Обзор фильма «Соник в кино»: гость из 16-битного прошлого

© кадр из фильма «Соник в кино»

© кадр из фильма «Соник в кино»

Соник — очень-очень быстрый еж, а потому ударить в грязь лицом он умудрился уже за полгода до премьеры. Все помнят фейл с ужасным дизайном персонажа, которым перепугал слабонервных зрителей первый трейлер? Но Соник — еще и герой, а герои не сдаются и внемлют страждущим. Стенания кровоточащих глазами фанатов были услышаны, и всего за полгода внешний вид скоростного ежа был перерисован практически с нуля. На этот раз вышло то, что нужно. Ежик стал похож на культового героя… но осадочек-то остался.


Казус с авторским видением Соника бензопилой прошелся по зрительским ожиданиям. Ну разве можно всерьез рассчитывать на мегакрутое кино от режиссера и бригады художников, которые видят ежика «так»?

Пожалуй, что нет. На мегакрутое нельзя. Но на просто хорошее, местами неряшливое, местами неуклюжее, но и обаятельное местами, незамысловатое, доброе и наивно-детское надеяться все-таки можно. Вот именно таким «Соник» и вышел. И, знаете, именно этим он и цепляет.

Свой среди чужих

Если помните что-то из классической игровой завязки про Роботника, охотящегося за изумрудами хаоса ради мирового господства — великолепно, но эти весьма полезные знания на этот раз не пригодятся. Из общего с сюжетами игр в фильме только еж да усики главного злодея. Впрочем, единой каноничной истории происхождения Соника все равно нет. Почти в каждом мультсериале или цикле комиксов ежик «свой собственный», так что на «не канон» ворчать не имеет смысла.

Фильм стартует с рассказа Соника о себе, гиперзвуковом, уникальном и потрясающем. Он — инопланетянин, но даже в родном мире его способности — фантастический дар, к которому так и тянутся загребущие ручки инопланетных туземцев. От них он и сбежал на Землю еще ребенком, воспользовавшись золотыми кольцами, которые позволяют телепортироваться куда угодно, стоит только об этом месте подумать.

Земля стала ему новым домом, но и здесь нашлись те, кому не дает покоя чудесная ежовая сила. Только на этот раз их руки оказались куда длиннее и злонравнее — изловить неведому зверушку поручили доктору Айво Роботнику (Джим Керри), ученому, при упоминании которого даже генералы нервно передергивают плечами. Он обожает своих послушных роботов, презирает любую жизнь за своенравие и тупость (у самого-то IQ под 300) и намерен узнать секрет суперскорости, даже если для этого ему придется разобрать ежика до последнего винтика….

Не баг, а фича

Недостатков у «Соника в кино» не меньше, чем иголок. Однако их все при желании можно переварить. Нужен либо мотив, либо неискушенный желудок. Так, дети большинство из недочетов не заметят вовсе. Подросткам фильм наверняка покажется слишком детским, «мягким», лишенным остроты и эпика. Со взрослыми — сложнее всего. Кто-то будет плеваться каждые пять минут от нелепости происходящего на экране и обзовет фильм «пережитком девяностых». Другие, напротив, решат, что это не баг, а фича, и именно за «дух девяностых» простят создателям все на свете.

Атмосферой рубежа тысячелетий творение Джеффа Фаулера пронизано от и до, несмотря на то, что основные события разворачиваются в современности. Даже так: именно благодаря набору штампов, строем перекочевавших из семейных фильмов того времени, дорожное приключение Соника по провинциальной Америке кажется всамделишным пришельцем из прошлого. Этот неожиданный побочный эффект вряд ли входил в планы авторов, но из-за него c «Соником в кино» вполне можно подружиться, приняв его таким, какой есть, со всеми его несовершенствами.

Ад перфекциониста

Что же до тех, кто на дух не переносит любые несовершенства... они будут страдать.

Первым делом: спешный редизайн ежика не прошел без последствий. Особенно это бросается в глаза в сравнении с остальной компьютерной графикой (дроны Роботника, взрывы и т. д.), которая, пусть ее и немного, смотрится на уровне блокбастеров первой величины. На ее фоне обновленный Соник большую часть времени выглядит сносно, но порой вырвиглазно выделяется из окружения двухмерной плоской мультяшкой из-за бедной детализации и наспех прорисованных теней. Впрочем, вряд ли кто-то решится спорить, что это приемлемая плата за ежа «здорового человека», стоит только вспомнить, какую жуть нагонял его предшественник эффектом «зловещей долины».

А вот слабый сценарий оправдать авральной переделкой по просьбам фанатов уже не выйдет. Сюжет неуклюже ковыляет на костылях среди роялей, его повороты просчитываются на все полтора часа вперед. Все неожиданности — ожидаемы и замаскированы не лучше, чем Винни-Пух под тучку. Так, ложный хеппи-энд засунут чуть ли не в середину фильма и шит такими белыми канатами, что только наивная Красная Шапочка не ощутит подвоха.

Те же канаты противоестественной сценарной воли стягивают вместе Соника и его человеческого друга Тома Вачовски (Джеймс Марсден). Их отношения становятся все более закадычными только потому, что так нужно по сценарию, а не исходя из объективных обстоятельств. Ладно Соник, он полжизни шпионил за семьей полицейского и уже основательно успел к нему прикипеть (фриковато, но поверить вполне можно). Однако Том совершает циклопический шаг от шока первого контакта с инопланетянином до искренней, самозабвенной дружбы за каких-нибудь полтора-два дня. Это делает и без того топорно-драматичные диалоги в моменты опасности совсем уж неловкими.

Притягательная простота

Секрет обаяния «Соника» — в простоте. Самые сильные сцены фильма — проходные, там, где герои беззаботно болтают и ведут себя как всамделишные живые «люди», отпуская легковесные шутки, порой смешные, порой глуповатые. И, напротив, чем сцена эмоциональнее и напряженнее, тем картоннее ведут себя персонажи, раз за разом выдавая неуместные, пафосные фразы.

Джим Керри — вот уж кто заморачивался и давил драму меньше всего — гримасничает и кривляется, как делал уже десятки раз до этого. И это все так же работает! Его клоунада — еще один артефакт из прошлого, ответственный за атмосферу девяностых в фильме. И пусть гений с коэффициентом интеллекта под 300, который валяет дурака, словно задиристый первоклашка, — дичь та еще, но… кому какое дело, фильм — про синего сверхбыстрого инопланетного ежа, инфантильный ученый забияка — достойная ему пара.

Забавно, но именно во время монологов, которые больше всего роднят экранного Роботника с его игровым прототипом, харизма Джима Керри начинает сбоить. Стоит ему открыть рот и зачитать прописанное по сценарию, как магия улетучивается и перед нами оказывается злющий злодейский злодей, словно задавшийся целью каждым словом разжигать к себе все больше неприязни и отторжения.

Сам виновник экранизации вышел хорош, что и говорить. Соник — обычный гиперактивный ребенок, разве что с другой планеты, и бегает, словно Ртуть из «Людей Икс». В его характере, в отличие от внешности и способностей, нет никакой фишки. Пусть так. Он вызывает только положительные эмоции своей добротой, искренностью и неугомонностью. И пусть его болтовня наполовину состоит из неудачных и несмешных шуток… от того он еще больше походит на настоящего непоседу, способного довести до белого каления любого взрослого, который волей судьбы оказался приставлен к нему более чем на пять минут.

И даже банальная мораль, которая так не понравилась некоторым критикам, на самом деле только добавляет «Сонику в кино» легкости и очарования. Простые истины — «за друзей нужно стоять до конца» и «лучшее место на земле там, где твои друзья и близкие, а вовсе не Сан-Франциско» — отлично вписываются в незамысловатый мир, который нарисовали создатели, ориентируясь на детскую аудиторию.

Остается загадкой, в каком современном массовом кино (даже взрослом) недовольные критики видели мораль небанальную. Скорее уж посыл о пользе дружбы и взаимовыручки — глоток свежего воздуха на фоне однотипной повестки, которую усердно толкают в фильмы последние десять лет, умиротворяя «тех-кого-нельзя-обижать».

***

Экранизация приключений Соника вышла крайне неоднозначной. Делать вид, что картина лишена уймы недостатков, было бы в корне неверно. Выдавать на них индульгенцию только потому, что фильм «для детей», — тоже. Есть немало семейных фильмов и даже мультфильмов (от Pixar, к примеру), слаженных гораздо стройнее: трава в них зеленее и клише менее клишированные. Их язык не повернется назвать детскими, они именно что для всей семьи.

«Соник в кино» — иного поля ягода, призрак тех времен, когда фильмы еще не стали такими универсальными и затачивались под узкую аудиторию определенного возраста. Его несовременность, его ламповость — вот то, что может зацепить многих, выросших на играх и мультиках о гиперзвуковом еже. Когда смотришь на дорожные приключения двух друзей на большом экране, так легко представить, что достал из кладовки погребенную под забытыми детскими вещами приставку, смахнул пыль с картриджа, чудом подключил к современному телевизору и… погнал собирать и терять золотые кольца час за часом, продавливая кнопки джойстика, наслаждаясь 16-битной испещренной пикселями картинкой, трекерной писклявой музыкой, карикатурными врагами… всем этим далеким от идеала, но отчего-то таким очаровательным несовершенством.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (4)

  • Small 3934f35229
    Бенджамин Воробьёв18 февраля, 22:24

    Огромное спасибо за рецензию! Вкусно и сочно.

  • Small 7de6937f15
    Ann Sky20 февраля, 05:05

    Соглашусь, что сюжет фильма очень прост и не отличается непредсказуемостью, но не с тем, что он лишён "эпика и крутых моментов". Вы забыли сцены погони и финальную битву главного героя и злодея? Это был шикарный, красивый и напряжённый момент, также его плюс в том, что он создаёт впечатление, будто ты действительно играешь в видеоигру. Экшн сцены хороши, все эти взрывы и погони а-ля "кошки-мышки" захватывают, выполнены со стилем и сочными визуальными эффектами, не хуже, чем у Марвел. Вот кстати сам фильм чем-то по стилистике и напоминает лёгкий супергеройский фильм наподобие Бамблби, Шазама и Человека-паука - слегка наивный, но ламповая картина о становлении персонажа, его преодолении трудностей, обретении друзей и познании своих суперспособностей. Да, клишированно, но...разве это плохо? По бОльшей части люди любят такое кино и ходят на него. Это тот жанр, который всегда будет притягивать зрителей.
    Ну и все прям, почему-то, зацепились за эту "клишированность", все, как попугаи, пишут и говорят одно и то же, будто про фильм больше нечего сказать. А ведь есть, что. Например, те же титры в 16-битном стиле чего только стоят, очень крутые и оригинальные! Или сцена после титров, во время которой люди в зале со мной одновременно охнули. Ну а Джим Керри шикарен в роли злодея, просто шикарен. Не смотря на моменты черного чувства юмора, антагонист цепляет своей харизмой и опасностью, он не просто типичный карикатурный плохиш - он здесь действительно угроза. А некоторые его цитаты хочется запомнить и занести в свою тетрадь "великих фраз".
    Фильм хороший, рекомендую к просмотру. Подойдёт абсолютно для всех видов аудитории, от мала до велика!