Операция «Мушкетер»: когда и за что Франция и Британия атаковали Египет

© topwar.ru / warspot.ru

© topwar.ru / warspot.ru

Источник

31 октября 1956 года многочисленные британские и французские самолёты атаковали египетские аэродромы и командные пункты египетских войск. 

Началась спланированная буквально «на коленке» операция «Мушкетёр» — по сути, последняя большая война эпохи великих колониальных империй. Основной целью операции был захват Порт-Саида и установление контроля союзников над всей зоной Суэцкого канала.


Тройственная интервенция

События, приведшие к Суэцкому кризису 1956 года, были обусловлены множеством факторов: арабо-израильским конфликтом, свержением короля Фарука в июле 1952 года и приходом к власти в Египте националистически настроенных офицеров во главе с Гамалем Абделем Насером, а также стремлением Великобритании любой ценой сохранить военный контроль над Египтом. 

Непосредственным поводом для войны стала национализация Суэцкого канала, о которой египетские власти объявили 26 июля 1956 года. Было заявлено, что доходы от него пойдут на финансирование строительства Асуанской плотины (кредит на которую Англия и США отказались выдавать), а всем акционерам выплатят компенсацию в размере текущей стоимости акций.

Британское правительство решило воспользоваться поводом и вернуть себе контроль над зоной канала, откуда только что ему пришлось вывести свои войска. Британцам удалось заручиться поддержкой Израиля, находившегося с Египтом в состоянии шаткого перемирия, а также Франции, которая в тот момент была ближайшим союзником Израиля. Кроме того, Франция вела войну в Алжире, где Египет поддерживал повстанцев Фронта национального освобождения.

22−24 октября во французском городе Севр прошли секретные переговоры, в которых участвовали премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион, руководство израильской и французской армий, а также министры иностранных дел Франции и Великобритании. Было решено, что 29 октября Израиль атакует египетские войска на Синайском полуострове и отбросит их к Суэцкому каналу. После этого Великобритания и Франция потребуют отвести войска обеих сторон от канала и предъявят Египту ультиматум — согласиться на оккупацию зоны канала для обеспечения международного судоходства. В случае отказа выполнять эти требования англо-французские войска должны были атаковать Египет, вывести из строя его ВВС, а затем высадить десант в Порт-Саиде и занять всю зону канала.

Соединённые Штаты о планах интервенции информированы не были: союзники опасались, что администрация президента Эйзенхауэра выступит против интервенции.

Силы и средства

Сосредоточение англо-французских морских и воздушных сил в восточной части Средиземного моря велось ещё с августа 1956 года. К концу октября объединённая морская группировка насчитывала более 130 кораблей и судов, включая линкор (французский «Жан Бар»), 7 авианосцев, 7 крейсеров, 28 эсминцев, 27 эскортных миноносцев и фрегатов, 6 подлодок, 40 десантных и множество эскортных и вспомогательных судов. Для переброски войск и снабжения прошлось мобилизовать около полусотни крупных гражданских судов (в основном, британских). Часть этих сил (включая один крейсер) разворачивалась в Красном море для обеспечения высадки в Суэце, которую позже отменили.

Все морские силы союзников были собраны во временное Оперативное соединение 345, которое, в свою очередь, делилось на тактические целевые группы: авианосную — TF 345.4, десантную — TF 345.5, морской пехоты — TF 345.7 и обслуживания — TF 345.2.

Для операции были выделены мощные воздушные силы — в общей сложности 461 самолёт наземного базирования, в том числе 228 истребителей, 70 бомбардировщиков, 81 разведчик и 82 транспортных машины. Кроме того, на авианосцах находилось около 195 палубных самолётов и 34 вертолёта. Таким образом, ударная группировка имела порядка 700 самолётов, из них около трети французских. Британская авиация базировалась на аэродромах Мальты и Кипра, часть французских сухопутных машин заранее была переброшена на аэродромы Израиля (авиабазы Рамат-Давид и Лод).

Корабли франко-британского флота в Тулоне перед вторжением. Сверху вниз: французский крейсер «Де Грасс» (не участвовал в операции), французский авианосец «Арроманш», французский крейсер «Жорж Лейг», британский авианосец «Игл», британский танкер «Тидерандж» и французский авианосец «Лафайет»

Корабли франко-британского флота в Тулоне перед вторжением. Сверху вниз: французский крейсер «Де Грасс» (не участвовал в операции), французский авианосец «Арроманш», французский крейсер «Жорж Лейг», британский авианосец «Игл», британский танкер «Тидерандж» и французский авианосец «Лафайет»

© forummarine. forumactif.com

Для высадки было собрано около 45 000 британских и порядка 20 000 французских солдат, а также три танковых полка — два британских и один французский. При этом французские десантники имели опыт войн в Индокитае и Алжире и, в целом, были подготовлены лучше британских.

Первоначально операция получила кодовое обозначение «Гамилькар», но затем была переименована в «Мушкетёр», а её сухопутная часть именовалась «Телескоп». Общим главнокомандующим был назначен британский генерал Чарльз Фредерик Кейтли, командующий британскими сухопутными силами на Среднем Востоке, его заместителем стал французский вице-адмирал Пьер Баржо. Десантными силами командовал генерал-лейтенант Хью Стокуэлл, его заместителем стал генерал-майор Пьер Бофр.

План высадки

Изначально предполагалось использовать для захвата зоны канала британскую 16-ю отдельную парашютную бригаду с Кипра, высадив её с воздуха сразу в нескольких местах вдоль канала. Но внезапно выяснилось, что бригада занята борьбой с греческими повстанцами, и основной её состав не обучен прыжкам с парашютом. Воздушный десант пришлось заменить морским: сначала взять Порт-Саид, расположенный у северной оконечности канала, затем высадить на захваченный плацдарм главные силы и, двигаясь по суше, захватить всю зону вдоль канала. Теперь с воздуха предполагалось высадить лишь часть десантников, имевшую наилучшую подготовку. Впрочем, британское руководство рассчитывало, что бомбардировки подорвут дух египетских военных и даже могут привести к свержению Насера без наземной операции.

Вскоре выяснилось, что у союзников не хватает высадочных средств — пехотно- и танкодесантных судов, способных доставлять войска и технику на большое расстояние и выгружать на необорудованное побережье. Вдобавок высадка на пляжах вокруг Порт-Саида затруднялась малыми глубинами у берега. Основная часть англо-французских войск и почти вся их техника доставлялась на крупных транспортах, поэтому для успешной высадки требовалось как можно быстрее захватить внутреннюю гавань Порт-Саида. Наконец, высадку с моря надо было осуществить до середины ноября, когда начинается сезон штормов.

Согласно окончательному плану, операция начиналась с захвата аэродрома Эль-Гамиль в 6 км к западу от Порт-Саида. Здесь высаживался батальон британских парашютистов, который занимал аэродром, после чего на него с помощью транспортных самолётов перебрасывалась войска с тяжёлым вооружением. Одновременно французы высаживали на южной окраине Порт-Фуада парашютный десант численностью до полка. Затем оба десанта с двух сторон занимали гавань Порт-Саида, обеспечивая разгрузку здесь основных сил. При необходимости предусматривалась также высадка дополнительных морских десантов на побережье.

Воздушная мощь

Израильское наступление, получившее кодовое название «Кадеш», началось 29 октября в 15 часов. Уже к 30 октября обнаружился успех израильских подвижных сил на центральном направлении, ведшем через Синайскую пустыню к Исмаилии и Суэцу. Вечером того же дня Великобритания и Франция обратились к воюющим сторонам с ультиматумом, требовавшим отвести войска от канала.

Отвод египетских войск с Синайского полуострова и общий ход боевых действий 2-7 ноября 1956 года

Отвод египетских войск с Синайского полуострова и общий ход боевых действий 2−7 ноября 1956 года

© Derek Varble. The Suez Crisis 1956

Срок ультиматума истекал на следующее утро, но первые воздушные удары по египетским аэродромам англо-французская коалиция нанесла лишь вечером 31 октября, а в ночь на 1 ноября флот вторжения вышел в сторону Египта с Мальты и из Алжира.

За пять дней англо-французская авиация сделала около 2000 вылетов. Часть египетских самолётов была уничтожена на аэродромах, однако большинство новых машин уцелело — для них не хватало обученных экипажей, поэтому их сразу же перегнали на юг страны либо в Саудовскую Аравию.

Понимая, что следующим шагом коалиции станет высадка с моря, египетское командование приказало войскам отходить с Синая к Суэцкому каналу для его обороны. Это было ошибкой: в результате фронт на Синае рухнул. Гораздо более удачным было другое решение египетского руководства: блокировать Суэцкий канал затоплением в нём нескольких десятков судов (в основном, из состава технического флота). Таким образом, декларативная забота союзников о свободе международного судоходства в канале обернулась полным его прекращением.

Палубный штурмовик «Уайверн» из 813-й морской эскадрильи, Стреттон, день военно-морской авиации, 1955 год. Во время операции «Мушкетёр» эти самолёты базировались на авианосце «Игл» и совершили 79 вылетов; от огня с земли было потеряно две машины

Палубный штурмовик «Уайверн» из 813-й морской эскадрильи, Стреттон, день военно-морской авиации, 1955 год. Во время операции «Мушкетёр» эти самолёты базировались на авианосце «Игл» и совершили 79 вылетов; от огня с земли было потеряно две машины

© abpic. co.uk

5 ноября: высадка с воздуха

Сначала высадку с моря и с воздуха предполагалось проводить одновременно, но в итоге для ускорения операции воздушный десант решили выбрасывать 5 ноября, за сутки до подхода транспортного соединения.

В 8:15 по Гринвичу около двух сотен британских десантников из 3-го парашютного батальона приземлились на аэродроме Эль-Гамиль (ныне — международный аэропорт Порт-Саида). Потеряв от египетского огня 12 человек, парашютисты заняли территорию лётного поля, куда вскоре на вертолётах была переброшена оставшаяся часть батальона — ещё около 300 человек во главе с командиром 16-й бригады бригадным генералом Батлером. После окончательного захвата аэродрома транспортными самолётами сюда было выгружено шесть противотанковых орудий с автомобилями «Виллис». Оборонявший аэродром египетский батальон понёс существенные потери от атак с воздуха, но организованно отступил к Порт-Саиду.

Боевые действия в Порт-Саиде 5-6 ноября 1956 года

Боевые действия в Порт-Саиде 5−6 ноября 1956 года

© 40cdo-rm.ru

На 15 минут позже 600 французских десантников из 2-го колониального парашютного полка под руководством подполковника Пьера Шато-Жобера высадились в Расве — южном районе Порт-Фуада, на острове между старым и новым рукавами канала, а также частично на западном берегу старого рукава. Высадка здесь позволяла накапливать силы, не опасаясь появления превосходящих сил противника. Чтобы избежать рассеивания по большой площади, французы выбрасывались с низко летящих самолётов, с высоты в 200−300 м. Чуть позднее здесь высадился сам командир 10-й парашютной дивизии генерал Жак Массю.

В целом, французские десантники, имевшие опыт боёв во Вьетнаме и Алжире, показали себя гораздо лучше подготовленными, нежели британцы. Оборотной стороной опыта антипартизанской войны стала привычка без раздумий стрелять по гражданскому населению. Позднее французские десантники обвинялись в расстрелах пленных египетских солдат — это делалось, чтобы не отягощать себя их охраной.

Впрочем, добиться решающего превосходства союзникам было несложно: гарнизон Порт-Саида, которым командовал бригадный генерал Салахаддин Могуй, насчитывал около 2000 человек — 600 кадровых солдат, три батальона резервистов, четыре самоходки СУ-100 и некоторое количество артиллерии. Из них в Порт-Фуаде находилось не более 500 человек.

Британские парашютисты на захваченной самоходке СУ-100

Британские парашютисты на захваченной самоходке СУ-100

© topwar.ru

Основная тяжесть боёв в городе легла на британцев: к 13 часам они вышли к западной окраине Порт-Саида и атаковали расположенные здесь казармы береговой охраны, где засел отступивший с аэродрома египетский батальон. Вопреки ожиданиям, египтяне сражались отчаянно; в уличных боях хорошо показали себя самоходки СУ-100 — основным средством против них стали палубные истребители F-4U «Корсар» с французских авианосцев, вооружённые неуправляемыми ракетами.

Штурм казарм оказался сложной задачей: воздействие неуправляемых ракет со штурмовиков «Си Хоук» на каменные строения было минимально, и разрушить их удалось лишь прямыми попаданиями 500- и 1000-фунтовых бомб со штурмовиков Уэстленд «Уайверн» 830-й эскадрильи с авианосца «Игл». Из-за отсутствия у десантников артиллерии воздушная поддержка играла огромную роль. Благодаря наличию авианосцев над полем боя постоянно присутствовало не менее 12 английских «Си Хоуков» и 6 французских «Корсаров».

К вечеру французы заняли почти весь Порт-Фуад, а также захватили на другой стороне Суэцкого канала оба моста через деривационный канал к озеру Мензала. Взорвав восточный мост, парашютисты укрепились у западного моста и блокировали шоссе, ведшее в город с юга. Поскольку мост на шоссе, ведшем в Порт-Саид с запада вдоль берега моря, был разбомблён ещё 3 ноября, теперь город оказался изолированным от остального Египта.

Кроме того, французы захватили водопроводную станцию и выключили подачу в Порт-Саид воды — это было грубым нарушением всех конвенций о ведении войны, причём не имевшим даже формальных оправданий. Одновременно атакой истребителей-бомбардировщиков F-84 °F «Тандерстрик» были подожжены топливные резервуары в нефтяной гавани, и над Порт-Саидом растянулось облако жирного чёрного дыма.

Горящие нефтебаки на южной окраине Порт-Саида, 5 ноября 1956 года

Горящие нефтебаки на южной окраине Порт-Саида, 5 ноября 1956 года

© Imperial War Museums

Во второй половине дня союзники направили к египетскому командующему парламентёров с предложением о сдаче. Чтобы выиграть время, генерал Могуй согласился на переговоры при условии заключения временного перемирия. Впрочем, союзники тоже были заинтересованы в перемирии для эвакуации раненых и перегруппировки своих сил: к этому времени продвижение 3-го батальона было остановлено на окраине города.

В переговорах участвовали все командиры союзников — генералы Батлер и Массю, полковник Жато-Жобер. Они предложили египтянам сдачу в плен с отправкой на Кипр. Генерал Могуй отказался, в ответ потребовав восстановления водоснабжения города, на что британское командование, в конце концов, согласилось. Могуй использовал кратковременную передышку, чтобы наладить управление своими силами. В 22:30 бои возобновились.

Первоначальный план взять город одним только воздушным десантом не удался: египтяне не были деморализованы и оказали организованное сопротивление, поэтому генерал Бофр потребовал от командования скорейшей высадки морского десанта. Его непосредственный начальник адмирал Стокуэлл возражал, но в итоге высадку решили ускорить.

6 ноября: высадка с моря

На рассвете 6 ноября союзный флот приблизился к Порт-Саиду. Авианосная группа осталась в 30−35 милях от берега; линкор, крейсера и эсминцы приблизились на 6−8 миль и открыли артиллерийский огонь по египетским береговым батареям и городу. Стрельба вызвала значительные разрушения в жилых кварталах, хотя с целью минимизации жертв британским кораблям разрешалось вести огонь только 114,5-мм орудиями. Впрочем, французы таких ограничений не вводили, и линкор «Жан Бар» выпустил по городу несколько 381-мм снарядов. Как минимум огонь французских кораблей оказался бесполезен из-за отсутствия корректировки. Клод Мориссо, артиллерийский офицер с эсминца «Буве», вспоминал:

«Много лет спустя я узнал, что присутствие кораблей огневой поддержки, в том числе линкора „Жан Бар“ и нашего, было бесполезным, поскольку офицер-парашютист, начальник команды наблюдателей, отвечавший за корректировку нашего огня, не смог установить радиосвязь ни с одним из кораблей огневой поддержки».

Ещё до прекращения огня к берегу двинулись тральщики, за которыми следовали десантные суда и баржи с подразделениями 3-й британской бригады морской пехоты. 40-й и 42-й батальоны бригады высаживались на пляжах у западной окраины Порт-Саида с помощью 9-тонных пехотно-десантных барж LCA и 15-тонных плавающих бронетранспортёров LVT. Использовать здесь более крупные десантные суда (в том числе для выгрузки танков) не позволяли малые глубины: лишь у Западного мола удалось выгрузить с малых танкодесантных судов несколько танков «Центурион» роты «C» 6-го королевского танкового полка, которые оказали серьёзную поддержку 40-му батальону.

Британский танк «Центурион» выгружается из десантного корабля «Панчер» (L-3036)

Британский танк «Центурион» выгружается из десантного корабля «Панчер» (L-3036)

© forummarine. forumactif.com

Выгрузка танка «Центурион» из десантного судна (возможно, того же самого). На заднем плане видна статуя Фердинанда Лессепса у основания Западного мола

Выгрузка танка «Центурион» из десантного судна (возможно, того же самого). На заднем плане видна статуя Фердинанда Лессепса у основания Западного мола

© Derek Varble. The Suez Crisis 1956

После прекращения артподготовки египетские позиции проштурмовали палубные самолёты, а затем с вертолётов высадился 45-й батальон морской пехоты под командованием подполковника Тейлора. Несмотря на позднейшие громкие слова о «вертикальном охвате», батальон высаживался на час позже остальных сил и считался резервом бригады. Для высадки был выбран стадион в западной части города, но он оказался под обстрелом египетских войск, поэтому уже при высадке вертолётный десант понёс сравнительно серьёзные потери (1 убитый и 16 раненых). В итоге вертолётную высадку пришлось перенести на уже захваченный десантниками пляж. К тому же, противолодочные вертолёты «Уирлуинд» и спасательные «Сикамор» могли брать на борт лишь по 3−4 десантника, а специальных транспортных вертолётов у англичан не было. Переброска 45-го батальона шла медленно: за полтора часа 22 вертолёта, сделав по нескольку рейсов, доставили на берег 415 человек (по 19 человек на машину) и 7 т снаряжения. Вдобавок десант 45-го батальона попал под удар собственного же вертолёта «Уирлуинд», потеряв ещё десяток человек ранеными. Куда более полезными вертолёты показали себя при доставке боеприпасов и эвакуации раненых.

Несмотря на все трудности, к 10 часам морские пехотинцы продвинулись вдоль пляжа на восток и заняли северную часть Порт-Саида. Отсюда они начали наступление на юг — на порт и центральную часть города. 42-й батальон при поддержке одного танка наступал на железнодорожный вокзал, 40-й — вдоль набережной канала.

Коммандос 45-го батальона морской пехоты на палубе авианосца «Тесеус» во время операции «Мушкетёр». На переднем плане противолодочный вертолёт Уэстленд «Уирлуинд»

Коммандос 45-го батальона морской пехоты на палубе авианосца «Тесеус» во время операции «Мушкетёр». На переднем плане противолодочный вертолёт Уэстленд «Уирлуинд"

© Imperial War Museums

Вопреки планам операции продвижение шло медленно: египтяне ожесточённо оборонялись в роскошном здании казино «Палас-Отель», Таможенном управлении и Доме Флота у Военной гавани (к востоку от железнодорожного вокзала). Взять здание таможни удалось только после прибытия танков «Центурион», а вот Дом Флота, возведённый ещё в 1880-х годах, выдержал даже огонь танковых орудий прямой наводкой. Здесь оборонялось около сотни египетских солдат во главе с генералом Могуем. Взять его удалось лишь во второй половине дня, египетский командир попал в плен.

Тем временем в Порт-Фуаде было сброшено ещё 522 французских десантника из 1-го парашютного полка Иностранного легиона — уже к полудню они окончательно зачистили город и порт. К исходу дня в гавани Порт-Фуада удалось высадить одну роту лёгких танков AMX-13 и три роты коммандос. Французские десантники доложили, что за день уничтожили около сотни египетских солдат — исходя из общей цифры потерь египтян в этой кампании, можно предположить, что большинство убитых было мирными жителями.

Разрушения в Порт-Саиде

Разрушения в Порт-Саиде

© Derek Varble. The Suez Crisis 1956

Тем временем утром 6 ноября французские парашютисты, находившиеся у деривационного канала, были атакованы с юга египетской пехотой при поддержке танков и самоходок. Атаку удалось отразить только с помощью палубных штурмовиков «Корсар». При этом у авианосца «Лафайет» начались проблемы с катапультой, из-за чего с него удалось сделать лишь 40 самолёто-вылетов.

6 ноября: проблемы с выгрузкой

Высадка основных британских сил должна была происходить в городской гавани. В первом эшелоне выгружался 2-й парашютный батальон 16-й бригады, а также танки «Центурион» 6-го королевского танкового полка. Но тут выяснилось, что египтяне успели сделать главное: ещё 3−4 ноября они затопили на фарватере Суэцкого канала 48 судов, загруженных бетоном; быстро поднять их не представлялось возможным. Несколько судов было затоплено прямо на входе в канал, преградив путь во внутреннюю гавань.

Французские танкодесантное судно L 9070 у пляжа к западу от Каира

Французские танкодесантное судно L 9070 у пляжа к западу от Каира

© Военно-исторический журнал, 1961, № 10

В руках союзников оказалась лишь мелководная Рыбная гавань, расположенная у основания Западного мола. К её причалам могли подойти лишь десантные суда специальной постройки, которых союзникам остро не хватало. Французы начали выгрузку своих войск в гавани Порт-Фуада, но повлиять на ход основных действий эти силы не могли, так как Порт-Фуад был изолированным островом.

Сначала в Рыбной гавани высадилась британская танковая рота «А», через час здесь смог выгрузиться штаб танкового полка и рота «B». Высаженные танки с парашютистами 2-го батальона сразу же начали продвижение вдоль канала и уже к полудню достигли французских позиций у мостов через деривационный канал. К этому времени британские морские пехотинцы пробились к центру города, после чего 40-й и 45-й батальоны при поддержке танков занялись ликвидацией опорных пунктов египтян, а 42-й батальон двинулся по улице Мухаммеда Али мимо вокзала на юг (на соединение с французами).

Внешняя гавань Порт-Саида, 7 ноября 1956 года. На переднем плане французский крейсер «Жорж Лейг», на заднем плане слева видны десантные транспорты в Рыбной гавани

Внешняя гавань Порт-Саида, 7 ноября 1956 года. На переднем плане французский крейсер «Жорж Лейг», на заднем плане слева видны десантные транспорты в Рыбной гавани

© forummarine. forumactif.com

Из-за малых глубин в Рыбной гавани высадить всю 16-ю парашютную бригаду сразу не удалось, поэтому наращивание сил в городе шло медленно. Подкрепления и снабжение морским пехотинцам доставлялись, в основном, вертолётами и малыми десантными судами. Уже утром 6 ноября в город на десантной барже прибыли командующие высадкой генералы Стокуэлл и Бофр. Не зная ситуации в городе, генералы решили причалить к набережной возле здания Компании Суэцкого канала — самого известного строения в городе. Внезапно выяснилось, что этот район всё ещё контролируется противником: баржа была обстреляна с берега и вернулась к выходу из канала, где оба генерала, наконец, высадились в Рыбной гавани. Вдобавок связь со штабным кораблём «Тайн» оказалась плохой (чего сразу следовало ожидать) — таким образом, вся операция на целый день осталась без руководства.

На берегу управление войсками тоже было затруднено: десантники терялись в лабиринте городских улиц; им казалось, что египетские снайперы ведут огонь со всех сторон. Из-за этого на египтян позднее сыпались обвинения в том, что их солдаты переодевались в гражданскую одежду и стреляли десантникам в спину.

Вход в гавань Порт-Саида, начало ноября 1956 года. Вид на север со стороны Порт-Фуада, на заднем плане — Рыбная гавань и Западный мол. Хорошо видно, что из-за затопленных на фарватере судов крупные транспорты не могут войти в гавань и подойти к причалам. На переднем плане — британское спасательное судно «Си Сальватор» ведёт судоподъёмные работы, у входа в Рыбную гавань стоит британская база подлодок «Форт» в окружении малых кораблей, дальше у мола видны плавмастерская «Ранпура» и штабное судно «Тайн»

Вход в гавань Порт-Саида, начало ноября 1956 года. Вид на север со стороны Порт-Фуада, на заднем плане — Рыбная гавань и Западный мол. Хорошо видно, что из-за затопленных на фарватере судов крупные транспорты не могут войти в гавань и подойти к причалам. На переднем плане — британское спасательное судно «Си Сальватор» ведёт судоподъёмные работы, у входа в Рыбную гавань стоит британская база подлодок «Форт» в окружении малых кораблей, дальше у мола видны плавмастерская «Ранпура» и штабное судно «Тайн»

© forummarine. forumactif.com

Вместо запланированного развития успеха и быстрого наступления вдоль канала на юг англо-французский десант увяз в городских боях. При этом 3-й парашютный батальон всё ещё вёл бой в районе казарм береговой охраны на западной окраине Порт-Саида: до самого конца боёв он так и не смог соединиться с основной частью десанта.

Наращивание сил шло крайне медленно: 1-й парашютный батальон удалось выгрузить в Рыбной гавани с десантных судов LST лишь поздно вечером. К этому времени Стокуэлл приказал командиру 6-го танкового полка полковнику Гиббону вместе со 2-м парашютным батальоном наступать по шоссе вдоль канала на юг — на Аль-Кантару и далее на Исмаилию.

Выгрузка французских морских пехотинцев из фрегата «Мальгаш» в мелководной гавани Порт-Фуада. Французам остро не хватало высадочных средств, поэтому для перевозки войск с транспортов на берег приходилось использовать небольшие боевые корабли

Выгрузка французских морских пехотинцев из фрегата «Мальгаш» в мелководной гавани Порт-Фуада. Французам остро не хватало высадочных средств, поэтому для перевозки войск с транспортов на берег приходилось использовать небольшие боевые корабли

© forummarine. forumactif.com

Для наступления были готовы лишь две роты «Центурионов» и часть 2-го парашютного батальона, получившая обозначение «2-я батальонная группа». Из-за отсутствия автотранспорта парашютисты двигались пешком, поэтому до наступления темноты «мобильная» группа достигла лишь станции Аль-Тина на 20-м километре канала. Здесь подполковник Гиббон хотел остановиться до утра, не желая двигаться в темноте без сильного пехотного охранения, однако Стокуэлл приказал двигаться вперёд, и группа продолжила наступление. В 2 часа ночи на 7 ноября группа достигла станции Аль-Капа на 35-м километре канала, в 6 км от Аль-Кантары, но здесь внезапно получила приказ о полном прекращении боевых действий. Случилось то, чего мало кто ожидал — СССР и США совместно выступили в ООН с требованием прекратить интервенцию.

Позиции британских войск у станции Аль-Капа

Позиции британских войск у станции Аль-Капа

© Derek Varble. The Suez Crisis 1956

К этому моменту египтяне продолжали удерживать опорные пункты в центре Порт-Саида и на его юго-западной окраине, но главное — англо-французское командование так и не смогло организовать высадку основных сил в гавани. Всего за два дня операции на берег было высажено восемь батальонов (не более 4000 человек). Остальные силы (приводятся цифры в 25 000 человек, 76 танков, 100 бронетранспортёров и около 50 орудий) были выгружены уже после прекращения огня, когда стало ясно, что операция не удалась, и союзным войскам придётся эвакуироваться.

Итоги кампании

Официально объявленные потери союзников оказались невелики: британские десантники потеряли 16 человек убитыми и 96 ранеными, французские — 10 убитыми и 33 ранеными. Зенитным огнём египтян были сбито шесть самолётов — два «Си Хоука», два «Уайверна» и два «Корсара», причём пилот одного из них погиб. Ещё один «Си Хоук» разбился при неудачной посадке на палубу, его пилот также погиб. Кроме того, в процессе высадки были потеряны два вертолёта.

Перегрузка французских танков с транспорта на паром «Эмпайр Седрик»

Перегрузка французских танков с транспорта на паром «Эмпайр Седрик»

© forummarine. forumactif.com

Союзники заявили, что египтяне потеряли в Порт-Саиде и его окрестностях 650 человек убитыми и 900 ранеными — то есть три четверти солдат, имевшихся в городе. Но даже если поверить в 900 раненых, то безвозвратные потери египтян должны были составить не более 200 человек. Кроме того, по позднейшим оценкам, в городе погибло около тысячи мирных жителей.

Все эти жертвы не имели никакого смысла: к 22 декабря британцы и французы окончательно покинули Порт-Саид, заменённые миротворческими формированиями ООН из Дании и Колумбии. Весной 1957 года международные спасатели разблокировали Суэцкий канал, подняв затопленные в нём суда, после чего движение по важнейшему морскому пути возобновилось.

Французский лайнер «Ла Марсельез», переоборудованный в госпитальное судно, во внешней гавани Порт-Саида

Французский лайнер «Ла Марсельез», переоборудованный в госпитальное судно, во внешней гавани Порт-Саида

© forummarine. forumactif.com

Источники и литература

  1. В.Д. Доценко. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2001
  2. А.С. Протопопов. Советский Союз и Суэцкий кризис 1956 года. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1969
  3. В.П. Румянцев. США, Великобритания, СССР и Суэцкий кризис 1956 г. Томск: ТГУ, 2018
  4. М.А. Жирохов. История ВВС Израиля. Крылья возмездия. Минск: Харвест, 2001
  5. А. Розин. СССР и Суэцкий кризис — морской компонент http://alerozin.narod.ru/Suez5…
  6. М. Жирохов, А. Котлобовский. В небе Синая, год 1956-й // Авиация и Время, 1998, № 3
  7. Ю. Якушев, И. Рябинов, «Агрессия против Египта в 1956 году» // Военно-исторический журнал, 1961, № 10
  8. Derek Varble. The Suez Crisis 1956. London: Osprey, 2003
  9. Avi Shlaim, «The Protocol of Sèvres, 1956: Anatomy of a War Plot» // International Affairs, 73:3 (1997)
  10. Anthony Adamthwaite, «Suez revisited» // International Affairs, 64:3 (1988)
  11. Michael H. Coles, «Suez, 1956. A Successful Naval Operation Compromised by Inept Political Leadership» // Naval War College Review, Autumn 2006, Vol. 59, No. 4
  12. Claude Morisseau, «Officier canonnier sur le Bouvet» http://anac-suez-et-chypre.ove…
  13. «Secrets and lies at the heart of Britain’s Middle Eastern folly» // The Guardian, 11 Jule 2006
  14. «The Dean Memorandum» www.nationalarchives.gov.uk/re…

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (1)

Суд арестовал бывшую помощницу зампреда правительства Алексееву

© СК РФ

© СК РФ

Бывшая помощница заместителя председателя правительства России Анастасия Алексеева арестована Басманным судом Москвы на два месяца. Ее подозревают в получении взяток на сумму более четырех миллионов рублей.


«Суд постановил ходатайство следствия удовлетворить и избрать в отношении Алексеевой меру пресечения в виде заключения под стражей сроком на два месяца, то есть до 19 апреля», — цитирует ТАСС текст решения суда.

Анастасия Алексеева являлась помощницей двух бывших вице-премьеров — Антона Силуанова и Аркадия Дворковича. Следствие располагает данными о том, что фигурантка дела получила билеты и путевки в Таиланд и Доминиканскую республику. Посредником в передаче взятки являлся гражданин Соединенных Штатов Джин Мирон Спектор. Его задержали 20 февраля вместе с Алексеевой.

По делу также проходят учредитель компании «М-Фарма» Вадим Якушкин и бывший генеральный директор и владелец компании «Промомед Рус» Максим Якушкин. Следствие пока не определило их статус, равно как и не раскрыло мотив передачи взятки. Алексеева своей вины не признает.

Известно, что Алексеева являлась сотрудником секретариата Антона Силуанова, а до мая 2018 года работала у Аркадия Дворковича. В ноябре того же года чиновницу уволили. По данным СМИ, причиной увольнения стала передача служебной информации посторонним лицам.

Американец Джин Спектор также был ранее арестован судом на два месяца.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)