Там, где спят поезда

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

15 мая – день рождения Московского метрополитена. В этот день в 1935 году на маршрут вышли первые составы. Они отправились из депо «Северное» - первого депо московского метро. С тех пор вот уже 77 лет оно обслуживает пассажиров подземки. Корреспондент Ридуса отправился туда, чтобы рассказать нашим читателям о работе депо.

Большая территория на Краснопрудной улице – это целая агломерация метро: помимо депо, там находится завод по ремонту эскалаторов, управление пожарной охраны метро, автобаза, 1-й отдел полиции на метрополитене и еще некоторые службы.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Депо «Северное» обслуживает Сокольническую линию, там числится 32 состава и 1 резервный, рассказывает главный инженер Михаил Борисович Эльгудин. Из них 19 ночуют в депо, и 14 – на линии, то есть прямо в тоннелях: в оборотных тупиках на станциях «Улица Подбельского» и «Юго-Западная», а также на станционных путях.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Но главная функция депо – это ремонт и техническое обслуживание поездов. В течение дня девять составов проходят ТО в трех объемах – ТО-1, ТО-2 и ТО-3. Цифра означает серьезность работ: ТО-1 – обычный осмотр, а вот на ТО-3 уходит целый рабочий день – бригады распределяются по вагонам, и производится  прокатка на осмотр колесных пар, открываются все кожухи, осматриваются аппараты, заменяются неисправные элементы.

Еще два ПТО – пункта технического осмотра – находятся прямо на линии, под землей. Но там производится только осмотр и мелкий ремонт.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

- Как часто обнаруживаются неисправности? – спрашиваю у главного инженера.

- Время от времени. Но ведь для этого и производится обслуживание и ремонт.

- Но на линии их не заметно?

- Нет, все выявляется в депо. Если неисправность обнаруживается на линии – это ЧП.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Михаил Борисович показывает нам станок для обточки колесных пар – эта операция необходима в том случае, если в процессе эксплуатации так называемая «поверхность катания» стачивается неравномерно. Здесь же, неподалеку – «эталонная колесная пара». На ней настраивают дефектостопы, которые используются для проверки колесных пар.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

А вот мойка для поездов выглядит почти так же, как автомобильная – разве что, немного побольше. Каждый состав моют раз в неделю. Помимо водных процедур, поезда посещают еще продувочную камеру – на канаве с них снимают кожуха, и все вагонное оборудование, - двигатели, мотор-компрессоры, - продувается от пыли и масляных отложений.

© Антон Тушин/Ridus.ru

На линии поезда получают ток через контактный рельс, но перед воротами депо он заканчивается. Поезд заезжает внутрь частично, и там на токоприемники надеваются «удочки» - свисающие сверху передвижные кабели с набалдашниками. После этого состав заезжает в депо полностью. Разумеется, при производстве ремонтных работ напряжение отключается.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

В депо работает 750 человек, из них 176 машинистов и около 500 человек -  ремонтники.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Заходим в цех подъемного ремонта. Там 32-тонные вагоны водружают на подъемники для смены колесных пар, тяговых двигателей, мотор-компрессоров, а также производят крупный ремонт с разборкой.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Главная достопримечательность диспетчерской депо – большое табло. На нем – все составы. Одни – «на канавах», то есть в депо, другие – на линии. Это табло – своего рода раритет, наследие СССР: оно не электронное, не на лампочках и даже не механическое – каждому вагону соответствует металлический шильдик с номером, висящий на магните. Семь шильдиков – состав. Когда поезд выезжает на линию, диспетчер подходит к табло и переносит шильдики с одного магнита на другой. Просто, скажете вы? Зато надежно!

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Для передвижения ремонтных бригад по тоннелям в ночное время, когда контактный рельс отключен, используются мотовозы, или, как их называют здесь – «хозяйственные единицы». Они работают на ЗИЛовских бензиновых двигателях. На территории депо для них есть своя заправка. А два бетонных блока на платформе мотовоза нужны для того, чтобы он не пробуксовывал на поворотах и на мокрых рельсах.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Перед тем, как поезд выйдет на линию, последний осмотр делает машинист – проверяет колеса, проходит по вагонам, из кабины несколько раз открывает-закрывает двери во всем составе.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Напоследок ремонтники показывают нам еще один раритет советской эпохи – уложенный в бетоне на выезде из депо рельс, маркированный именем Сталина и датой – 1934 г.

© Антон Тушин/Ridus.ru

Наша экскурсия подходит к концу. Нам любезно предлагают выехать из депо с ветерком – на очередном составе, который отправляется на линию. Разумеется, мы соглашаемся! И вот уже через несколько минут мы подъезжаем к рампе – постепенно заглубляющемуся тоннелю, через который составы попадают на линию – в оборотные тупики за станцией «Комсомольская».

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

На станции в вагон заходят пассажиры – вряд ли они хоть иногда задумываются о том, сколько людей каждый день трудится для того, чтобы они просто доехали на метро до дома.

Редакция Ридуса сердечно поздравляет весь коллектив Московского метрополитена с его профессиональным праздником! Спасибо вам за ваш труд!

Выражаем благодарность пресс-службе метрополитена за содействие в подготовке репортажа.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Мы разрешаем использовать эти фотографии в блогах и СМИ при условии активной ссылки на агентство гражданской журналистики «Ридус».

См. также:

Репортаж Ридуса о санобработке вагонов в депо "Калужское"

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (59)

  • Small default
    Shahidoff15 мая 2012, 11:05

    Спасибо,очень интересно! какое то там всё допотопное...наследие СССР, ещё лет 5 максимум и вообще всё развалится

  • Small default
    Dodger-693915 мая 2012, 11:07

    хороший репортаж.



    а первого номерного не было в депо? по линии катался?

  • Small 19a624f933
    DIK15 мая 2012, 11:09

    Табло и котенок особенно порадовали

  • Small 0020b9d967
    алексей-454915 мая 2012, 11:14

    Очень даже познавательно! Спасибо за репортаж !

  • Small b9879a1963
    samiznaetekto15 мая 2012, 11:16

    хороший, добрый репортаж. спасибо!

  • Small bf177634d5
    Rita15 мая 2012, 12:10

    класс!спасибо за интересный репортаж!с праздником работников!

  • Small default
    Пользователь заблокирован15 мая 2012, 12:39

    Да. Модернизация то на лицо! Все модернизированное! В 1934 году.

    А суммы немалые за проезд! А дачки то в пять этажей! А мерседесы то последней модели!

  • Small ae76479f48
    Koby16 мая 2012, 01:29

    Отличный репортаж с красивым названием ! Сделан с большой любовью к теме. Кроме хороших снимков и рассказа о работе депо в нём есть ещё одно : такое транспортное предприятие - это социальный микромир... Вдруг вспоминаешь, что, чёрт возьми, кто-то ПРОСТО РАБОТАЕТ В ДЕПО, чтобы утром просыпались поезда )

  • Small default
    Dmitriy-263416 мая 2012, 02:49

    Кто не в курсе: проблем везде хватает, в том числе и в Нью-Йоркском метро. Система дряхлая,-ей больше ста лет, постоянно ремонтируется и конца этому не видно! На выходных многие участки линий закрыты на ремонт, поезда идут по измененным маршрутам или остаются только "челноки", обслуживающие несколько станций. В вагонах и на станциях срачь-уборщики просто не успевают за пассажирами... где едят-там и оставляют пакеты и мусор. Крысы гуляют по станциям пешком, и наблюдать за ними очень забавно. А стоимость проезда-$2.25, и в перспективе будет расти и расти. Мэр иногда ездит в метро,- это правда... спускается под землю в сопровождении "пяти джипов" охраны и проезжает в обычном вагоне несколько станций до своей хижины на Вестсайде. Депо... если бы не надписи на Русском-решил-бы что наше... практически никакой разницы!

  • Small default
    Dmitriy16 мая 2012, 13:24

    Всегда интересовал вопрос... почему на Сокольнической линии у всех составов всегда горит только 3 из 6 фар головного освещения?! Там на лампочках или электричестве экономят, или просто у машинистов зрение лучше?

    К примеру, на Замоскворецкой лини у всех горит по 6 фар :)

  • Small default
    trizker21 мая 2012, 06:13

    кто автор сего фееричного текста? писал какой-то безграмотный неуч. знаки препинания и тире я не трону, ибо автору, судя по всему, не ведомы сии учения, но некоторые аспекты «шедевра» я затрону.



    «В этот день в 1935 году на маршрут вышли первые составы. Они отправились из депо «Северное»…

    составы вышли, а потом из депо отправились! а откуда они тогда, блять, вышли? охуенный текст! автор видимо чумачечий писатель.



    -

    «Но главная функция депо – это ремонт и техническое обслуживание поездов. В течение дня девять составов проходят ТО в трех объемах – ТО-1, ТО-2 и ТО-3. Цифра означает серьезность работ: ТО-1 – обычный осмотр, а вот на ТО-3 уходит целый рабочий день – бригады распределяются по вагонам, и производится прокатка на осмотр колесных пар, открываются все кожухи, осматриваются аппараты, заменяются неисправные элементы».

    автор, зачем столько ненужного шлака и путаницы? мало того, что тема то-2 не раскрыта, так ещё и читателя запутать можно ненужной то-шностью в трёх объёмах. я конечно понимаю, что автор безумно блеснул знанием буков «т» и «о», но это же больше, чем пиздец какой-то.



    -

    «работает 750 человек, из них 176 машинистов и около 500 человек — ремонтники»

    как это возможно, блять? 176+ 500=750? особенно впечатлили слова «около» и «из них»… фееричный автор, литератор судя по всему, «ибо около из них».



    -

    запомнилось и феноменальное интервью, даже не интервью, а беседы не о чём гениального автора текста и с главным инженером злосчастного депо.

    — Но на линии их не заметно?

    — Нет, все выявляется в депо. Если неисправность обнаруживается на линии – это ЧП.

    чп – это данный текст, который автор запорол больше, чем полностью. вот откуда берутся такие текстовики-долбоебы? думаю автор – это настоящее чп, которое вышло и отправилось из депо около «целой агломерации депо»

  • Small default
    Orsana31 мая 2012, 00:32

    Спасибо авторам! Чудесный, добрый репортаж, прекрасные фотографии, прямо бальзам на душу :) Давно мечтаю попасть в депо, и в особенности именно в депо "Северное", спасибо хоть за виртуальную такую возможность :) А некоторые фото порадовали особенно, солнышко ты мое красно-желтое :))

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости
распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Засунуть запаянную «инфокапсулу» оказалось непросто.

Во время беспощадной борьбы с пандемией всегда полезна ретроспектива.

Является ли отсутствие свободы причиной самоубийств?

интересное

Самые продаваемые в мире электромобили Tesla. Но за ней стоит производственная махина Китая

Руководство компании считает, что игра Cyberpunk 2077 запустилась очень хорошо.

Разработчики пообещали выпустить продукт со всеми расширениями.

полезное

Ученые из Калифорнийского университета провели эксперимент с участием 450 мужчин и женщин.

Специалисты в течение семи лет наблюдали за здоровьем и питанием четырех тысяч женщин и их детей.

развлечения

Девушки, кстати, бьются куда ожесточеннее парней, вы заметили?