«Победитель»: английский воздушный монстр с фашистскими корнями

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Несмотря на то, что воздушная составляющая Второй мировой представляла собой в основном битву самолетов с поршневыми моторами, в ходе нее в разных странах велись активные работы по созданию новых реактивных двигателей и самолетов. Пальма первенства в этой гонке принадлежала Германии. Реактивный истребитель «Мессершмитт Me.262» уже в 1944 г. активно участвовал в боевых действиях.

Замахнулась на реактивную тягу и «владычица морей» Великобритания. И не просто на самолет, а на реактивный стратегический бомбардировщик. И это в конце войны, когда другие государства, такие, как, например, США и СССР вплоть до начала 1950 годов совершенствовали и создавали бомбардировщики с поршневыми силовыми установками. 


Как назвали, так и полетит

На британской фирме Handley Page, в 1945 г. началось проектирование реактивного бомбардировщика, которому решили дать гордое имя Victor («Победитель»), хотя потом его называли за очертания «турецким тесаком» или совсем неприлично - «английским дерьмом». Почему, так грубо, мы расскажем чуть позже.

Главным конструктором самолета стал Р. С. Стаффорд. Согласно проекту, это был четырехдвигательный реактивный бомбардировщик с взлетной массой около 45 тонн и стреловидным крылом, созданный из трофейных фашистских материалов, что значительно ускорило работу.

Самолет должен был иметь рекордную для своего времени дальность полета, крейсерскую скорость 925 км/ч и нести на борту ядерную бомбу весом более  4,5 тонны.

Впервые опытный бомбардировщик «Виктор» поднялся в небо в декабре 1952 г. Публичная презентация нового грозного оружия Королевских ВВС состоялась 15 июля 1953 г. во время коронационных торжеств, а в сентябре того же года бомбардировщик «Виктор» уже с большим успехом демонстрировался на авиационной выставке в Фарнборо.

Спасайся,  кто может

Первоначально конструкторы фирмы Handley Page предполагали установить на бомбардировщике отделяемую при аварии герметизированную кабину.

В итоге в 1950 г., после серии испытаний на моделях, фирма решила отказаться от отделяемой кабины. Правда, катапультами удалось снабдить лишь двух наиболее «ценных» членов экипажа — летчиков. Трое же операторов, сидящих спиной к направлению полета, должны были выбираться из терпящего бедствие самолета через аварийный люк по принципу «Спасайся, кто может!». И эта особенность конструкции привела к гибели экипажа!

14 июля 1954-го произошла трагедия: первый опытный самолет потерпел катастрофу в результате разрушения узла крепления горизонтального оперения при полете на низкой высоте и большой скорости полета.

Не спасся никто. Летчикам не хватило высоты для катапультирования: тогда кресла были не столь совершенными, как сейчас, а операторы и не пытались выпрыгнуть из машины - некуда было, земля была рядом.

Испытания продолжаются

Но эта катастрофа не остановила испытания нового бомбардировщика. Они завершились вполне успешно. Было отмечено, что самолет легок в управлении, устойчив на боевом курсе (при бомбометании) и в целом соответствует требованиям заказчика.

Тактико-технические характеристики «Виктора» делали этот бомбардировщик одним из лучших (если не лучшим) в мире в своем классе в то время.

Он обладал дальностью, приближающейся к дальности лучших советских и американских реактивных стратегических бомбардировщиков того времени 3МС и В-52В (как известно, первые модификации этих самолетов имели практическую дальность, не превышающую 8500…9000 км), и потолком, превосходящим потолок этих машин при почти вдвое меньшей взлетной массе.

Столь высоких характеристик англичанам удалось достичь благодаря своим высокоэкономичным двигателям (до середины 1950-х годов Великобритания являлась мировым лидером в области реактивного двигателестроения), совершенной аэродинамике  и стреловидному крылу на основе работ немецких аэродинамиков и полному отказу от оборонительного вооружения, что значительно облегчало самолет, хотя и делало его более уязвимым.

1 июня 1956 г., в ходе испытаний одного из серийных самолетов, летчик-испытатель фирмы Handley Page Д. Аламо в пологом пикировании достиг скорости звука.

Печальная старость

Всего было выпущено 86 бомбардировщиков. Его эксплуатация прекратилась  1993 г. Этому способствовал ряд факторов. «Виктор» был дозвуковым бомбардировщиком и поэтому легко сбивался практически любыми зенитно-ракетными комплексами. А против советских сверхзвуковых истребителей МиГ-19, МиГ-21 и Су-9, оснащенных пушками, у него не было никакого оборонительного вооружения. Он также использовался в виде самолета-заправщика и в боевых действиях участия не принимал.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)