Обзор фильма «Хищные птицы»: прощай, безумная Харли Квинн, мы будем скучать

После выхода «Отряда самоубийц» все только и говорили, что о Харли Квин. В нелепом, полном неуклюжей актерской игры фильме ее образ сиял кислотно-ярким леденцом среди требухи. Каждый в ней нашел что-нибудь для себя: косплееры и все, кого не задела волна нового ханжества, — сексуальность; бунтари — безумие и отвязность; любители легких блокбастеров и экшена — беззаботность, чувство юмора и зрелищную боевую акробатику… Вот только феминистки недосчитались независимости и длины шортиков.


В Warner Bros. решили, что наткнулись на золотую жилу. Народ любит Харли? Народ получит тройную ее порцию. Они выдали Марго Робби карт-бланш — сделали продюсером, одобрили ее предложение снять фильм «о банде девчонок с рейтингом R», и понеслось… Стараниями маркетологов и Марго Робби «Хищные птицы» подавался как самая бескомпромиссная ода феминизму и толерантности.

Первая женщина-азиатка — режиссер фильма о супергероях Кэти Янь. Постоянные намеки на то, что Черная Маска в исполнении Юэна Макгрегора будет первым геем-суперзлодеем. Фильм, спродюсированный женщиной, снятый женщиной и со сценарием, написанным женщиной, про отважных же женщин и плохих, «противных» мужчин…

Уже по трейлерам можно было заметить, что образ чокнутой подпевалы Джокера, ставший секс-символом четыре года назад, подвергся ребрендингу, согласно духу времени. Харли рассталась с бойфрендом-абьюзером. Харли укоротила волосы (не сильно, но символично). Харли надела шорты подлиннее, прикрыв мишень для сексуальной объективации. Вам все еще мало? Харли напялила золотой комбинезон-шаровары, окончательно перекрыв кислород любым шаловливым мыслишкам.

Ну а для тех, кто в танке, к названию картины решено было приписать дополнение в скобочках: «Хищные птицы (и потрясающая эмансипация Харли Квинн)».

Ну уж теперь-то вы точно знаете, какое кино увидите, самонадеянно наведавшись со своей девушкой на урок эмансипации от Харли, верно?

Да черта с два.

Не грози готэмским девчонкам

В центре сюжета — четыре очень разные, но одинаково недовольные жизнью девушки (Харли Квинн, Черная Канарейка, Охотница и Рене Монтойя), и одна совсем юная, но тоже уже очень недовольная девочка (Кассандра Кейн). Всех их что-то не устраивает в этом несправедливом мире, но они предпочитают держаться поодиночке, худо-бедно решая свои личные проблемы, но не меняя ничего глобально. Объединиться их вынуждает Роман Сайонис, он же Черная Маска, капризный отпрыск богатого семейства, желающий подмять под себя весь криминальный мир Готэма.

Каждая из героинь чем-то ему насолила, и обидчивый злодей, недолго думая, объявил на них охоту. Цель номер один — карманница Кассандра, которая умудрилась проглотить бриллиант, позарез нужный Сайонису. Никто не сомневается, что социопат, сдиравший с лиц своих жертв кожу и за меньшее, не побрезгует извлечь камешек из ребенка самым прямолинейным, живодерским методом. Под угрозой неминуемой расправы и детоубийства терпение боевых девчонок лопается, и они решают сообща надрать задницы всем, кто решил, что дамы в беде — это легкая добыча.

Нежно битой по зубам

Несмотря на леворадикальный флер, который царил над рекламной кампанией фильма, «освобождение Харли» прошло на удивление ровно, гладко, без видимых перегибов и излишней дидактики. Идеи феминизма толкаются весьма деликатно. По современным-то меркам. Мужчин, конечно, калечат, нашпиговывают арбалетными стрелами, отбивают им бубенцы и взрывают на мелкие кусочки… Но это вполне оправданно, ведь почти все они — закоренелые подонки и шовинисты, страдающие неизлечимой мизогинией. Ну или как минимум хамы. За весь фильм встречается только два положительных мужских персонажа, прошедших строгий ценз современных идеалов, — продавец сэндвичей и наемник, спасший Охотницу в детстве. Их великодушно не трогают.

Оффтоп: интересно, что стало бы с теми смельчаками, которые решились бы снять зеркальное кино, где главный герой, подающийся как положительный персонаж, ломает девушкам ноги за хамство, а объединившись с друзьями, выкашивает сотню-другую гнусных женщин-бандиток?

Ирония иронией, но перегибов с социальной повесткой, кроме вышеупомянутого, действительно не замечаешь. Секрет в приземленных и вполне реалистичных персонажах, которые не кажутся приторными образами-символами и не вызывают отторжения, как, например, безупречная и высокомерная Капитан Марвел.

Птицы невысокого полета

Парадокс, но именно чувство меры и идеальный баланс сыграли с «Хищными птицами» злую шутку. Здесь почти не к чему придраться, но и нечем восхититься. Все выхолощено, отполировано, острые углы сглажены, скользкие места присыпаны гравием.

Это сильнее всего бросается в глаза в новом «исправленном» образе Харли. Черт с ней, с кастрированной сексуальностью (признаюсь, часть меня упорно протестовала против написания этих слов), в натуралистичных «Хищных птицах» ее старый гиперсексуальный гардероб и манеры смотрелись бы вычурно и аляповато. Но вместо наглой и дерзкой «бабы с придурью» (спасибо Капитану Бумерангу за емкую характеристику) со своеобразным мрачно-циничным чувством юмора мы получили неприкаянную девочку-простушку, в которой лишь иногда мелькает тень полюбившегося многим дьяволенка.

Спору нет, новая Харли Квинн не лишена обаяния, особенно на фоне куда более блеклых подружек. Она, стоит отдать должное сценаристке Кристине Ходсон и Марго Робби, не превратилась в ходячий суповой набор всех человеческих достоинств, которыми нас завалили фильмы о сильных женщинах. Напротив, Харли полна недостатков: силой характера похвастаться не может, уверенностью в себе не блещет, с окружающими сходится отвратительно — грубит и ведет себя, словно избалованный ребенок. Но вместе с тем, словно ребенок же, она мила, наивна и бескорыстна. На нее приятно смотреть, незамысловатые шутки приятно слушать. Печально, что былого сумасшествия в ней не осталось ни на гран… Такой персонаж не может не вызывать симпатии, но до «старой» безумной Харли ей, увы, далеко.

Остальные «птицы» предсказуемо теряются на ее фоне. Разве что Охотница в исполнении Мэри Элизабет Уинстэд могла бы составить конкуренцию Харли в битве за зрительские симпатии. Абсолютно асоциальная, скованная и неловкая в общении, она презабавно «взрывается» от дружеских подколов и совершенно не к месту отпускает неуклюжие шутки. Жаль, что Охотнице уделили так мало внимания, — за те крохи экранного времени, что она получила, ее фриковатый образ успевает зацепить, не в пример тусклым и плоским напарницам.

Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан

В стане антагонистов тоже ни сиво ни буро. Виктор Зас (Крис Мессина) оказался совершенно безликим верным псом, в котором нет и намека на психопата из комиксов с собственной философией и тараканами.

Ранимый и неуверенный в себе Роман Сайонис проработан гораздо детальнее. Его жеманные манеры, напускное дружелюбие и учтивость способны ввести в заблуждение кого угодно. Но не обманывайтесь, Сайонису сносит крышу от любого поветрия, и тогда он не жалеет ни женщин, ни детей, попавших под горячую руку.

Что до слухов о его нетрадиционной сексуальной ориентации, активно подстегиваемых самим Юэном Макгрегором, то Warner Bros. с ЛГБТ-тематикой решили все-таки не заигрывать и убедительных подтверждений, что Черная Маска гей, так и не предоставили. Хотя его женственное поведение по-прежнему оставляет почву для разночтений. Таким образом Warner Bros. наверняка рассчитывали угодить сразу всем: и ЛГБТ, и противникам ЛГБТ, и новому, пока что диковинному виду защитников прав меньшинств, которые недовольны эксплуатацией ЛГБТ-тематики ради прибыли корыстными киноделами.

В результате Черную Маску хоть и не назовешь типичным криминальным боссом, но и в топ-500 лучших кинозлодеев его можно внести только в толерантном угаре. Два раза за весь фильм Сайонис успевает нагнать жути пополам с отвращением, на том и заканчивается куцый перечень его достижений на суперзлодейском поприще.

Позолоченная середина

И так со всем в «Хищных птицах». Юмор — смешной, но не слишком; драки, со знанием дела поставленные режиссером «Джона Уика» Чадом Стахелски, смотрятся на одном дыхании, но временами больше напоминают постановочный балет с нанесением тяжких телесных — почти все в фильме хорошо ровно настолько, чтобы нельзя было прилепить ярлык откровенной халтуры, однако действительно яркие моменты можно пересчитать по пальцам.

Вот и с динамикой тоже на первый взгляд все здорово. На экране постоянно что-то происходит: то сломают одному хамоватому сексисту ноги, то скормят другого (за домогательства) гиене, то Харли пьяным-пьяна усядется за баранку бензовоза… но яркие происшествия тонут в общей канве серых будней четырех героинь-неудачниц.

Притом задумка — прекрасна. Неблагополучный антураж в кинокомиксах можно встретить нечасто, но редкие эксперименты, как правило, выходят сильными и успешными («Джокер», «Логан», «Сорвиголова» и «Джессика Джонс» от Netflix). Серые тона, грязь, почти чернуха, разбавленные черным юмором и беззаботным, неунывающим настроем главной героини. Ядреная смесь. Марго Робби прямым текстом заявляла, что вдохновлялась бунтарской нетленкой «На игле» Дэнни Бойла.

Но так же, как ни одна машина не заведется без двигателя, ни одно художественное произведение не будет работать без достойного конфликта. А чтобы сделать увлекательным фильм про грязь и неблагополучие, нужна не просто рядовая коллизия — нужен надрыв, мощный раздражитель, который занозой будет сидеть в печени до последних кадров, удерживая зрителей в мучительном и в то же время мазохистски-приятном напряжении. Стенающий надрыв «Джокера», порождаемый безразличием и жестокостью общества к слабым и инаким, не ощущался разве что во время рекламного блока; в близком по духу разгильдяйском «На игле» молодые люди, у которых вся жизнь еще впереди, задорно и с улыбкой на лице убивали себя героином, умирали от СПИДа, умудрились уморить младенца во время наркоманской тусовки…

Что же должно вызывать надрыв в «Хищных птицах»? Переживания Харли Квинн из-за разрыва с бывшим и того, что ее недооценивают и недолюбливают окружающие? Вечно ругающиеся и оставляющие девочку без присмотра родители Кассандры Кейн?

Вышла бы отличная подоплека для подростковой драмы, но не для фильма, хвастающегося рейтингом R (в России получил рейтинг 18+). В результате, несмотря на весь бытовушный антураж, за напряжение и переживания зрителей отвечает только центральный конфликт с Сайонисом. А он звезд с неба не хватает и не может порадовать ни оригинальностью, ни остротой.

***

У DC Films все, как всегда, вверх тормашками. С мегапопулярным Джокером они пустились во все тяжкие, сделали из него ядовитую, выскребающую душу драму, казалось бы, для кучки отъявленных киномазохистов… и сорвали банк. С мегапопулярной Харли Квинн они поступили ровно наоборот, избрав беспроигрышную, на первый взгляд, стратегию. Подогнали ее под актуальные стандарты, сделали максимально безобидной, пообтесали выпирающую сексуальность, понапихали по всем карманам SJW-повестку, выдали «вроде бы гея» и самосвал сексистов в противники, снарядили в помощь команду интернациональных подружек… уффф, в общем сделали все возможное, чтобы фильм с ее участием понравился всем, везде и всюду.

В первые же дни проката «Хищные птицы» запнулись, растянувшись под ворохом этой всем уже порядком надоевшей идеологической шелухи — первые сборы оказались гораздо ниже ожидаемых. И дело даже не в том, что пропаганда в фильме Кэти Янь монструозна и не дает наслаждаться просмотром — ее там много, да, но она вся легковесная, умеренная. Проблема в том, что наслаждаться в «Хищных птицах» попросту нечем. Благодаря усиленной полировке за социальной повесткой оказалась скрыта стерильная, безопасная история о заурядных героях со скучными проблемами. А этого ты ждешь в последнюю очередь, приходя на фильм о банде безумной девчонки с рейтингом R.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (2)