Итоги 2019 года в Крыму и Севастополе: успехи против провалов

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Уходящий 2019 год подходит к концу, и настало время подводить итоги. Для Севастополя год оказался насыщенным политическими событиями, а вот инфраструктурного и экономического прорыва не произошло. В Республике Крым ситуация более стабильная — политических баталий там нет, по крайней мере публичных, но тоже есть свои сложности.

В успехах и провалах региональных властей полуострова разбирался собкор «Ридуса».


Политика неспокойного Севастополя

С точки зрения политических событий 2019 год стал одним из самых насыщенных за последние пять с половиной лет российского Севастополя. В городе-герое за год местное отделение «Единой России» дважды сменило свое руководство, второй губернатор Дмитрий Овсянников «ушел в отставку», а во время выборов в законодательное собрание федеральный центр значительно зачистил политическое поле региона. Пожалуй, вся политическая палитра крутилась вокруг парламентской кампании.

В конце января в Севастополь под протекцией главы генсовета «Единой России» Андрея Турчака в город забросили предвыборный десант из «Боевого братства», который должен был провести предвыборную кампанию.

Цель, которую тогда ставил федеральный центр, — минимизировать влияние «народного мэра» Алексея Чалого в парламенте (до этого у «народного мэра» было большинство — 13 сторонников из 24 депутатов) и получить большинство голосов партии власти на выборах. Региональное отделение «Единой России» возглавил зампред общероссийского объединения ветеранов «Боевое братство» Дмитрий Саблин.

Ситуация в регионе для российских политических реалий сложилась достаточно нетипичная. После смены партийного руководства в Севастополе единороссы в конфликте «Чалый — Овсянников» приняли сторону «народного мэра». К тому же в партии на федеральном уровне приняли решение провести праймериз в самом закрытом варианте из возможных — по четвертой модели. То есть за кандидатов в заксобрание от «Единой России» голосовали только члены регионального политсовета, причем не поименно, тайно.

Но даже несколько этапов праймериз оказались бессмысленными, так как в итоге руководство регионального отделения и генсовет партии отобрали «правильных кандидатов» и сами расставили их в списке в нужном порядке, в результате на проходных местах оказались «нужные люди».

Кампания единороссов была построена на противостоянии с региональной исполнительной властью. В ходе праймериз все кандидаты от экс-губернатора Дмитрия Овсянникова оказались за бортом. Бывшему главе региона, который отличается вспыльчивым характером, это не очень понравилось, и по его распоряжению в городе дважды сносили билборды с агитацией «Единой России».

Партия власти оказалась в оппозиции губернатору и была лишена административного ресурса, и это уже реально напрягло федеральные власти. Тем более что все происходило в публичной сфере.

Примечательно, что, по данным закрытых соцопросов, следствием противостояния главы региона с партией власти и Алексеем Чалым, на фоне агрессивного пиара правительства, у экс-губернатора сильно вырос рейтинг доверия населения. Но сохранить должность господину Овсянникову это не помогло. За два месяца до выборов он «ушел в отставку».

Новым главой Севастополя президент назначил экс-главу Общероссийского народного фронта (ОНФ) Михаила Развожаева.

Вскоре в ходе начавшейся избирательной кампании в региональный парламент были сняты с выборов немало потенциальных кандидатов. Так, например, из-за ошибок в подписных листах региональный избирком не допустил к выборам сторонников Алексея Чалого среди одномандатников, а также две лояльные партии «Родина» и «Зеленые». Это касалось и ряда самовыдвиженцев из других политических сил.

Но поднять безнадежно упавшие рейтинги «Единой России» не помогла ни отставка губернатора, ни недопущенные к выборам кандидаты. В ходе голосования «Единая Россия» с большим трудом взяла большинство мест в парламенте.

Если в 2014 году партия шла на выборы под брендом команды Чалого и на волне Крымской весны набрала 76%, то в 2019-м, после столкновения с российскими реалиями и пенсионной реформы, ее рейтинги просели до общероссийских 30—35%.

Хотя единороссы проиграли только один округ из восьми, результат партии по спискам составил всего 38,5% голосов. К тому же Севастополь опять отличился, и в местном парламенте оказалось сразу пять оппозиционных партий. Второе место досталось КПРФ (18,7%), третье — ЛДПР (18,55%).

Преодолели пятипроцентный барьер «Справедливая Россия» (8,78%) и непарламентская Партия пенсионеров (6,87%). И если в КПРФ, ЛДПР и СР в основном состоят украинские элиты, которые и при России время от времени высказывали лояльность к местной действующей власти, то лидеры списка Пенсионеров России — сторонники Чалого, как и часть лидеров списка «Единой России» и ее одномандатников.

Конечно, теперь в региональном парламенте у фракции ЕР формальное большинство, но как изменится расклад в случае конфликта Чалого с исполнительной властью, спрогнозировать можно. Потому для усиления позиций вскоре после выборов главой регионального отделения партии власти стал врио губернатора Михаил Развожаев, сособный наладить диалог элит.

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Заксобрание второго созыва: по-новому

Прежний состав парламента Севастополя вел активную работу. Проводились депутатские проверки, выезды на очень проблемные точки. Из-за конфликта с экс-губернатором чаловское большинство регулярно отклоняло законопроекты регионального правительства, в которых находили недоработки или подозрение на коррупционную составляющую.

Так, например, был отклонен прогнозный план приватизации на 2019—2021 годы. В проекте закона депутаты обнаружили, что чиновники накачивают непрофильными активами некоторые предприятия для приватизации.

К тому же некоторые госкомпании, предназначенные для продажи в частные руки, и вовсе оказались монополистами. Например, ГУП «Севастопольтелеком» — владелец практически коммуникаций связи Севастополя. Шла борьба и по природоохранной линии. На определенные законопроекты глава региона даже накладывал вето, так как территории, для которых депутаты требовали особо охраняемый статус, планировалось отдать частным подрядчикам для туристического бизнеса или охоты. И таких примеров было немало.

Иногда депутаты использовали сессии и заседания профильных комитетов заксобрания скорее как трибуну для политических высказываний в войне против экс-губернатора и уходили от конструктивного противостояния.

После выборов и смены губернатора все поменялось. Региональный парламент стал буквально ручным и перестал выбиваться из общероссийских трендов. 

«Команда Алексея Чалого» потеряла большинство в парламенте, теперь из 24 депутатов вместо 13 сторонников «народного мэра» осталось всего шесть ярко выраженных представителей его команды. Конечно, в парламенте есть условная оппозиция — фракция КПРФ из трех человек и фракция «Справедливой России», в составе которой всего один представитель. Однако даже если они и выступают с трибуны с критикой инициативы или законопроекта правительства, то зачастую голосуют все равно за.

Если в некоторых случаях они и выступают против, то из-за недостатка голосов это все равно не дает никакого результата. Даже если предположить, что сторонники Чалого и условная оппозиция могут объединиться в коалицию, то и тогда у них все равно будет недостаточно голосов — всего десять вместо необходимых 13 или хотя бы паритета. Хотя такой сценарий маловероятен, так как исторически сложилось, что севастопольские коммунисты и эсеры с командой Чалого относятся к разным группам влияния местных элит.

В целом, если говорить о законотворчестве, то за неполные четыре месяца работы депутатов второго созыва севастопольского парламента было принято 13 законопроектов. При этом девять из них — это внесения изменений в существующие законы и изменение устава города в связи с переформатированием. Например, теперь в заксобрании три вице-спикера вместо одного, а также сменились названия и количество профильных комитетов и комиссий.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

В ожидании экономического прорыва

Севастополь не стал депрессивным регионом благодаря щедрому финансированию федерального центра. В регион до 2022 года предполагается вложить более 100 млдр рублей из федерального бюджета для строительства и возрождения различной инфраструктуры. Значительная часть средств заложена в федеральной целевой программе социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2022 года. Еще часть средств, более 22 млрд рублей, выделяется из бюджета Москвы.

Однако под конец года динамика освоения всех этих федеральных миллиардов достаточно сложная. Если в соседнем Крыму предварительный процент освоения ФЦП составляет 86%, то в Севастополе, по разным данным, эта цифра варьируется от 45% до 60%.

В Дирекции ФЦП по Крыму и Севастополю изданию «Акценты» сообщили, что в городе-герое освоено менее 46% по ФЦП, а в правительстве Севастополя «Ридусу» сообщили, что этот показатель выше и составляет 55%. На конец октября этого года кассовое исполнение ФЦП в Севастополе составляло всего 33%. Позже глава региона Михаил Развожаев уверял журналистов, что этот показатель на конец года составит около 90%.

Также господин Развожаев заявлял, что до конца года должно начаться строительство нескольких крупных объектов: канализационных очистных сооружений «Южные», больницы скорой медицинской помощи, онкологического диспансера. Кроме того, власти ищут подрядчика для строительства индустриального парка «Гераклид». И это только часть объектов стоимостью больше 1 млрд рублей. Конкурсы проводятся по четыре-пять раз, но подрядчиков все нет.

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

В Крыму свои проблемы

В Республике Крым, в отличие от Севастополя, ситуация более стабильная — активно строится федеральная трасса «Тарвида», этим летом ввели в эксплуатацию электростанции.

Ну, а запуска железнодорожной ветки моста в Крыму и Севастополе ждали пять лет. Сейчас эксперты предполагают, что это даст толчок развитию туризма на полуострове.

Глава республики Сергей Аксенов допускает, что в части снижения цен на продовольствие нужно будет оценивать ситуацию после запуска движения грузовых поездов по Крымскому мосту в 2020 году. Еще одним инструментом для понижения стоимости продуктов, по мнению Аксенова, станет организация 20 тысяч ярмаркок, которые проведут в следующем году. Сейчас на подобных ярмарках цены что в Севастополе, что в Крыму — практически не отличаются от средних по региону.

Впрочем, надо признать, что участие регионального руководства в главных достижениях республики было довольно косвенным. Между тем некоторые вопросы, которые как раз-таки в ведении крымского правительства, оказались не решенными.

Например, сорван срок ввода в эксплуатацию республиканской клинической больницы под Симферополем. Клинику должны были сдать в декабре, и власти даже обещали открыть ее еще до сентябрьских выборов.

На итоговой пресс-конференции глава республики объяснил задержку закупкой иностранного оборудования, хотя раньше власти сообщали, что оно будет российское.

Еще один объект ФЦП, по которому крымские власти сорвали сроки, — реставрация кукольного театра — из-за обнаружения критических ошибок в проектной документации.

Кроме того, компания «Меандр», подрядчик Минкульта, «напортачил» в одном из корпусов при реконструкции Ханского дворца в Бахчисарае.

В Симферополе встретили первый поезд из Москвы

В Симферополе встретили первый поезд из Москвы

© Сергей Мальгавко/ТАСС

В своей итоговой пресс-конференции глава Крыма сообщил, что 46 объектов ФЦП, которые начали строить, в 2019 году так и не довели до финала.

Например, 24 детских сада так и не сданы, а в некоторых случаях из-за нарушения проекта при строительстве подрядчиками ряд работ придется переделывать. По мнению главы республики, эти 46 объектов придется достраивать с повторным выделением бюджетных средств. «Другого варианта на сегодняшний день нет. При этом чем дальше мы будем тянуть в части принятия решения, тем дороже это обойдется», — пояснил Аксенов.

Глава Крыма во время пресс-конференции также заявил, что считает низкие доходы населения, высокие цены на продовольствие и ситуацию в здравоохранении главными проблемами республики.

Сергей Аксенов отметил, что в сейчас в Крыму 17% населения имеют низкие доходы, но к 2024 году их количество должно быть сокращено до 8%. По его словам, в решении этой проблемы может помочь реализация неких программ, в том числе ФЦП. Кроме того, глава региона считает, что изменить ситуацию помогут «обучение и помощь предпринимателям» и «создание комфортной бизнес-среды» — все это должно подвигнуть инвесторов создавать рабочие места и вкладывать деньги.

Однако, если судить по реализации проекта ФЦП, предполагающего строительство индустриальных парков, власти республики пока не сильно преуспели даже в создании бизнес-среды. Реальных резидентов нет, есть только многочисленные соглашения о намерениях, которые юридически инвесторов ни к чему не обязывают.

Напомним, «Ридус» уже писал, что строительство индустриального парка «Феодосия» должно было стартовать, как ранее заявляли в государственной компании «Корпорация развития Республики Крым», еще летом 2018 года. Однако работы неоднократно откладывались из-за различных проблем, связанных в том числе с поиском подрядчика, и начались только весной 2019-го.

Строительство второго индустриального парка «Евпатория», похоже, вообще кануло в Лету. В процессе проектирования выяснилось, что стоимость подключения индустриального парка «Евпатория» сравнима с суммой, выделенной в ФЦП на строительство всех парков.

С третьим парком у властей региона тоже не сложилось. Участок, выделенный под индустриальный парк в Бахчисарае, оказался «через дорогу» от железнодорожных путей на другой стороне скоростной многополосной федеральной трассы «Таврида». Другого пока нет.

Впрочем, по словам замглавы Минэкономразвития Сергея Назарова, возможно, ФЦП по развитию Крыма и Севастополя продлят на три года. На это правительство, по словам господина Назарова, готово выделить дополнительные 200 млрд рублей. Вопрос в том, смогут ли крымские и севастопольские чиновники справиться.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

Путин ввел госнаграду для волонтеров

Путин ввел госнаграду для волонтеров. Госнаграда может быть вручена «за значительный личный вклад в развитие добровольческой деятельности (волонтерства), сохранение традиций милосердия, реализацию социально значимых проектов, безвозмездную помощь людям».

Госнаграда может быть вручена «за значительный личный вклад в развитие добровольческой деятельности (волонтерства), сохранение традиций милосердия, реализацию социально значимых проектов, безвозмездную помощь людям».

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)