.livejournal.com

 Маневровый тепловоз используется для маневровых работ — для передвижения вагонов по станционным путям, формирования поездов, подачи вагонов к грузовым фронтам.

© gelio.livejournal.com

Купола здания вокзала Томмот повторяют форму урасы — древнего летнего жилища якутов. В шалашах такой формы жили только жарким летом: берестяная кровля делала внутренние помещения прохладными.

© gelio.livejournal.com

 Электрожезловая система действует на участке от Томмота до Чульбасса. Она позволяет обеспечить безопасность движения на однопутном участке.

© gelio.livejournal.com

Жезловая система Трегера разработана в СССР ещё в 1920-х годах. Из жезлового аппарата нельзя изъять более одного жезла — его вручают машинисту, который идёт по перегону. По прибытии на станцию в конце перегона жезл надо сдать.

© gelio.livejournal.com

Протяжённость однопутного участка Томмот — Нерюнгри-Пассажирская — 364 километра.

© gelio.livejournal.com

Вокзал станции Алдан в одноимённом городе, который основан в 1920-х годах рядом с золотым месторождением.

© gelio.livejournal.com

Первый пассажирский поезд в Нижний Бестях отправился именно из Алдана 27 июля 2019 года.

© gelio.livejournal.com

Первый грузовой поезд прибыл на станцию Алдан 19 декабря 1995 года. Сейчас в Алдане находится главный офис ОАО «АК “Железные дороги Якутии”».

© gelio.livejournal.com

Локомотивное депо станции Алдан образовано в 2003 году для обслуживания локомотивов, курсирующих по магистрали.

© gelio.livejournal.com

 Движение по мосту через реку Чульман рядом с одноимённым посёлком открыто в 1987 году. Чульман — центр добычи угля и золота.

© gelio.livejournal.com

 Локомотивы и вагоны выкрашены в цвета флага Республики Саха (Якутия) — голубой, белый, красный и зелёный.

© gelio.livejournal.com

Пассажирский поезд отправляется со станции Нижний Бестях отправляется через день, а на участке Томмот — Нерюнгри-Пассажирская курсирует ежедневно.

© gelio.livejournal.com

Железные дороги Якутии — один из крупнейших работодателей республики. В компании работают около 1000 человек.

© gelio.livejournal.com

 Железнодорожный мост через реку Чульман недалеко от станции Нерюнгри–Грузовая.

© gelio.livejournal.com

 Станция Нерюнгри-Грузовая — крупнейший грузовой узел юга Якутии. Станция задействована в транспортировке угля Южно-Якутского угольного бассейна.

© gelio.livejournal.com

Станция Нерюнгри-Грузовая лежит в черте города Нерюнгри, на расстоянии примерно 5 километров от его центра.

© gelio.livejournal.com

© gelio.livejournal.com

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)