+3
Сохранить Сохранено 7
×

Лоустофт: как британцы в одиночку выступили против ведущих стран Европы


Лоустофт: как британцы в одиночку выступили против ведущих стран Европы

© warspot.ru

Источник

4 марта 1665 года Англия объявила войну Голландии. Однако совсем скоро обнаружилось, что Соединённые Провинции предусмотрительно заключили военные союзы с Францией, Данией и Швецией, тогда как Британия вступила в войну совсем без поддержки. 

Англия стала спешно искать в Европе единомышленников: кто готов составить компанию в войне с Голландией? 

Желающих нашлось не сказать чтобы много, и следующие два года Англии пришлось вести войну самостоятельно. Основные события разворачивались на море. Первой крупной битвой Англо-голландской войны стало сражение у английского порта Лоустофт.

В поисках союзников

Один желающий нашёлся — Кристоф Бернхард фон Гален, князь-епископ Мюнстерский. В обмен на английские субсидии он согласился атаковать голландцев с суши. 

На начальном этапе войны ему даже сопутствовала удача: епископ сумел разорить две голландские провинции. Однако вскоре король Франции, союзник Нидерландов, отрядил в Мюнстер 6-тысячный корпус, который положил конец успехам фон Галена. С восточной же границы епископату грозил курфюрст Брандербургский, союзник Швеции. 

Вскоре фон Гален при посредничестве Франции заключил с Голландией мир. Англичане направили дипломатические миссии во Францию, Испанию и Данию, но их постигла неудача. На переговорах с Людовиком XIV английский монарх Карл II даже соглашался не препятствовать захвату французами Испанских Нидерландов — при условии, что Франция не вступится за Голландию в предстоящей войне. 

Но Людовик по рекомендации своего влиятельного советника Жана-Батиста Кольбера отказался от этого заманчивого предложения: если англичане добьются безраздельного господства в мореходстве и торговле, то новые территориальные приобретения французов станут очень дорогим удовольствием.

Король Англии Карл II
Король Англии Карл II© wikimedia.org

Дошедшие до испанцев слухи о торговле их же землями быстро положили конец начавшемуся было переговорному процессу с дипломатами Карла II. К этому примешивались обиды за захваченные недавно Ямайку и Танжер, а также за продажу французам Дюнкерка. Английский посол сэр Ричард Фэншоу был просто-напросто изгнан из Испании. 

Датчане поначалу заключили с английским посланником сэром Джоном Тальботом договор, направленный против Соединённых Провинций, однако вскоре разорвали его и подписали прямо противоположные кондиции с генеральными штатами Нидерландов. Король Дании обязался помочь союзнику флотом в тридцать кораблей, за что получал от Голландии и Франции субсидию на 1,5 млн крон, из которых Франция платила только пятую часть суммы. 

На ведение войны Англии требовались громадные средства. Между тем зимой 1665 года в Лондоне вспыхнула эпидемия чумы. К сентябрю болезнь унесла жизни 75 000 человек. Банкиры Сити выделили на военные нужды 100 000 фунтов, парламент — ещё 200 000, тогда как по самым скромным подсчётам для снаряжения флота требовалось 800 000 фунтов. 

В общей сложности парламент проголосовал за выделение на войну 1,8 млн фунтов стерлингов, но их хватило только на полтора года военных действий. Естественно, в первую очередь стали экономить на экипажах кораблей. Флотские казначейства уже не в первый раз выдавали долговые расписки, которые в трактирах и магазинах принимали гораздо дешевле, чем суммы, на которые они были выписаны. 

На кораблях началось массовое дезертирство: моряки просто не желали служить. В ответ последовали рекрутские наборы во флот. Рыбаков и матросов с торговых судов под конвоем сгоняли в морские казармы и рассортировывали по кораблям.

Однако эти трудности не испугали англичан. Они считали, что захват голландских торговых кораблей быстро сделает войну не просто окупаемой, но и вполне прибыльной.

Голландский флот

В начале июня 1665 года из голландских портов вышла эскадра под командованием лейтенант-адмирала Якоба ван Вассенара, барона Обдама, в составе 107 кораблей. 92 из них несли 30 пушек и более. В их числе были одиннадцать довооружённых судов Ост-Индской компании (ОИК), девять фрегатов, четыре яхты, одиннадцать брандеров и двенадцать гребных галиотов. 

Всего на кораблях находилось 4868 пушек и 21 735 человек. Поскольку лейтенант-адмиралы Амстердама (Микель де Рюйтер) и Северной Голландии (Ян Меппел) были заняты в экспедиции в Западную Африку и Вест-Индию, подведомственные им адмиралтейства настаивали на том, чтобы роль лейтенант-адмиралов временно выполняли их вице-адмиралы. 

Другие адмиралтейства выступили с такими же требованиями. В итоге у голландцев оказалось семь эскадр, а структура флота была скорее административной, чем тактической.

Якоб ван Вассенар, барон Обдам.
Якоб ван Вассенар, барон Обдам.© wikimedia.org

В задачу соединения входило встретить торговые суда, возвращавшиеся из колоний, и помешать англичанам установить морскую блокаду. 11 июня 1665 года барон Обдам обнаружил противника в Северном море, неподалёку от английского порта Лоустофт на побережье Северного моря.

Английский флот

Англичане собрали 88 линейных кораблей, 12 фрегатов и 24 кэча. 24 из 88 линейных кораблей были зафрахтованными и довооружёнными приватирами. Пять кораблей присоединились к английскому флоту уже после начала сражения. В распоряжении англичан было 4760 пушек и 22 432 человека. 

Подданные Карла II превосходили противника: 27 их кораблей имели вес залпа более 1000 фунтов, а у голландцев таким показателем мог похвастать только один линкор — «Эндрахт». Англичане имели на вооружении 36- и 42-фунтовые орудия, в то время как голландцы выше 24-фунтовок не имели ничего.

Принц Руперт Рейнский
Принц Руперт Рейнский© wikimedia.org

Авангардом флота командовал Яков, герцог Йоркский, центром — принц Руперт Рейнский, арьергардом — Эдвард Монтегю, бывший республиканский морской генерал, при Карле получивший титул графа Сэндвича.

Сражение

Штиль задержал сближение флотов, и те встали на якорь в виду друг у друга. 12 июня задул западный ветер, что позволило англичанам сблизиться с голландцами. Рано утром 13 июня флот Обдама находился на расстоянии 10−12 лиг (38−45 км) к юго-востоку от англичан. Голландский командующий, пользуясь юго-западным бризом, неровными колоннами повёл эскадру на запад. Он хотел выиграть у противника ветер и поставить авангард британцев в два огня. 

Англичане также повернули на голландцев и тремя колоннами пошли в атаку. Перестреливаясь на довольно большом расстоянии, противники прошли сквозь огонь и развернулись. Англичане потерь не имели, если не считать корабля «Грейт Чарити», который оказался на пути флота Соединённых Провинций и позже был захвачен голландским капитаном Яном де Хааном на 56-пушечном «Штадт эн Ланде». 

На второй проход противники решили выстроить корабли в кильватерные колонны. Англичане замешкались, но всё же смогли построить относительно ровную линию. Голландские же корабли держали лишь подобие кордебаталии с большими интервалами. По замыслу Обдама, с подветренной позиции в линии кильватера он мог крушить корабли англичан, управляя дистанцией стрельбы. На деле же часть кораблей вывалилась из линии и перекрыла директрису стрельбы. В то же время ряды голландцев ещё больше смешали тяжёлые тихоходные приватиры, которые с опозданием присоединились к своим.

Сражение при Лоустофте
Сражение при Лоустофте© wikimedia.org

В результате англичане, выдерживая кильватерную линию, получили возможность громить часть голландских кораблей продольными залпами. Именно в этот момент ядром был убит лейтенант-адмирал Фризского адмиралтейства Аукес Штеллингверф. 

Командиру 4-го дивизиона лейтенант-адмиралу Кортенауэру оторвало ногу, и его место на шканцах занял квартирмейстер флота Атэ Стинстра. Видя такое развитие событий, Обдам приказал авангарду немного зарифить паруса. Это внесло дополнительную сумятицу. Голландские корабли смешались. Многие лавировали, чтобы избежать столкновений. Тогда Обдам повёл ближайшие к нему суда на английский центр. 

Флагман голландцев, 76-пушечник «Эндрахт», попытался сблизиться и взять на абордаж 82-пушечный флагман англичан «Роял Чарльз», однако был отбит с большими потерями. Герцог Йоркский чудом остался жив: люди вокруг него падали, как подкошенные. Книппелем был убит граф Фалмут. Мистеру Бойлу, второму сыну графа Берлингтона, ядро попало в голову, и осколок черепа несчастного вонзился в руку Якову. 

Будущий король стоял на шканцах, весь забрызганный кровью. В разгар сражения «Эндрахт» неожиданно взлетел на воздух, унеся с собой жизни 404 членов экипажа, в том числе главнокомандующего флотом Соединённых Провинций — барона Обдама. Потеря флагмана привела остальных в замешательство. Многие корабли повернули на 180° и свалились под ветер. 

Голландцы решили выйти из сражения, но из-за разобщённости и отсутствия приказов командующего, каждый отряд действовал по-своему. Командование эскадрой по старшинству должно было перейти к лейтенант-адмиралу Зеландии Яну Эвертсену. Однако провинция Голландия поставляла в общий флот львиную долю судов, и потому по предварительной договорённости возглавить флот должен был роттердамец Кортенауэр, уже смертельно раненный. Между тем амстердамец Тромп также претендовал на командование. 

В итоге флаги командующих развевались на трёх кораблях, и капитаны не знали, кому подчиняться. Воспользовавшись замешательством противника, англичане захватили сдавшиеся 54-пушечный «Нагельбум» и 60-пушечный «Хильверсум», а также 54-пушечный корабль ОИК «Каролус Кинтус». В это же время капитан 76-пушечного корабля ОИК «Оранж» Бастиан Сентэн схватился с 52-пушечным «Монтегю». Высадившаяся с голландца призовая партия захватила английское судно, но подошедший «Роял Джеймс» отбил «Монтегю». 

Схватка была очень яростной. На тесных палубах погиб граф Мальборо, граф Портленд, а вместе с ним — порядка 40 англичан. Вскоре на «Оранж» перекинулся огонь со сцепившегося с ним брандера противника. Команда попыталась организовать борьбу с огнём, но после смерти Сентэна людей охватила паника, и корабль сгорел. Погибло 386 из 400 членов экипажа. К 19:00 голландцы стали выходить из боя. Ян Эвертсен вместе с большинством кораблей взял курс на устье Мааса. Тромп с оставшимися отошёл к острову Тексел. 

Отбившиеся от остальных 78-пушечный «Маарсевеен» (ОИК), 46-пушечный «Тер Гоес» и 30-пушечный «Званенбург» были подожжены и уничтожены, причём на первом не удалось спастись никому из экипажа. 

Недалеко от Тексела отряд Сэндвича нагнал ещё одну отставшую группу: 53-пушечный «Принс Мориц», 56-пушечный «Коверден» и 48-пушечный «Утрехт» — и атаковал их брандерами. Эти корабли постигла та же участь. На «Утрехте» погиб весь экипаж, на «Принс Морице» — 53 из 157 человек. 

Англичанам удалось захватить 32-пушечный «Дельфт», 36-пушечный «Йонге Принс», 50-пушечный «Марс», 44-пушечный «Вапен ван Зееланд», 36-пушечный «Бул» и 18-пушечную яхту «Де Рюйтер».

Бегство голландцев в сражении при Лоустофте
Бегство голландцев в сражении при Лоустофте© wikimedia.org

Потери голландцев в людях составили 4000 убитыми и ранеными, 2000 пленными. Также голландцы лишились 17 кораблей, девять из которых сдались. Потери могли быть и больше, если бы не мужество Тромпа, прикрывавшего отход дезорганизованной эскадры.

Англичане отделались гораздо легче: одно судно было захвачено на абордаж («Грейт Чарити»), погибло 250 моряков, 340 человек было ранено. В столь вялом преследовании противника некоторые английские историки обвиняют приближённого герцога Йоркского — камердинера Брункера. 

После дневного боя герцог улёгся спать. Его жена ещё прежде приказала свите оберегать герцога от какого-либо риска. Соблюдая наказ, Брункер сообщил флаг-капитану Пенну, что герцог приказал убавить паруса. Пенн отказался выполнить это распоряжение. Тогда камердинер, дождавшись, когда Пенн уйдёт, повторил требование капитану корабля Харману, солгав, будто это приказ герцога. Харман нехотя согласился. 

Наутро герцог заметил убавленные паруса и с удивлением спросил о причине. Харман указал на Брункера. Тот промолчал. Так как Брункер был фаворитом его супруги, герцог не наказал камердинера. Шедшие в кильватере за командующим английские корабли прекратили преследование голландцев. Кроме отряда Монтегю. 

Тому улыбнулась удача, и в районе Кале он смог захватить отбившиеся от основных сил 70-пушечный «Хёйс де Шведен» и 50-пушечный «Вестфрисланд». Однако возможность нанести нидерландскому флоту гораздо бо́льшие потери и, возможно, закончить войну одним ударом была упущена.

Причины трагедии

Разгром при Лоустофте вызвал в Голландии споры о введении новой тактики. Весь XVII век флотом управляли генеральные штаты. На основе рекомендаций адмиралтейств парламентарии указывали адмиралам и капитанам, как им драться. Сразу же после трагедии при Лоустофте в Нидерландах была созвана комиссия под председательством Яна де Витта, которая рассматривала вопрос нововведений в войне на море. 

По мнению адмиралов, поражение при Лоустофте имело три причины. Причина первая — корабли. Ещё в 1652 году Тромп-старший ратовал за постройку новых, более мощных кораблей длиной не менее 150 амстердамских футов (42,5 м) — при том, что в те времена длина самых больших голландских кораблей не превышала 134 футов (38 м). Адмиралтейство Мааса поддержало предложение Тромпа, но «против» высказались амстердамцы. 

Они опасались, что большие корабли будет сложно базировать в Амстердаме и их переведут в глубоководный Роттердам, а это возвысило бы Южную Голландию в пику Северной. После жарких споров были разработаны стандарты трёх типов больших кораблей: 130 футов (36,8 м), 136 футов (38,5 м) и 140 футов (39,6 м). 

После победы при мысе Данджнесс в 1652 году Тромп всё же смог продавить постройку 150-футовых кораблей — правда, только двух, для адмиралтейства Роттердама. К 1660-м годам таких кораблей было всего три. Меж тем стандартные для голландского флота 130−140-футовые суда по английской классификации относились к кораблям IV ранга и бесповоротно проигрывали левиафанам типа «Роял Соверин».

Только в 1661 году нидерландцы словно проснулись и построили десять кораблей по установленным десятилетием ранее параметрам и три 150-футовых (70-пушечники по типу «Эндрахта»). В 1664 году было заложено ещё 24 корабля длиной 150 футов и больше, но они не успели к злосчастному сражению. Таким образом, потеря старых кораблей при Лоустофте сыграла на руку голландцам. Их место заняли новые, более мощные корабли: 80-пушечные «Холландиа» и «Де Зевен Провинсьон», 78-пушечный «Вестфрисланд» и другие. Сократившись количественно, голландский флот после Лоустофта стал сильнее качественно.

Причина вторая — организация. В разгром при Лоустофте внесли свою лепту и парламентарии. Из-за борьбы фракций в генеральных штатах решено было раздать всем сёстрам по серьгам и разделить флот не на привычные три части (авангард, центр и арьергард), а по территориальному признаку. В результате в бой пошло семь эскадр, причём каждая имела своего командующего. Это во многом способствовало катастрофе. 

Не желая признавать свои ошибки, де Витт и депутаты на первом же заседании комиссии заявили, что «наибольшее преимущество в бою голландцам даёт абордаж и захват корабля противника». 

Представители генеральных штатов обрушились с критикой на капитанов. Троих в итоге расстреляли за сдачу своих кораблей, шестерых за бегство с места боя выставили к позорному столбу. В свою очередь, моряки заявили, что надо менять методику действий в бою. К тому времени они уже вовсю ратовали за переход к линейной тактике

Вице-адмирал Зеландии Ян Эвертсен отмечал, что при Лоустофте несколько его кораблей для отражения атаки англичан инстинктивно выстроились в линию и в итоге отбили врага. А вот абордаж за всё время сражения удался только одному голландскому кораблю. Все остальные потерпели неудачу и были либо потоплены, либо захвачены.

Причина третья — вооружение. Крупнейшие голландские 70-пушечники «Пасификатие», «Вальхерен», «Шпигель», «Рейберг» и «Гауда» соответствовали английским 64-пушечникам «Руперт» и «Дифайенс», но вес залпа у англичан был 1334 фунта против максимум 1054 фунтов у голландцев и 924 фунтов на самом слабом из них. 

Корень проблемы крылся в вооружении кораблей. Для англичан главным его параметром была огневая мощь. Они загружали свои корабли пушками до тех пор, пока от гон-дека до воды не оставалось всего 3 фута. Голландцы же предпочитали иметь более высокий борт. При этом почти все их пушки были длинные, хоть и небольших калибров. У англичан же было много drakes — «каморных» орудий с тонкими стенками, уменьшенной длиной и сужающееся каморой. Немало было и коротких «обрезанных» орудий.

Голландский государственный деятель Ян де Витт.
Голландский государственный деятель Ян де Витт.© wikimedia.org

Самые большие английские корабли (I ранга) имели полные батареи 42-фунтовок. Линкоры II ранга и большие двухдечники на гон-деке имели 32-фунтовые орудия. Весь голландский флот насчитывал всего 20 пушек калибром более 24 фунтов (в основном на «Де Зевен Провинсьон»). Бой в линии позволял голландцам вести массовый прицельный огонь и поражать врага гораздо раньше, чем он сблизится с кораблями Семи Провинций. 

Из-за длинных стволов нидерландцы имели гораздо бо́льшую прицельную дальность выстрела. Все эти соображения прозвучали на комиссии, и после долгих споров парламентарии были вынуждены прислушаться к адмиралам. 15 августа 1665 года де Витт издал инструкции для флота, приказывавшие вести бой в линии кильватера. 

Памятуя о последствиях гибели Обдама при Лоустофте, законотворцы отдельно уточнили: чтобы впредь командующие эскадр не погибали так сразу, их средние дивизионы должны были находиться в бою немного оттянутыми относительно авангарда и арьергарда каждой эскадры, то есть линия должна была иметь змееобразную форму. Это положение долго оставалось в Нидерландах законом. 

Правда, адмиралы не обращали на него никакого внимания. Командующим голландским флотом временно был назначен Корнелис Тромп, но после возвращения де Рюйтера должность главкома отдали последнему. Тромп за время своего недолгого начальствования сформировал флот в три эскадры: авангард, центр и арьергард. 

Де Рюйтер с подачи де Витта решил создать ещё и четвертую эскадру — резерв. Идея оказалась удачной. В случае боя с превосходящими силами резерв вливался в один из трёх отрядов. В сражении же против меньших сил он мог атаковать противника с тыла либо поставить в два огня.

Источник


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (0)