+1
Сохранить Сохранено 7
×

Самый шпионский самолет: Lockheed SR-71 «Черный дрозд»


Самый шпионский самолет: Lockheed SR-71 «Черный дрозд»

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

В декабре минувшего года исполнилось 55 лет со дня первого полета Lockheed SR-71 — стратегического разведчика ВВС США. Но даже сегодня этот самолёт привлекает к себе внимание своим футуристическим дизайном. Для достижения высоких аэродинамических характеристик на различных режимах полёта корпус и несущие поверхности SR-71 имели очень сложную в плане и по модульным сечениям форму. Самолёт был построен по схеме «бесхвостка», с тонким трапециевидным крылом, со стреловидностью по передней кромке 60 градусов.

Особенностями SR-71 «Blackbird» были высокая скорость и высота полёта, благодаря которым основным манёвром уклонения от ракет стало ускорение самолета и быстрый набор высоты.

В 1976 году SR-71 установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов с турбореактивными двигателями — 3529,56 км/ч. На его счету есть еще один рекорд высоты в горизонтальном полёте — 25 929 метров.

Рождение «Черного дрозда»

А-12
А-12© Общественное достояние

Предшественником SR-71 был Lockheed A-12 — высотный одноместный самолёт-разведчик, разработанный для ЦРУ США отделением корпорации Lockheed Martin — Skunk Works. Он совершил первый полет 25 апреля 1962 года. Самолёт был создан на основе идей американского авиаконструктора Кларенса «Келли» Джонсона.

Целью его разработки было дальнейшее развитие самолёта-разведчика U-2, известного под кодовым названием «Ангел», который в свое время попортил немало нервов советским пограничникам, безнаказанно летая на высоте 21 км в воздушном пространстве СССР с июля 1956 года. Радиолокаторы советской ПВО обнаруживали самолёт, но прервать его полёт было нечем.

Всего над территорией СССР с 1956 по 1960 годы было выполнено 24 разведывательных полёта самолётов U-2, что позволило выявить большое количество военных и промышленных объектов. Истинное местоположение советского ракетного полигона Тюратам (нынешний космодром Байконур) стало известным американской разведке 5 августа 1957 года именно в результате очередного полёта U-2 над территорией СССР.

Но и на старуху бывает проруха. U-2 считался неуязвимым до 1 мая 1960 года, когда во время очередного полёта над Советским Союзом этот самолёт был сбит под Свердловском ракетой класса «земля — воздух» зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-75. Это был последний полет U-2 над СССР.

Пилот самолета Гарри Пауэрс покинул самолет с парашютом, был взят в плен, осуждён за шпионаж и приговорён к десяти годам заключения, однако 10 февраля 1962 года был вместе с американским студентом-экономистом Фредериком Прайором был обменен на советского разведчика Рудольфа Абеля. Второй U-2 был сбит над Кубой первой же ракетой того же советского ЗРК С-75.

В связи с уязвимостью этого самолета в США началась разработка других разведчиков, в частности, А-12, который и послужил основой для создания высокоскоростного высотного SR-71 Blackbird.

Проблемы, проблемы, проблемы…

Пилоты SR-71 в костюмах высокого давления.
Пилоты SR-71 в костюмах высокого давления.© Общественное достояние

Первый полёт SR-71 Blackbird состоялся 23 декабря 1964 года. Всего было построено 32 самолета. Однако в процессе создания и эксплуатации SR-71 американским конструкторам и инженерам пришлось решить множество проблем.

Особенно сложной проблемой полёта на скоростях, превышающих скорость звука более, чем в 3 раза (М>3), является высокий нагрев корпуса. Для её решения 85% деталей планера было изготовлено из титанового сплава, а большая часть остальных деталей изготавливалась из полимерно-композитных материалов.

Панели фюзеляжа были изготовлены таким образом, что они неплотно прилегали друг к другу, когда самолёт находился на земле, и окончательно «стыковались» только в полёте, после разогрева планера и его удлинения на несколько дюймов. Используемое на нем топливо (JP-7) было специально разработано для сверхзвуковых самолётов и характеризовалось высокой температурой вспышки и термостабильностью. Охлаждение самолёта обеспечивалось циркуляцией того же топлива под титановыми поверхностями перед его попаданием в двигатели.

Самолёт был изготовлен с использованием ранних стелс-технологий. Серийные экземпляры окрашивались тёмно-синей краской для маскировки на фоне ночного неба.

При полёте на высоте 24 км экипажи столкнулись с двумя проблемами. Выяснилось, что со стандартным давлением кислородной маски на высоте более 13 км человек не может нормально дышать для поддержания сознания и жизнедеятельности;

Для решения этих проблем были разработаны специальные скафандры полного давления для всех экипажей A-12 и SR-71. Впоследствии эти же скафандры использовались при полёте космического Шаттла.

Второй проблемой стал сильный нагрев самолёта на скоростях, в три раза превосходящих скорость звука. Для обеспечения приемлемых температур воздух внутри кабины пилота охлаждался кондиционером, а тепло из кабины переносилось на топливо через теплообменник, находящийся перед силовыми установками.

Кроме того, из-за вынужденно больших тепловых зазоров в стыках панелей кессон-баков полностью заправленный самолёт на стоянке тёк. Поэтому была отработана следующая хитрая технология: самолёт поднимался в воздух с небольшим запасом топлива, разгонялся до сверхзвуковой скорости для прогрева обшивки, затем тормозил, дозаправлялся в воздухе из заранее поднятого топливозаправщика, после чего экипаж мог приступать к выполнению задания.

SR-71 был первым самолётом, созданным с применением технологий снижения радиолокационной заметности. На самолёт были нанесены радиопоглощающие покрытия, в топливо добавлялся цезий для снижения температуры выхлопа, и, как следствие, для снижения инфракрасной заметности самолёта. Несмотря на все эти меры, SR-71 легко обнаруживался радиолокационными методами, а на меньших расстояниях — благодаря потоку разогретых выхлопных газов и нагреву корпуса на высоких скоростях.

Интересна история названия самолета. Правильное обозначение «Чёрного дрозда» во всех официальных документах — RS-71 (разведчик стратегический, модель 71). Летом 1964 г. американский президент Л. Джонсон на пресс-конференции случайно оговорился, назвав этот самолёт SR-71. На следующий день ошибочное название распространилось в СМИ, в результате чего намертво «приклеилось» к самолёту.

На строительство самолета требовалось много титана. В США такого количества материала не было. Поэтому ЦРУ разработало схему с участием сети подставных фирм, через которые закупало в СССР титан для постройки SR-71!

Боевое применение

© Общественное достояние

Первый боевой вылет SR-71 был произведен 21 марта 1968 с авиабазы «Кадена» на Окинаве. При совершении самолётами SR-71 разведывательных вылетов в ходе войны во Вьетнаме по ним было совершено примерно 800 пусков зенитных ракет, но не один самолёт не был сбит. Однако за это время было потеряно две машины и обе из-за механических неисправностей.

В период базирования SR-71 на Японских островах, он регулярно подлетал к границам советского воздушного пространства, однако его не нарушал. Помнили, наверное, американцы незавидную участь U-2.

Кроме того, в то время в Советском Союзе уже был принят на вооружение истребитель-перехватчик МиГ-25, лётные характеристики которого (в первую очередь скорость на большой высоте, равная 3000 км/ч (M=2.83)) позволяли без проблем осуществить перехват SR-71.

Самолёт выполнял также аэродинамические исследования НАСА по программам AST (Advanced Supersonic Technology — перспективные сверхзвуковые технологии) и SCAR (Supersonic Cruise Aircraft Research — разработка самолёта с крейсерской сверхзвуковой скоростью полёта).

Прощай, «Черный дрозд»!

"Черный дрозд" в музее Pima Air & Space Museum, Таксон, Аризона.
«Черный дрозд» в музее Pima Air & Space Museum, Таксон, Аризона.© Общественное достояние

Наряду с уникальными летными характеристиками SR-71, его стоимость эксплуатации, включая сложность обслуживания, была очень высокой, а техническое обслуживание каждого самолёта было беспрецедентно сложным и затратным.

Каждый вылет самолёта по сложности можно было сравнить с подготовкой космической ракеты-носителя. А после каждого полёта летательный аппарат проходил более 650 различных проверок: пять техников в течение шести часов изучали состояние планера, два техника по силовым установкам также несколько часов посвящали тщательному осмотру воздухозаборников, двигателей, выхлопных и перепускных устройств.

Каждые три года, опять же, вне зависимости от налёта, самолёты проходили технический осмотр на заводе фирмы «Локхид» в Палмдейле. Капитальный ремонт двигателей фирма «Пратт энд Уитни» осуществляла после наработки мотором 600 часов. Неудивительно, что для обслуживания SR-71 требовались специалисты экстра-класса, их подготовка занимала несколько лет и также требовала немало средств. Поэтому не удивительно, что в 1998 году ВВС США окончательно вывели парк SR-71 из эксплуатации.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (18)

  • Alexander
    Alexander 06 января 2020

    Достижение людей живущих в свободной стране! Не зря талантливые учёные и молодёжь уезжают на ПМЖ в Силиконовую долину

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 06 января 2020

    а в сталинских шарашках не талантливые? странная градация. может сместить точку отсчёта? не талант оттого, что свобода, а возможность выбирать оттого, что талант? чё не свалил то? а если свалил, то что здесь скоблишь?

    Ответить
    0 +
  • Абрам
    Абрам 06 января 2020

    Таки хорошая альтернатива, в силиконовой долине платят деньги, а в сталинских шарашках ломали челюсть. Я конечно тебя маслянный понимаю, тебя никто не зовет ни в силиконовую долину, ни загребают в шарашкину контору, по весьма простой причине. Потому тебе и легко быть патриотом. Признайся, когда вашим спортсменам предлагали выступать без флага, ты тут пописывал, что спортсменам надо игнорировать олимпиаду? Ви же диванные патриоты не отдавали по несколько лет спорту, и это не у вас эти года улетают коту под хвост.

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 06 января 2020

    вроде умной национальности, а смысл сказанного не вкурил. хотя, это здесь вы умные явреи, а там вы тупые русские .. про Олимпиаду цитату, плиз. что касается "не зовут". тебе то откуда ведомо, чебурашка-зверь? под админом не сижу. работаю без рекламы. знают меня в городе с того, что сделать могу как надо. безо всякого силикона!)

    Ответить
    0 +
  • Абрам
    Абрам 06 января 2020

    Таки непьющий сантехник в рф да еще и умеющий делать "как надо", это редкость, но силиконом не пренебрегайте, в вашей профессии это первейшая вещь. Таки про олимпиаду - это вопрос. Там в конце закорючка была, её еще называют вопросительный знак.

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 06 января 2020

    так ты и есть ходячая закорючка. скажу тебе по секрету, что 2012 году моя организация входила в сотню лучших микропредприятий РФ. и зря слесаркой в глаза тычешь. с гордостью скажу, что у меня высший разряд по рабочей специальности. только кроме этого я проектировщик, сметчик и наладчик. и рабочих по зарплате ни в жисть не обижал. твой же удел - вещать за силиконовую долину, сидя в задры .. или как там? в Израилевке.

    Ответить
    0 +
  • Абрам
    Абрам 06 января 2020

    Таки разве я тычу? Всякий труд уважаем, если он честный. Ви валера хоть сантехникой занимайтесь, хоть диваны населению клепайте, лишь бы не отжали. Кстати вопрос, а после 12 года ви перестали быть микропредприятием или потом больше в ту сотню ни разу не вошли?

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 06 января 2020

    нет. не вошёл. все жирные караси в Израйловку свинтили и тискают коменты, типа по родине скучают. спрашиваешь почему на ты? а вот именно по вышеозначенному. я здесь в меру сил работаю на своей земле, налоги плачу и оттого ругаю СВОЁ государство, так как я имею на это моральное право. ты же юзнул отсюда при первой возможности и, видать, не нашёл себя, вернуться не можешь, так хоть гнилые зубы сюда запускаешь. не уважаю.

    Ответить
    0 +
  • Абрам
    Абрам 06 января 2020

    Таки рассмешил. С чего ты решил что я хочу вернуться?? Я в РФ не был и не собираюсь. А вот насчет "своё ругаю", тут все по другому, пока "твоё" сидело у себя дома, я и не ругал его, как только оно вылезло, тут уж извини подвинься могу теперь и я его поругать.

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 07 января 2020

    где я сказал тебе "хочу"? с твоей ужастой интерпретацией сказанного собеседником ты можешь вполне заняться вербальным онанизмом. иди рот помой.

    Ответить
    0 +
  • Абрам
    Абрам 07 января 2020

    Таки а где я сказал, шо я не "могу вернуться"? Это же именно твой вербальный онанизм и есть, поди весь вымойся.

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 07 января 2020

    пиши на Еврите, пейсатый, русский то подзабыл основательно. повторяю для тебя, особо одарённого. сказано: "видать", а видать по тому, что ты здесь елозишь. но и это не суть сказанного. у тебя промеж ушей пролетает. из-за бугра камни в наш огород швыряешь, вражина. более того, перебежчик. т.е. предатель. а предателей нигде и никогда не уважали.

    Ответить
    0 +
  • Абрам
    Абрам 07 января 2020

    Таки у вас ладошки мохнатые валера, прекращайте ви уже, пока зрение не ослабло. Ви даже слабо представляете значение слов перебежчик и предатель. Но самое главное, ваш каменный карьер ви зря называете огородом.

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 08 января 2020

    хох! это ты мне будешь значение этих слов объяснять? хотя, может ты и не предатель. нельзя предать землю, которая твоей никогда не была. даже если там лежат кости твоих предков. прыгай дальше, воробушек со связанными лапками. только не какай здесь. уходя - уходи.

    Ответить
    0 +
  • прапоршик т.Уев
    прапоршик т.Уев 07 января 2020

    Чудо хабаровское. СмотрюБ и вижу, совсем тебе по гАненько...Не боиссь, и тебя вылечим.. Р.С. для maclenok

    Ответить
    0 +
  • Бенджамин
    Бенджамин 07 января 2020

    Так, парни, ну-ка брейк. Давайте без оскорблений общаться.

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 08 января 2020

    чё папаха, снова рюкзак прапора примерил? ждем очередных рифмованых высеров. повесели напоследок. немного тебе осталось ..

    Ответить
    0 +
  • Ya_mimiting
    Ya_mimiting 06 января 2020

    Мистер Тупило, читайте в статье "... в Советском Союзе уже был принят на вооружение истребитель-перехватчик МиГ-25, лётные характеристики которого (в первую очередь скорость на большой высоте, равная 3000 км/ч (M=2.83)) позволяли без проблем осуществить перехват SR-71...".

    Ответить
    0 +