+12
Сохранить Сохранено 7
×

Вторая древнейшая: каков прайс-лист на журналистов


Вторая древнейшая: каков прайс-лист на журналистов

Каждый, кто работает журналистом, фразу про продажных женщин на зарплате или схожие по морфологии выражения привык слышать в свой адрес. Или слышал хотя бы раз в жизни. Ласковыми словами покрывают далеко не только политических журналистов или работников государственных структур. 

Таких фраз вполне может удостоиться и игрожур, мирно пишущий об играх — казалось бы, его-то за что? Но в этой сфере ничуть не меньше обвинений в проплаченности, клевете и хайпожорстве.

С приходом видеоблоггинга, где теперь необязательно учиться в вузе или хотя бы иметь опыт работы в этой сфере под патронажем настоящих профессионалов, журналистом может стать каждый. Такой современный и раскрученный «сам себе режиссер». 

Видеоблогеры как никто другой обожают поливать журналистов нелестными словами, упоминать о том, что монетизация за их ролики выше, чем зарплаты печатной (сетевой) прессы, что «отрасль загибается и скоро все эти тунеядцы окажутся на улице». Забывая о том, что многие видеоблогеры инфоповоды берут у той самой печатной прессы, не замазывая названия изданий на своих скриншотах. И что вообще мы, на самом деле, коллеги.

То, что о журналистах так говорят, конечно, небезосновательно. Так же небезосновательно, как разговоры об оборотнях в погонах, например. Другой вопрос, что всех журналистов считают проплаченными куртизанками — и когда говорят про кого-то конкретного, опять же, подразумевают всю отрасль сразу.

Но журналист вовсе не всегда имел такой образ. И профессия это действительно одна из древнейших, откуда и пошло сравнение с куртизанками, собственно. Почему древнейшая? Потому что первыми журналистами можно было назвать древних разведчиков. Их прямой задачей было найти информацию и доставить её всему племени. Эта должность просто расширялась со временем, породив различные ветки — военных разведчиков, радистов, пресловутую печатную прессу и так далее. Но функция у всех этих профессий примерно одинакова.

Кто-то возразит, что в отличие от журналиста те же военные рискуют жизнью ради информации. Но эти люди просто плохо знают историю. Потому что в истории существовало много журналистов, не просто рисковавших жизнью, но максимально отчаянных и безбашенных. Отчего и возникла профессиональная деформация, у кого-то проявляющаяся в грубости, у кого-то — в усталом цинизме, а у кого-то — просто в эмоциональной тупости, когда уже ничего не волнует и не трогает.

Одним из самых известных истории и величайших журналистов является Роберт Фиск. Этот парень прославился не тем, что брал интервью у самого Усамы бен Ладена — Бобби не успокоился, пока не взял все три! Он вообще был рисковым чуваком: на войне был чаще, чем профессиональные военные — побывал и в Афганистане, и в Ираке, и в Персидском заливе, и в Багдаде, и в Сараево. Сложнее сказать, где он не был.

Бобби не особо любили. Коллеги и примкнувшие не любили его за то, что он был жутким занудой и пессимистом, да еще и всякие бомбардировки с войнами критиковал. А власти не любили его в том числе за его знаменитое высказывание:

Журнализм должен бросать вызов власти — любой власти — особенно, когда правительства и политики гонят нас на войну.

Но Бобби, который, кстати, жив до сих пор — не исключение из правил. История также знает такую отчаянную голову как Кристиан Аманпур. Эта леди ничуть не отстала от Фиска: это единственная журналистка, которая смогла взять интервью у Хосни Мубарака прямо во время арабской весны. Коммандор Ордена Британской империи, между прочим, одна из ста влиятельнейших женщин мира, потому что за ней регулярно следят мировые власти — пожалуй, мало чей твиттер читают так же активно, как её.

Почему так? Ну, потому что мадам Кристи за словом в карман не полезет и не боится говорить то, что сочтет нужным. Ей абсолютно барабану, о ком речь — о главе террористической группировки, президенте какой-нибудь крупной державы или мировой финансовой грибнице.

Её китайская коллега Ху ШуЛи пошла в немного ином направлении и решила посвятить службу расследованиям о преступниках. Эта дама поработала над раскрытием крупных криминальных банд и коррупционеров круче, чем некоторые детективы из фильмов. В общем-то, её тоже боятся небезосновательно.

Джона Стюарта многие знают, потому что он часто появляется в телеящике, причем в амплуа комика. Он и сам себя журналистом не называет, но все (включая его самого) прекрасно понимают, что журналистом он является в полном смысле этого слова. Джон прославился тем, что ювелирно умеет копать под влиятельнейших политиков — да фигня отдельные политики, под целые экономические системы сразу.

Самое страшное в Джоне для самих политиков — то, что он попутно еще и высмеивает проблемы, делая их понятнее для широкой публики. Особенно Стюарт привлекателен для молодежи — это кошмарный сон любой современной экономической системы, потому что многим спокойнее спится, если молодежь ничего не понимает и играет в свои игрушки. Джон совершает страшное, показывая игрушки поинтереснее вроде политики.

Но это всё — иностранные имена. Что же русские? 

Наш земляк Дмитрий Холодов, как и его иностранные коллеги, ничего не боялся. Он словно раз за разом отчаянно рвался в те места, которые принято называть адом на Земле. Дима побывал и в Чечне, и в Абхазии, и в Азербайджане, но не ограничивался внешними конфликтами и посвятил больше половины своих работ расследованию коррупции и мошенничества в российской армии. Ему не было страшно высказаться в лицо даже министру обороны.

Вероятно, всё это было очень неудобно и напрягало отдельных людей, потому что Дима погиб от взрыва мины, которую подложили прямо в его портфель. Специалист погиб, до конца исполняя свой долг.

К Анне Политковской можно по-разному относиться. Кто-то даже из коллег её не любит, кто-то — напротив. Устоявшимся фактом является то, что Анна, так же, как и Дмитрий, много работала в Министерстве обороны, расследуя преступления в армии и помогая семьям погибших солдат добиться справедливости. Как и Дмитрий, была убита в лифте собственного дома.

Список можно продолжать бесконечно. Активных и ярких работников СМИ было очень много — бесконечно, если разбирать этот вопрос до седых античных времен.

Фактом является то, что профессия эта — не для трусливых, если человек действительно хочет что-то сделать для мира, а не просто получать зарплату. И совмещать в себе журналист должен помимо писателя еще и мастерство детектива, а также не бояться бросаться в бой ради справедливости и правды. Точно так же, как убирают особо рьяных следователей — такому же риску подвержены глубоко копающие журналисты.

Подобные расследования проводятся не только в политике, в горячих точках или других серьезных местах. Точно такие же расследования проводятся и в относительно мирных отраслях — например, вскрытие мошеннических схем мегакорпораций, производящих фильмы, или поддержка работников профсоюзов, или публикация анонимных писем в редакцию, которые вскрывают ужас и мрак на рабочем месте и в быту. Потому что война, на самом деле, не только где-то далеко, где гремят взрывы и летают пули, но и в наших собственных городах.

Именно благодаря добросовестным журналистам люди могут узнать о нечистоплотности компании, куда собрались идти работать. Или об опасной эпидемии на курорте, куда они собрались поехать. Да банально о том, что там с курсом доллара.

Да, к сожалению, недобросовестных работников, которым по барабану на тему, которые берут первое попавшееся и просто копирайтят его — достаточно. Без цитирования вообще невозможно обойтись в письме, особенно — если тема масштабная. А уж чего стоят медийные скандалы о цвете трусиков Джоли или войнушки между изданиями — и денег тоже приносят немерено. 

Только вот такие мероприятия не вызывают взрыва адреналина от того, что ты раскопал нечто стоящее или от того, что ты приехал живым из горячей точки. Не делают тебя живым. 

Но именно оттого добросовестные журналисты — обычно не самые простые люди. Многие из них пришли в журналистику из полиции, врачебного дела, да откуда угодно. Журналистом действительно может стать любой, кому есть, что сказать и кто умеет связать пару слов красиво — это правда, по крайней мере, в современных условиях блогинга и века информационных технологий.

Однако если в труд действительно вкладывается вся душа, профессиональная деформация неизбежна. Как и врачи, журналисты со временем выгорают и становятся циничными — не так-то просто для психики смотреть реальные сцены убийств или домашних зверств, корректировать их, замазывая лица и глуша мат. Как и военные, многие корреспонденты получают на всю жизнь психические травмы и ПТСР, которые фактически делают их инвалидами. Как и оперативники, журналисты могут быть застрелены, взорваны, утоплены и покалечены.

Поэтому, когда хочется снова бросить что-то по поводу куртизанок, стоит всё-таки уточнять, о ком именно идет речь.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+12

 

   

Комментарии (0)