+-2
Сохранить Сохранено 7
×

По фактам: 50 лучших русских альбомов 2019 года — финал


По фактам: 50 лучших русских альбомов 2019 года — финал

© freepik.com

Настала пора подвести музыкальные итоги года — критики музыкального портала Pofaktam.ru на станицах «Ридуса» представили финальную десятку 50 лучших русских альбомов 2019 года. Именно эти релизы мы переслушивали в течение года чаще всего — и будем продолжать в будущем. И вам тоже крайне советуем.

10. Хаски, Масло черного тмина — «У»

Хаски на протяжении долгого времени отделывался от публики перфомасами, клипами на старые треки, фильмами — короче, всем, кроме новой музыки (если не считать издевательского «Бла бла бла бла» в треке Pixelord). Масло черного тмина в свою очередь выпустил в этом году мутный нуарный альбом, неоднозначно воспринятый публикой.

Cовместный же EP рэперов «У», посвященный, судя по всему, наркотическим опытам, оказался на поверку одним из самых убедительных и нестандартных релизов за этот скудный на открытия год в русском рэпе. Хаски здесь экспериментирует с флоу и всячески хулиганит — то читает фальцетом, то шепотом, то как нормальный человек (в кои-то веки!)

Масло черного тмина в свою очередь раздает здесь с такой силой, стилем и виртуозностью, что все многочисленные друзья Адиля Жалелова из Павлодара нервно курят в сторонке. Конечно, три коротких трека от Хаски и его казахского коллеги — крайне мало, зато на «У» нет ни одного слабого места.

9. Mustelide — «Ginseng Woman»


На лейбле Ивана Дорна «Мастерская» вышла одна из самых умных русскоязычных поп-записей последних несколько лет «Ginseng Woman» белорусской певицы и продюсера Mustelide, сконструировавшей ее исключительно из семплов сломанных инструментов. 

Обычно подобного рода концепты на поверку оказываются намного интереснее, чем, собственно, получившаяся музыка. 

Один из последних подобных примеров — «Plastic Anniversary» от культовых электронщиков Matmos, записавших альбом с помощью звуков различных пластиковых объектов — мусорных пакетов, грудных имплантов, пленки с пупырышками и так далее. 

Но Наталья Куницкая, скрывающаяся под псевдонимом Mustelide, умудрилась собрать жутковатые семплы неисправных виолончелей, арф, труб, саксофонов, флейт и скрипок в доходчивые и бойкие поп-песни о сильных женщинах, свободе и творчестве. И для того, чтобы все эти треки зацепили, слушателю вовсе необязательно знать о концепте.

8. Loqiemean, «Сожги этот альбом»

Влияние саунда Скриптонита на «Сожги этот альбом» сложно переоценить — здесь тот же вязкий, животный грув, та же музыкальная незашоренность и продюсерская изощренность, и та же любовь к большим формам. 

Длительность альбома одновременно впечатляет и пугает — всего 21 трек, однако Локимин ни на минуту не дает слушателю заскучать. Даже в рамках одного и того же трека здесь происходит столько событий, сколько у иных рэперов не случается и на протяжении всего альбома. Слушая начало песни Локимина никогда невозможно предугадать, как она закончится. Он постоянно ломает структуру своих треков, делая их совершенно непредсказуемыми — здесь трэп то переходит в русский рок, то мутирует в какой-то пародийный бростеп или хмурый заторможенный хаус.

Loqiemean выпустил прорывной и однозначно свой самый сильный релиз за все время — и, возможно, лучшую хип-хоп пластинку этого года на русском языке.

7. Archanga, «Лучик внимания (Детские песни)»

Альбом имеет подзаголовок «Детские песни», и это в действительно в определенной мере так — его можно без опасения ставить самым маленьким. Безхитростный месседж «Лучика внимания» диаметрально противоположен тому, о чем читают юные фрешмены, воспевающих секс, наркотики и статусное потребление.

В текстах Арчанги нет ненормативной лексики и они действительно доступны даже ребенку. В них нет типичной для рэпа мизогинии — напротив, исполнитель воспевает противоположный пол в треке «Женщина». Арчанга постоянно читает словно от лица сыплющего пословицами и народными мудростями оптимистичного фрика, чудака-сектанта от почвы, который временами даже может не попадать в бит. 

Именно эта интонация и превращает на первый взгляд необязательные песни в настоящее произведение искусства, и сравнить Арчангу совершенно не с кем — это единичное явление на отечественной хип-хоп сцене, чем он и ценен.

6. Atariame — «Voiceless»

Начинавшая с лоу-файного фолка уроженка Ижевска Наталья Салмина aka Atariame в прошлом году на длительное время потеряла голос после тура в Италии, после чего нашла утешение в бессловесной музыке. Вдохновленная современной инструментальной музыкой Atariame сама записала «Voiceless» с туманной околоэмбиентной электроникой, одновременно типичной для лейбла Not Not Fun, на котором он и вышел, и в то же время довольно самобытным — а также очень московским.

5. Петля Пристрастия — «Гул»

Альбом Петли Пристрастия «Гул» уже назвали пластинкой, которая делает русский рок снова великим, и с этим сложно поспорить. Пожалуй, за всю 10-летнюю историю белорусская группа еще не выдавала песен такой силы и красоты. В музыкальном плане Петля пристрастия сейчас напоминает Interpol времен расцвета — на «Гуле» царит та же атмосфера обреченности и высокой трагедии. 

В то же время злободневные тексты белорусской группы как нельзя доходчивее и точнее живописуют безысходность постсоветской реальности. «Гул» — это прежде всего очень нужная пластинка-утешение в общечеловеческом смысле, которая в буквальном смысле помогла пережить 2019 год, несмотря на пессимистичный взгляд на мир ее авторов.

4. Kakora — «Какорины глазки»


Дебютный релиз белорусского артиста Kakora «Какорины глазки» [вставьте вашу шутку сюда] продолжает линию, заданную ранее его соотечественниками Максом Коржем и Бакеем. Это крайне мелодичный поп-рэп с распевными мелодиями, электронными битами и уличным шармом. 

Наиболее впечатляющее на «Какориных глазках» — это невероятно мелодичные хуки в припевах, мгновенно запоминающиеся даже при фоновом прослушивании. Артура в некоторые моменты так и тянет назвать белорусским Young Thug — тем более, что в иных местах манера пения минчанина действительно сильно напоминает Таггера (послушайте, например, летний бэнгер «Ай я йо»). 

При этом у завываний Какоры в припевах столь же общего с рэп-героями из Атланты, сколь и с русским фолком и постсоветской поп-музыкой. В частности, трогательные и сказочно уютные треки «Тихо-тихо тут так» и «Зима» можно сравнить как с творчеством ранней Линды, так и с песнями увязшего в бесконечных скандалах проекта «Мы».

3. Shortparis — «Так закалялась сталь»


При прослушивании альбома Shortparis «Так закалялась сталь» перфоманс разворачивается прямо у нас в голове. «Так закалялась сталь» — своего рода манифестация страха, стыда, злости и беспомощности — ровно тех эмоций, которые вызывает российская действительность на сегодняшний момент. 

Навязчивое чувство тревоги и обреченности преследует тебя на протяжении всего альбома, но Shortparis не дают никакой надежды или даже утешения. «Всё только хуже стало», — отчаянно поет Комягин в хаотичной и внезапно обрывающейся финальной песне. Эта фраза рифмуется с известным слоганом «Будет хуже!», пропагандируемым главным редактором «Медиазоны», выпустившим в свое время коллекцию брендированных ватников c соответствующей надписью. Альбом «Так закалялась сталь» и есть этот ватник — в хорошем смысле.

2. Тальник — «Пыль летит долго»

В каком-то смысле «Пыль летит долго» можно назвать продолжением полюбившегося многим «Музыкайфа» двухлетней давности, но не все так просто. Музыку дуэта вообще невозможно сейчас каким-либо образом каталогизировать. В загадочных песнях Тальника появилось еще больше странностей, пустот и тревожной тишины, звенящей, словно на минном поле. Нечто подобное делали Hype Williams, а затем Дин Блант и Инга Коупленд по-одиночке. 

Есть на альбоме «Пыль летит долго» и радикальные манипуляции с вокалом в духе Amnesia Scanner (см. «Менуэт»). Это очень «укуренная» и в хорошем смысле неправильная музыка — и при этом очень русская. Как и на «Музыкайфе», здесь есть мелодии, словно услышанные 20 лет назад, а затем приснившиеся во сне, однако теперь этот сон все больше начинает походить на коматозный. Это отечественная эстрадная поп-музыка 90-х годов, оказавшаяся никому не нужной на свалке потерянного времени, сгнившая, покрывшаяся ржавчиной и полуразложившаяся.

1. Gruppa Skryptonite — «Solitude» EP

Мини-альбом от Gruppa Skryptonite — по сути экспериментальная музыка летнего выходного дня, когда хочется не в клуб на вечеринку (про это в определенной степени был «Праздник на улице 36»), а в лес за псилоцибиновыми грибами. 

После эпохальных релизов Адиль расслабился и просто получает удовольствие от создания музыки, особо не переживая из-за того, понравится это его публике или нет. Слова на Solitude разобрать еще сложнее, чем на предыдущих релизах артиста — но, кажется, почти все песни здесь про танцы. 

Скриптонит в этих странных и текучих треках ломает традиционную песенную структуру — так и напрашивается слово «джем», хотя вряд ли это будет верным, зная дотошное отношение Адиля к своей музыке. И все же есть на Solitude какая-то нарочитая необязательность, ценой которой покупается свобода от каких-либо жанровых рамок и ожиданий поклонников, требующих очередной бэнгер в духе «Цепей». 

Песни Gruppa Skryptonite раскрываются не сразу, а примерно с шестого прослушивания — но усилия стоят того. Некоторая туманность этой музыки — плата за ее самобытность.

Источник


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+-2

 

   

Комментарии (0)