Мастер меча и топора: как сварщик из Тольятти превращает металл в искусство

© Вячеслав Шаров

© Вячеслав Шаров

Кому-то может показаться, что работа сварщика является довольно будничной и лишена всяческого творчества, однако это далеко не так. Ярким примером является Вячеслав Шаров из Тольятти, который с помощью своего сварочного аппарата и металла создаёт невероятные вещи, начиная от виртуозно выполненных столовых приборов и колец, заканчивая топорами, напоминающими оружие фэнтезийных героев.


(c)Вячеслав Шаров
(c)Вячеслав Шаров
(c)Вячеслав Шаров

Как рассказал Вячеслав гражданскому журналисту «Ридуса», его будущее предопределили родители, которые убедили его пойти учиться в колледж на профессию «технолог сварочного производства». По их мнению, в тот момент в учебных заведениях было множество желающих заниматься программированием и после выпуска их будет так много, что они никому не будут нужны, а вот «сварщики — рабочая профессия. Сварщики всегда нужны».

(c)Вячеслав Шаров

— Что с тобой было после учёбы?

 — Я просто пошел работать по профессии, которой в итоге обучился — стал сварщиком на стройке. Начал упорно трудиться и даже много зарабатывать, но с учетом того, что зарабатывал я только за счет количества трудовых часов, а не их качества — надолго меня не хватило. Усугубило эту ситуацию и то, что я был активным посетителем тренажерных залов. В общем, я знатно так травмировал спину и в 22 года стал гордым обладателем грыжи грудного отдела позвоночника. Это и поставило крест в моей карьере сварщика на стройках.

— И после этого ты стал работать на себя?

 — Нет. Я начал искать себе офисную работу. Пробовал разные места. Где-то не выдерживал и недели. В итоге мне удалось попасть в компанию по продаже сварочного оборудования, где я стал работать демонстратором аппаратуры. Между делом, прямо на одной территории с моей компанией, но в другом ее направлении, работал мой друг. И вот как-то мы просто взяли и решили начать свое дело. У друга в прошлом был опыт работы в шиномонтаже, поэтому он решил, что будет заниматься правкой алюминиевых дисков. Я же как сварщик стал бы заваривать трещины на этих самых дисках. Так и началось наше общее «свободное от дяди» дело. Вместе с этим я начал делать и металлоконструкции (шкафы, лавочки, вешалки и т. п.), а также интересные настольные поделки из металла. Кстати, именно из-за изготовления таких сувениров я и познакомился со своей женой.

(c)Вячеслав Шаров
(c)Вячеслав Шаров
(c)Вячеслав Шаров

— Ты с ней из одной сферы?

 — В один момент она просто позвонила и спросила, занимаюсь ли я сваркой, так как она видела на моей странице фотографии интересных металлических штуковин. А так как она занимается сувенирами, то ей было актуально знакомство с креативным сварщиком. Мы встретились, обсудили детали, я начал делать заказы для нее. Позднее я переехал в Самару, там мы начали жить вместе. Благодаря ее безграничной помощи, как моральной, так и физической (мы вместе делаем скульптуры для Самары: розовые руки, желтые слоны и т. п.), начинать с самого начала было не так сложно, а прогресс не заставил себя ждать. Думаю, что благодаря ей я смог сильно вырасти и стать тем, кем стал сейчас.

— А когда в итоге пошли топоры и украшения?

 — Купив фотоаппарат в интернете и пожив какое-то время из-за этого «диетой на дошиках», я начал изучать гайды по фото и видеосъёмке, видеомонтажу. Я уже не помню почему, но первым роликом на ютубе стала сварка топора, на котором был череп с рогами, а топорище было в виде позвоночника. Я варил топор целую неделю от рассвета до заката. А потом целую неделю по тому же принципу я монтировал ролик.

Внезапно, но на топор сразу нашелся покупатель. 2 недели работы стоили 4 тыс. рублей. Хах… успех? Конечно! Я понял, что это работает и это реально. Остается научиться быстрее монтировать ролики и более уверенно работать с металлом. Я сделал новый топор и снова его продал, снова выложил видео. Я тратил неделю на изготовление предмета, от 3 до 6 дней на монтаж и потом целыми днями писал статьи для VK групп, Pikabu, ЯПлакалъ и сайтов самоделок. Мне удавалось собирать на этом тысячи просмотров, не имея при этом подписчиков. Я брал рынок своим усердием и человеко-часами.

(c)Вячеслав Шаров
(c)Вячеслав Шаров
(c)Вячеслав Шаров
(c)Вячеслав Шаров

— В итоге это дало результат?

— Да, русскому зрителю нравятся топоры, а мне нравится их коверкать и творить с ними невообразимые штуки. На моем счету топоры с изображением: черепов, ворона, волка и даже топор в виде елочки или веера из стамесок. Я всегда стремлюсь донести до людей, что из чего угодно можно сделать что угодно.

— Сколько в среднем тратишь времени на создание одного топора?

 — Если брать в расчет только топоры… То от двух часов — я так выковал микротопор из гвоздя — до полноценного месяца. Таким был топор для тату-конвенции. Это была работа в виде черепа женщины с топорищем в виде ее косы.

(c)Вячеслав Шаров

— Что самое необычное ты сделал за всё время своей работы?

— Клинки Хаоса из компьютерной игры God Of War. Дело в том, что у моего друга обнаружили рак и я решил сделать что-то максимально крутое, что могу сделать сейчас, чтобы поддержать его на вырученные средства. Я выбрал эти клинки потому, что они парные и сделать симметрию очень сложно, как минимум из-за терпения, которого в этой работе потребовалось очень много. Также в этих клинках сочетается сварка и литье. Эта работа забрала 3 недели моего времени. Надо сразу отметить, что я работаю только в декоративном стиле и ничего настоящего и боевого не произвожу.

(c)Вячеслав Шаров

— Каков процесс работы? Скажем, на примере тех же клинков.

 — Для создания подобного изначально нужно сделать выкройки в масштабе 1:1, в этом мне помогает моя жена. Всё всегда начинается с эскиза. Потом, если это работа с формой металла — выкройка переносится на металл и болгаркой вырезается форма, либо переносится на воск, если речь о работе с воском. И то и то было сделано в работе над клинками. Вырезав грубую форму, постепенно переходим к ее финишному виду: сглаживание контура, нанесение текстуры, шлифовка и патинирование/чернение.

После того, как закончил работу над лезвиями, я отложил их в сторону и по той же выкройке, что делал их, на ЧПУ вырезал из фанеры те части лезвия, на которых располагается огромная гарда в виде черепа сказочного существа. Эти фанерные части были гораздо легче металлических оригиналов, что позволило без лишних сложностей работать с воском. Я расплавил воск и отлил огромные восковые пластины, вырезал грубую форму черепа гарды на них, закрепил их на деревянной основе и приступил к моделированию.

(c)Вячеслав Шаров
(c)Вячеслав Шаров

 — Когда закончил работу над моделями, пришло время отливать их из металла. Я разделил восковую модель на части, чтобы иметь возможность залить металл на своих мощностях. Сделал гипсовые формы для заливки металла и поставил их в печь. Чтобы заливка металла шла хорошо, очень важно придерживаться технологического цикла и качественно прокалить форму.

 — Залив металл, нужно обработать части отливки и сварить их вместе, после чего закончить обработку уже до финишного состояния. Потом идет процесс подгонки клинков и гарды между собой и окончательная сборка. Я люблю делать сложные и интересные задачи, а вот найти единомышленников бывает сложно.

Сейчас мне нужно было сделать относительно сложную обтяжку рукояток кожей. Она скорее даже не сложная — она нестандартная. Пришлось постараться и обзвонить местных кожевников. Один такой нашелся и взялся за работу ради общего развития и просто интереса. Должен сказать, что вышло очень неплохо. В итоге, спустя 3 недели моей работы и недели опыта кожевника в подборе кожи и способа намотки, мы получили клинки в их готовом виде. Я сделал что смог. Теперь, надеюсь, что найдется ценитель, который заберет клинки себе и поможет тем самым человеку в борьбе с его недугом.

(c)Вячеслав Шаров

— Кстати, о боевом оружии. С клинками Кратоса понятно, а вот топоры? Они являются холодным оружием?

 — Нет, я беру за основу хозяйственные топоры и зачастую даже не восстанавливаю им твердость закалкой по окончанию работ. Но еще чаще я делаю предметы из простого листа металла, который и вовсе нельзя закалить до какой-либо твердости. В народе такую сталь называют «пластилиновой». Я сварщик-художник. Весь упор на визуальную часть.

(c)Вячеслав Шаров
(c)Вячеслав Шаров

— А кроме клинков и топоров, что ещё делаешь? Какие есть интересные вещи в коллекции?

 — Кроме сварки топоров, я добился неплохих успехов в производстве ювелирных украшений, как ручных, так и серийных вариантов. Все оформлено официально: ИП, регистрация в пробирной палате и т. п. Сейчас пошла мода на колечки, где есть тонкий обруч из золота и огромный камень — вот она вся ценность. Я же хочу создавать что-то и вкладывать ценность идеей, а не сырьем. Ещё совместно с женой, как я говорил, мы делаем скульптуры для фестивалей и изредка частные заказы. Например, в рамках фестиваля «Волгафест», нужно было сделать что-то за неделю. Мы сделали 4-метровые руки весом в 700 кг.

(c)Вячеслав Шаров
(c)Вячеслав Шаров
(c)Вячеслав Шаров

— Почему так много работ именно с дизайном черепов?

 — Черепов полно в работе, потому что я вижу в этом эстетику. Череп — одно из красивейших и сложнейших сооружений природы. В моем увлечении нет никакой мистики, нет чего-то, что можно было бы осудить. Меня вдохновляет природа. Череп — это часть природы, такой же, как и череп, покрытый кожей. Если кто-то этого не понимает — это его проблема. Но я не так критичен в своем суждении. Также надо отметить, что я с этого начинал, в связи с чем сейчас вокруг собралась аудитория фанатов этой тематики и частично зритель, который меня смотрит и диктует условия. Без этого тоже не обойтись.

(c)Вячеслав Шаров
(c)Вячеслав Шаров
(c)Вячеслав Шаров

— За сколько времени реально обычному человеку освоить ваши навыки? Что для этого нужно в плане мастерской/оборудования/финансов и т. п.

 — Если казалось, что до этого я отвечал объемно, то тут можно затянуть беседу на часы. Я начинал с 40 тысяч рублей: купил сварочник за 30 тысяч и на 10 тысяч оплатил аренду гаража и электричество. Я в своих роликах часто делал из ничего с помощью ничего что-то интересное. Я делал меч из арматуры с помощью сварки электродами, а сварочник такого типа можно купить за 2 тысячи рублей, я лил кольцо на коленке из латуни, я вырезал гарды в своей лучшей работе — клинках хаоса — гвоздем. Возможность начать есть всегда.

— Касательно знаний. Тут все просто — надо начинать с того, что умеешь. Или думаешь, что можешь быстро освоить. Сначала было легко начинать — я ничего не знал и просто делал, представляя всё в голове. Первые литейные станки я делал себе не по чертежам и схемам, а по картинке из интернета. Сейчас вроде бы и знания есть и опыт, но вместе с этим пришло и понимание, которое рано или поздно приходит к каждому специалисту, что я ничего не знаю. И в итоге теперь я учусь еще усерднее и еще больше.

(c)Вячеслав Шаров
(c)Вячеслав Шаров
(c)Вячеслав Шаров

— Так как у тебя действительно много брутальных работ с черепами, то возникает вопрос, кто твои клиенты? Это какие-то байкеры и сатанисты? Кому такое интересно?

 — Я как-то выставился со своими украшениями на тату-конвенции и вживую увидел тех, кому это интересно. Можно сказать, что я удивился… было очень много женщин 40+. На вид успешные и ухоженные женщины в строгих платьях без татуировок и любых других атрибутик субкультур. Думаю, что им просто надоела банальность. Конечно, байкеры тоже покупают и смотрят мои ролики. Но в большей степени моя аудитория — это люди, которым интересен сам факт создания чего-то художественного и необычного. Например, под каждым роликом про черепки обязательно будет высказывание: черепа не люблю, но работа крутая!

Главное не что делать, а как делать. Я простой и открытый человек. Я не скрываю в роликах косяки и показываю, как справляюсь с ними, а так же делюсь впечатлениями в повествовании, вместо сухих фактов. В общем, черепа — не панацея.

(c)Вячеслав Шаров
(c)Вячеслав Шаров
(c)Вячеслав Шаров

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (1)