+1
Сохранить Сохранено 7
×

Корейский ватник, или Полковник КГБ в штате МИ-6


Корейский ватник, или Полковник КГБ в штате МИ-6

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Джордж Блейк – он же Георгий Иванович Бехтер – отпраздновал в ноябре прошлого года свой 97-й день рождения. Он был одним из самых ценных советских агентов в разгар холодной войны

Где только не сидел в свое время Джордж Блейк – и в нацистских лагерях, и в северно-корейском плену, и в английской тюрьме. Но всякий раз оказывался на свободе. Бурную шпионскую карьеру с кинематографичными погонями, побегами и предательствами он закончил на тихой даче в ближайшем Подмосковье. Бывший офицер Секретной службы ее Величества стал полковником КГБ и передает опыт новым поколениям разведчиков.

Знакомство с марксизмом-ленинизмом 

По отцу Джордж Блейк происходит из испанских сефардов. В самый разгар террора инквизиции его старинный еврейский род переехал в Константинополь. Его матушка родилась в семье богатых голландских протестантов. В детстве набожный Блейк постоянно читал Библию, регулярно ходил в церковь, сравнивал разные версии протестантизма и всерьез задумывался о том, чтобы стать священником.

Немецкая бомбардировка, стершая с лица земли его родной Роттердам, определила его политический выбор. Далеко не достигнув совершеннолетия, он уже считал себя антифашистом и активно участвовал в нидерландском Сопротивлении. В разгар войны, пытаясь пробраться в Англию, где жила его семья, Блейк попал в лагерь для беженцев в Испании. Спасла его детская внешность – он выглядел гораздо моложе своих девятнадцати лет. Благодаря поддельному удостоверению школьника, он сумел выбраться из лагеря и попасть в Лондон.

Поначалу он записался в военно-морской флот ее Величества. Однако стать водолазом ему помешала кессонная болезнь. Зато Блейка стали вызывать на собеседования в Лондон по адресу Бродвей, 54. Вся страна знала, что здесь находится штаб-квартира Секретной разведывательной службы, хотя формально британские власти не признавали ее существования. После нескольких интервью Блейк стал офицером СИС и вскоре уже работал по советскому направлению.

Русский язык Блейк изучал в Кембридже – классическом рассаднике советских симпатизантов и агентов. Здесь он пленился русской культурой, прочитал в оригинале «Анну Каренину» и заразился духом свободомыслия.

Но окончательно марксистом он стал только в Корее. Он работал на СИС в британском посольстве в Сеуле, когда разразилась Корейская война. Три года он прожил в северно-корейском плену. Самыми сильными впечатлениями стали постоянный голод и холод – рацион интернированных состоял из пары плошек риса и капусты в день.

Но однажды, когда линия фронта стабилизировалась, кормить стали чуть получше. Пленным выдали ватники – это стало спасением от холодов. А еще в распоряжении много месяцев не видавшего печатного слова Блейка оказались русские книги – два тома «Капитала» Маркса и «Государство и революция» Ленина.

Наевшись наконец горячей еды и поплотнее запахнув ватник, Блейк читал классиков марксизма-ленинизма и ему казалось, что, живи сегодня Христос, он непременно записался бы в компартию.

«Формула «от каждого по способностям, каждому по потребностям» отражает, по-моему, единственно верные и справедливые принципы отношений между людьми, – думал несостоявшийся священник. - И не будет ли столь же высокой целью, как содействовать созданию Царства Божиего на земле, помочь строить такое общество? Не тот ли это идеал, к которому стремилось христианство на протяжении двухтысячелетней истории?.. И то, чего не удалось добиться церкви молитвами и заповедями, не будет ли достигнуто в борьбе за коммунизм?»

Поразмышляв, Блейк через своих северно-корейских товарищей переслал в советское посольство в Пхеньяне записку, в которой предложил выдавать Москве все доступные ему секреты СИС – абсолютно бескорыстно, то есть даром.

© wikimedia.org

Не все то «Золото»

В апреле 1953 года Блейка и других англичан вернули на родину. В СИС его приняли очень приветливо. После формального допроса у контрразведчиков он начал работать в отделе «У», ответственном за прослушку и расшифровку советских телефонных разговоров на территории Европы.

А в октябре того же года он уже встречался у станции метро Белсайз-парк с русским мужчиной лет около пятидесяти, который передал ему небольшой фотоаппарат и получил от него несколько копий секретных документов. Фотоаппарат Блейк с тех пор таскал с собой на работу в заднем кармане брюк. А мужчину, представившегося ему как «Коровин», пробил по секретной базе данных СИС и выяснил, что это не кто иной, как офицер СВР Борис Никлаевич Родин, прекрасно известный британским спецслужбам как заместитель советского резидента в Лондоне.

Блейк получил от своего куратора оперативную кличку «Гомер». Встречи организовывались тяжело. Находившийся под плотной опекой Родин выходил из дома в восемь утра, весь день, меняя машины и переодеваясь, уходил от слежки и только к вечеру, оторвавшись от хвоста, приходил в назначенное место.

Поначалу Блейк чувствовал холодок со стороны товарища, казавшегося ему «волком в овечьей шкуре». Но он сумел завоевать доверие резидента, передав ему полный список операций своего отдела «У». Также он выдал несколько сотен нелегалов, работавших на Секретную разведывательную службу в СССР и в Европе.

Самым ценным сообщением Блейка стала информация об операции «Золото» – туннеле для прослушки советских телефонных переговоров, проложенном специалистами МИ-6 совместно с ЦРУ из Западного в Восточный Берлин. Первое время наши спецслужбы передавали по этим линиям связи дезинформацию. А в 1956 году «совершенно случайно» его  открыли, превратив эту находку в пиар-акцию мирового масштаба.

Всю вину за строительство туннеля кагэбэшники повесили на цэрэушников. Англичане оказались как бы ни при чем. Как раз в это время Хрущев находился в Великобритании с государственным визитом, и щекотливая информация о прослушке заметно помогла ему на переговорах.

Как и обещал, Блейк не брал с московских товарищей ни пенни. Его невозможно было поймать на слишком шикарной жизни. Конспирацию он знал блестяще. Его раскрыли только благодаря предательству польского разведчика. Арестовали Блейка 12 апреля 1961 года – аккурат в день полета Гагарина.

По приговору суда, шпион получил 42 года без права на помилование. Это был рекордно жесткий для Англии приговор. Считалось, что ему дали по году тюрьмы за каждого выданного им и убитого Советами агента. Это возмутило Блейка отдельно. Во-первых, выдал он на порядок больше – около 400 агентов. Во-вторых, никого из них не убили. Только четверых человек, работавших непосредственно на территории СССР, посадили в тюрьму для дальнейшего обмена.

В тюрьму Уормвуд-Скрабс Блейк прибыл в отчаянии. Он успел подсчитать, что выйдет на свободу только в 80 лет. Однако на прогулке в тюремном дворе он познакомился с канадским бизнесменом Гордоном Лонсдейлом. На самом деле, это был никакой не канадец и не бизнесмен. По двору гулял знаменитый советский разведчик Конон Молодый.

© AP/TASS

Back in USSR

Молодого посадили в Уормвуд-Скрабс за три месяца до того, как туда попал Блейк. Но он рассчитывал на обмен. Через три года его действительно обменяли на британского шпиона – как это происходило, можно видеть в культовом фильме Саввы Кулиша «Мертвый сезон».

Чтобы подбодрить коллегу, Молодый много шутил. Однажды он пообещал Блейку, что 50-летие Великой октябрьской социалистической революции она оба обязательно встретят на Красной площади. Два зэка, осужденные на огромные сроки за шпионаж, хохоча, разгуливали по тюремному двору и обсуждали, чем будут согреваться 7 ноября 1967 года – русской водкой или шотландским виски.

Вскоре Молодого перевели в другую тюрьму, а Блейк стал готовить побег – хотя никто из этой тюрьмы раньше не сбегал. Ему помогали не за страх, а за совесть. Совершенно бескорыстно на него работал редактор тюремной газеты ирландец Шон Бёрк, осужденные за мирные протесты хиппи-пацифисты и даже молодой и подающий надежды кинорежиссер Тони Ричардсон. Зеки знали, что у Блейка есть уоки-токи, переданный с воли, но его никто не выдал.

Дождливым воскресным вечером 1965 года Блейк взломал окно, спустился по веревочной лестнице с 7-метровой стены, спрыгнул, повредил руку и, теряя сознание, уселся в машину своего сообщника. Друзья спрятали его в трейлере и переправили через Ла-Манш, он добрался до ГДР, а там уже его подобрали советские коллеги и отвезли в Москву. 7 ноября 1967 года Блейк и Молодый действительно встретили на Красной площади.

Для всех британских агентов, работавших на Советы, попадание в СССР было шоком. Блейк пережил потрясение от встречи с реальным социализмом легче всех. Он выучил русский язык, устроился на работу в институт мировой экономики и международных отношений, удачно женился, родил сына. 11 ноября 2019 года полковнику КГБ Георгию Ивановичу Бехтеру исполнилось 97 лет.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)