Там, где спят поезда

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

15 мая – день рождения Московского метрополитена. В этот день в 1935 году на маршрут вышли первые составы. Они отправились из депо «Северное» - первого депо московского метро. С тех пор вот уже 77 лет оно обслуживает пассажиров подземки. Корреспондент Ридуса отправился туда, чтобы рассказать нашим читателям о работе депо.

Большая территория на Краснопрудной улице – это целая агломерация метро: помимо депо, там находится завод по ремонту эскалаторов, управление пожарной охраны метро, автобаза, 1-й отдел полиции на метрополитене и еще некоторые службы.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Депо «Северное» обслуживает Сокольническую линию, там числится 32 состава и 1 резервный, рассказывает главный инженер Михаил Борисович Эльгудин. Из них 19 ночуют в депо, и 14 – на линии, то есть прямо в тоннелях: в оборотных тупиках на станциях «Улица Подбельского» и «Юго-Западная», а также на станционных путях.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Но главная функция депо – это ремонт и техническое обслуживание поездов. В течение дня девять составов проходят ТО в трех объемах – ТО-1, ТО-2 и ТО-3. Цифра означает серьезность работ: ТО-1 – обычный осмотр, а вот на ТО-3 уходит целый рабочий день – бригады распределяются по вагонам, и производится  прокатка на осмотр колесных пар, открываются все кожухи, осматриваются аппараты, заменяются неисправные элементы.

Еще два ПТО – пункта технического осмотра – находятся прямо на линии, под землей. Но там производится только осмотр и мелкий ремонт.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

- Как часто обнаруживаются неисправности? – спрашиваю у главного инженера.

- Время от времени. Но ведь для этого и производится обслуживание и ремонт.

- Но на линии их не заметно?

- Нет, все выявляется в депо. Если неисправность обнаруживается на линии – это ЧП.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Михаил Борисович показывает нам станок для обточки колесных пар – эта операция необходима в том случае, если в процессе эксплуатации так называемая «поверхность катания» стачивается неравномерно. Здесь же, неподалеку – «эталонная колесная пара». На ней настраивают дефектостопы, которые используются для проверки колесных пар.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

А вот мойка для поездов выглядит почти так же, как автомобильная – разве что, немного побольше. Каждый состав моют раз в неделю. Помимо водных процедур, поезда посещают еще продувочную камеру – на канаве с них снимают кожуха, и все вагонное оборудование, - двигатели, мотор-компрессоры, - продувается от пыли и масляных отложений.

© Антон Тушин/Ridus.ru

На линии поезда получают ток через контактный рельс, но перед воротами депо он заканчивается. Поезд заезжает внутрь частично, и там на токоприемники надеваются «удочки» - свисающие сверху передвижные кабели с набалдашниками. После этого состав заезжает в депо полностью. Разумеется, при производстве ремонтных работ напряжение отключается.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

В депо работает 750 человек, из них 176 машинистов и около 500 человек -  ремонтники.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Заходим в цех подъемного ремонта. Там 32-тонные вагоны водружают на подъемники для смены колесных пар, тяговых двигателей, мотор-компрессоров, а также производят крупный ремонт с разборкой.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Главная достопримечательность диспетчерской депо – большое табло. На нем – все составы. Одни – «на канавах», то есть в депо, другие – на линии. Это табло – своего рода раритет, наследие СССР: оно не электронное, не на лампочках и даже не механическое – каждому вагону соответствует металлический шильдик с номером, висящий на магните. Семь шильдиков – состав. Когда поезд выезжает на линию, диспетчер подходит к табло и переносит шильдики с одного магнита на другой. Просто, скажете вы? Зато надежно!

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Для передвижения ремонтных бригад по тоннелям в ночное время, когда контактный рельс отключен, используются мотовозы, или, как их называют здесь – «хозяйственные единицы». Они работают на ЗИЛовских бензиновых двигателях. На территории депо для них есть своя заправка. А два бетонных блока на платформе мотовоза нужны для того, чтобы он не пробуксовывал на поворотах и на мокрых рельсах.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Перед тем, как поезд выйдет на линию, последний осмотр делает машинист – проверяет колеса, проходит по вагонам, из кабины несколько раз открывает-закрывает двери во всем составе.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Напоследок ремонтники показывают нам еще один раритет советской эпохи – уложенный в бетоне на выезде из депо рельс, маркированный именем Сталина и датой – 1934 г.

© Антон Тушин/Ridus.ru

Наша экскурсия подходит к концу. Нам любезно предлагают выехать из депо с ветерком – на очередном составе, который отправляется на линию. Разумеется, мы соглашаемся! И вот уже через несколько минут мы подъезжаем к рампе – постепенно заглубляющемуся тоннелю, через который составы попадают на линию – в оборотные тупики за станцией «Комсомольская».

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

На станции в вагон заходят пассажиры – вряд ли они хоть иногда задумываются о том, сколько людей каждый день трудится для того, чтобы они просто доехали на метро до дома.

Редакция Ридуса сердечно поздравляет весь коллектив Московского метрополитена с его профессиональным праздником! Спасибо вам за ваш труд!

Выражаем благодарность пресс-службе метрополитена за содействие в подготовке репортажа.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Мы разрешаем использовать эти фотографии в блогах и СМИ при условии активной ссылки на агентство гражданской журналистики «Ридус».

См. также:

Репортаж Ридуса о санобработке вагонов в депо "Калужское"

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (59)

  • Small default
    Shahidoff15 мая 2012, 11:05

    Спасибо,очень интересно! какое то там всё допотопное...наследие СССР, ещё лет 5 максимум и вообще всё развалится

  • Small default
    Dodger-693915 мая 2012, 11:07

    хороший репортаж.



    а первого номерного не было в депо? по линии катался?

  • Small 19a624f933
    DIK15 мая 2012, 11:09

    Табло и котенок особенно порадовали

  • Small 0020b9d967
    алексей-454915 мая 2012, 11:14

    Очень даже познавательно! Спасибо за репортаж !

  • Small b9879a1963
    samiznaetekto15 мая 2012, 11:16

    хороший, добрый репортаж. спасибо!

  • Small bf177634d5
    Rita15 мая 2012, 12:10

    класс!спасибо за интересный репортаж!с праздником работников!

  • Small default
    Пользователь заблокирован15 мая 2012, 12:39

    Да. Модернизация то на лицо! Все модернизированное! В 1934 году.

    А суммы немалые за проезд! А дачки то в пять этажей! А мерседесы то последней модели!

  • Small ae76479f48
    Koby16 мая 2012, 01:29

    Отличный репортаж с красивым названием ! Сделан с большой любовью к теме. Кроме хороших снимков и рассказа о работе депо в нём есть ещё одно : такое транспортное предприятие - это социальный микромир... Вдруг вспоминаешь, что, чёрт возьми, кто-то ПРОСТО РАБОТАЕТ В ДЕПО, чтобы утром просыпались поезда )

  • Small default
    Dmitriy-263416 мая 2012, 02:49

    Кто не в курсе: проблем везде хватает, в том числе и в Нью-Йоркском метро. Система дряхлая,-ей больше ста лет, постоянно ремонтируется и конца этому не видно! На выходных многие участки линий закрыты на ремонт, поезда идут по измененным маршрутам или остаются только "челноки", обслуживающие несколько станций. В вагонах и на станциях срачь-уборщики просто не успевают за пассажирами... где едят-там и оставляют пакеты и мусор. Крысы гуляют по станциям пешком, и наблюдать за ними очень забавно. А стоимость проезда-$2.25, и в перспективе будет расти и расти. Мэр иногда ездит в метро,- это правда... спускается под землю в сопровождении "пяти джипов" охраны и проезжает в обычном вагоне несколько станций до своей хижины на Вестсайде. Депо... если бы не надписи на Русском-решил-бы что наше... практически никакой разницы!

  • Small default
    Dmitriy16 мая 2012, 13:24

    Всегда интересовал вопрос... почему на Сокольнической линии у всех составов всегда горит только 3 из 6 фар головного освещения?! Там на лампочках или электричестве экономят, или просто у машинистов зрение лучше?

    К примеру, на Замоскворецкой лини у всех горит по 6 фар :)

  • Small default
    trizker21 мая 2012, 06:13

    кто автор сего фееричного текста? писал какой-то безграмотный неуч. знаки препинания и тире я не трону, ибо автору, судя по всему, не ведомы сии учения, но некоторые аспекты «шедевра» я затрону.



    «В этот день в 1935 году на маршрут вышли первые составы. Они отправились из депо «Северное»…

    составы вышли, а потом из депо отправились! а откуда они тогда, блять, вышли? охуенный текст! автор видимо чумачечий писатель.



    -

    «Но главная функция депо – это ремонт и техническое обслуживание поездов. В течение дня девять составов проходят ТО в трех объемах – ТО-1, ТО-2 и ТО-3. Цифра означает серьезность работ: ТО-1 – обычный осмотр, а вот на ТО-3 уходит целый рабочий день – бригады распределяются по вагонам, и производится прокатка на осмотр колесных пар, открываются все кожухи, осматриваются аппараты, заменяются неисправные элементы».

    автор, зачем столько ненужного шлака и путаницы? мало того, что тема то-2 не раскрыта, так ещё и читателя запутать можно ненужной то-шностью в трёх объёмах. я конечно понимаю, что автор безумно блеснул знанием буков «т» и «о», но это же больше, чем пиздец какой-то.



    -

    «работает 750 человек, из них 176 машинистов и около 500 человек — ремонтники»

    как это возможно, блять? 176+ 500=750? особенно впечатлили слова «около» и «из них»… фееричный автор, литератор судя по всему, «ибо около из них».



    -

    запомнилось и феноменальное интервью, даже не интервью, а беседы не о чём гениального автора текста и с главным инженером злосчастного депо.

    — Но на линии их не заметно?

    — Нет, все выявляется в депо. Если неисправность обнаруживается на линии – это ЧП.

    чп – это данный текст, который автор запорол больше, чем полностью. вот откуда берутся такие текстовики-долбоебы? думаю автор – это настоящее чп, которое вышло и отправилось из депо около «целой агломерации депо»

  • Small default
    Orsana31 мая 2012, 00:32

    Спасибо авторам! Чудесный, добрый репортаж, прекрасные фотографии, прямо бальзам на душу :) Давно мечтаю попасть в депо, и в особенности именно в депо "Северное", спасибо хоть за виртуальную такую возможность :) А некоторые фото порадовали особенно, солнышко ты мое красно-желтое :))

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости
распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Найдена фотография человека, похожего на Семена Золотарева.

интересное

Вакцинация от коронавируса может начаться уже в декабре.

Врач рассказала, как влияет на сексуальное желание сон в разных постелях.

«Обычно некоторые диагнозы ставят в 60 лет, а у пост-ковидной группы — уже в 40»

полезное

Соблюдение такого режима питания усиливает сжигание калорий и приводит к потере веса.

Они в два раза повышают вероятность оказаться в больнице или умереть.

развлечения

Он был рад, что оказался в нужном месте в нужное время.