Кто виноват в транспортном коллапсе в Севастополе из-за морозов

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Из-за низкой температуры в Севастополе замерзло оборудование единственной частной заправки, обслуживающей городской транспорт. Региональные власти частично устранили кризис и ищут альтернативные решения проблемы.

Собкор «Ридуса» разбирался в ситуации.


Предыстория странная, если не сказать коррупционная.

Мороз и солнце

© facebook.com / Правительство Севастополя

В конце минувшей неделе в городе-герое неожиданно наступила настоящая зима: выпал снег, а температура снизилась почти до -10 °C. Если в некоторых частях региона организовали пункты обогрева и посыпали дороги антигололедной смесью, то с транспортной инфраструктурой случилась накладка.

Дело в том, что большая часть общественного транспорта в Севастополе работает на газомоторном топливе, которым обеспечивает единственная в регионе частная заправка компании ООО «Севастопольнефтепродукт». Ее открыли 11 июня 2019 года в присутствии экс-губернатора Дмитрия Овсянникова. Тогда он сообщил, что 23%транспорта работает на газе и постепенно эту долю значительно увеличат. 

Планировалось, что инвестор построит еще семь заправок вложив порядка 250 млн рублей. Однако, отставка господина Овсянникова и морозы внесли свои коррективы. 8 феврал оборудование компании замерзло, а специальных приборов для подогрева и разморозки предприятие так и не приобрело.

В итоге многие маршруты, в том числе и пригородные, оставались без транспорта, а на некоторых интервал движения увеличился в несколько раз.

© facebook.com / Правительство Севастополя

В пресс-службе регионального правительства «Ридусу» пояснили, что накануне, когда стало известно о проблеме, региональные власти сразу провели экстренное совещание в правительстве.

«Вице-губернатор Алексей Парикин провел переговоры с частными предпринимателями, и договорились, что часть выпадающих маршрутов закроют частные перевозчики. Департаментом транспорта были оперативно разработаны компенсационные альтернативные маршруты. В связи с этим интервал движения на нескольких маршрутах увеличен от 5 до 20 минут. О чем мы сразу проинформировали жителей города. Сейчас, днем, проблем с общественным транспортом в городе мы не фиксируем», — сообщили в правительстве Севастополя. От масштабного транспортного коллапса спасло только то, что инцидент с заправкой произошел в воскресенье.

Но как получилось, что весь город с населением 450 тысяч (по неофициальным данным, в городе проживает в 1,5 раза больше) зависит от одной частной компании? Тем более что это уже не первый случай пробуксовки из-за форс-мажоров поставщика газомоторного топлива.

Наследие Овсянникова

Источник «Ридуса» в правительстве пояснил, что сейчас в Севастополе действует всего две автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). Одна из них, где заправляется метаном весь общественный транспорт, который работает на газе ООО «Севастопольнефтепродукт», расположена по адресу Камышовое шоссе, 43/1А. Вторая — на улице Шабалина, АГНКС № 3 (тоже находится в частной собственности).

Газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС), Камышовое шоссе, 43/1А, Севастополь.

Газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС), Камышовое шоссе, 43/1А, Севастополь.

© Яндекс карты

«Есть еще одна в Инкермане, с оборудованием АГНКС, но метан не отпускает, — рассказывает наш собеседник в региональном правительстве. — Таким образом, сеть АГНКС в Севастополе является не развитой. Развитие сети АГНКС приведет к постепенному переходу транспорта на КПГ (компримированный природный газ). Сейчас правительство предлагает произвести реконструкцию трех (оставшихся после банкротства) АЗС ГУП „ГАЗК“ (Городской автозаправочный комплекс) в АГНКС. Рассматриваются разные варианты, в том числе и включение в программу ФЦП».

Как только будут определены источники финансирования, можно будет говорить и о сроках реализации антикризисного плана.

«Пока, по сути, проводится диагностика того, что осталось из живых органов в „теле ГУП“, потом ставится диагноз и назначается лечение», — заключил собеседник «Ридуса».

На следующий день 10 февраля на аппаратном совещании в региональном правительстве и. о. главы департамента транспорта Евгений Исаков сообщил, что в Севастополе предполагалось строительство трех государственных газовых заправок: одна в 2019 году, вторая в 2020 и третья в 2021 году. Для этого предполагалось участие в программе Минэнерго по субсидированию строительства газовых заправок, однако в прошлом году Севастополь так и не был в нее включен. На федеральном уровне участников программы собираются пересматривать до сентября этого года, и врио губернатора Михаил Развожаев пообещал включится в переговоры с Минэнерго.

© instagram.com

Напомним, в Севастополе с 2017 года началась модернизация системы общественного транспорта. Всего за несколько лет власти приобрели 293 единицы нового подвижного состава — из них более 160 автобусов работает на газомоторном топливе.

В 2019-м в правительстве Севастополя предложили перевести все городские автобусы на метан. Такое решение власти объяснили заботой об экологии и экономией бюджетных средств. Тогда, год назад, стоимость кубометра метана в Севастополе составляла 17,5 рубля при стоимости литра бензина АИ-95 48,5 рубля и дизеля — 49,7 рубля. Перевозчикам, желающим перевести автомобили на сжатый природный газ, власти пообещали компенсировать половину стоимости оборудования из бюджета: 30% из федерального и 20% из регионального.

Средняя стоимость перехода на газомоторное топливо — 133 тысячи рублей, а общая сумма субсидии за три года составляла 146,3 миллиона рублей.

Инициативу правительства экс-губернатора Дмитрия Овсянникова практически сразу включили в профильную госпрограмму региона. По ней только за 2019—2021 годы планировалось переоборудовать 2200 автомобилей возрастом до пяти лет.

На первый взгляд предложения экс-губернатора выглядят вполне рациональными, но дьявол, как известно, кроется в деталях.

Странное банкротство от тайной сподвижницы

© instagram.com

Дело в том, что компания ООО «Севастопольнефтепродукт», которая обеспечивает весь городской транспорт газомоторным топливом, стала главным бенефициаром при покупке обанкроченного ГУП «Городской автозаправочный комплекс» (ГАЗК).

Компания досталась Севастополю в результате национализации активов украинского олигарха Игоря Коломойского. ГУП принадлежат 12 АЗС, два административных здания и нефтебаза.

Был период с ноября 2016 года по февраль 2017-го, когда после назначения нового директора предприятие снова начало приносить прибыль, сокращать долги перед поставщиками и выплачивать долги по зарплате.

Но спустя четыре месяца в правительстве почему-то решили сменить руководство ГУП. Смена директора вернула все на круги своя — у предприятия снова начали расти долги по зарплате, а количество кредиторов увеличиваться.

В июле 2018 года ГУП «ГАЗК» был признан банкротом. Предприятие продали единственному участнику торгов — ООО «Севастопольнефтепродукт».

По данным «СПАРК», учредителем этой компании является Гульнара Ильдаровна Демочкина. В 1999 году она вместе с губернатором Севастополя Овсянниковым окончила Удмуртский государственный университет.

В дальнейшем ее деловая активность проявлялась в то же время и в тех же регионах, что и у экс-губернатора: Демочкина работала секретарем ОАО «Удмуртнефтепродукт», когда Овсянников был федеральным инспектором по Удмуртии; возглавляла отдел в «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», когда Овсянников был директором по финансам Пермского моторного завода; и, наконец, зарегистрировала «Севастопольнефтепродукт» во время губернаторства Дмитрия Овсянникова в Севастополе.

© facebook.com / Правительство Севастополя

«Новая газета» направляла в тот период губернатору запрос с просьбой пояснить, знаком ли он с Гульнарой Демочкиной. Журналисты также попросили Дмитрия Овсянникова привести обоснование стоимости активов ГУП «Городской автозаправочный комплекс»: предприятие, проданное за 100 млн рублей, собеседники редакции в правительстве Севастополя оценили в 1,2—1,5 млрд рублей.

Ответа в установленные законом сроки редакция не получила.

После отставки господина Овсянникова новое руководство города отменило ряд решений бывшего состава правительства. Однако один из ценнейших активов, который, по оценке экспертов, априори не может быть убыточным, полностью вернуть в собственность города не удалось.

В качестве имущества ГУП «ГАЗК» региону возвращены только нефтебаза в Инкермане и четыре автозаправочные станции. Остальное имущество предприятия ушло по цене одной автозаправки.

На 20 ноября 2019 года были назначены новые торги по продаже оставшегося имущества ГУПС, однако Арбитражный суд Севастополя эту процедуру остановил. Процесс перевода общественного транспорта был абсолютно синхронным с банкротством ГАЗК. И главным бенефициаром при определении поставщика метана для рейсовых автобусов по счастливой случайности стал тот же ООО «Севастопольнефтепродукт».

Кстати, заминки с заправкой общественного транспорта случаются не впервые. Так, в конце 2018 года на той же заправке «Севастопольнефтепродукта» сломался компрессор. Это привело к скоплению автобусов на автозаправке: тогда за сутки на практике удалось заправить не более 25 рейсовых автобусов.

Сейчас власти пытаются вывести регион из критической ситуации, что совсем неплохо. Однако до сих пор неизвестно, заведены ли уголовные дела в связи с продажей ценнейшего городского актива по заниженной стоимости. Также пока не инициирован процесс, чтобы признать сделку о продаже имущества ГУП недействительной. Если в связи с пропажей 2 млрд. рублей при реконструкции КОС «Южные» силовики уже поместили под стражу ряд чиновников, то за намеренное банкротство и последовавшую продажу имущества ГУП никто пока к ответственности не привлечен.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)