+1
Сохранить Сохранено 7
×

Почему саундтреки к советским фильмам популярны на Западе


Почему саундтреки к советским фильмам популярны на Западе

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Советский грув, фанк, джаз и джаз-рок набирают популярность у западных слушателей. DJ Scientist (Гюнтер Штеппель) делает подкасты на эту тему для Ninja Tune и выпускает альбомы, вроде «The Soviet Tape Vol.1», где использует советские сэмплы и музыкальные фразы для создания необычного абстракт хип-хопа. Эстонцы из Funk Embassy Records штампуют сборники Groove of ESSR, не отстают от них и латыши.

Советский психодел, вроде «Дос Мукасан» или «Гюнеш» на радость меломанам переиздают и отечественные лейблы, вроде ZBS. Однако, до советских саундтреков руки у наших издателей, почему-то, не доходят.

Здесь можно было бы что-то сказать по поводу спроса и предложения, вот только на западе такие релизы расходятся, как горячие пирожки. Ниже пять наиболее ярких примеров.

Фильм «Не болит голова у дятла» вышел на экраны в 1975 году. Лента неплохо прокатилась по кинотеатрам, особенно она пришлась по вкусу кубинским зрителям. В 1978-м «Не болит голова…» даже попала в число лучших 12 зарубежных картин, показанных на острове Свободы.

Около 15 лет назад благодаря саундтреку фильм обрел новую волну популярности. В youtube загрузили фрагмент кино, где герой ленты Сева Мухин приходит на репетицию к настоящим музыкантам и жадно смотрит на их игру.

Состав той «банды» действительно хорош. На гитаре «жжет» Борис Лебединский, на флейте солирует Ростистлав Чевычелов, фанка на басу добавляет Эдуард Левкович — имена хорошо знакомые любителям джаза. Главный же герой Севы Мухина и автор саундтрека — Владимир Васильков — сидит за ударной установкой.

Увы, несмотря на теплую критику, в СССР композиции из фильма не выходили ни в каком виде. Лишь месяц назад, в ноябре 2019 года, немецкий лейбл Black Pearl Records впервые в истории издал этот саундтрек на физическом носителе. Несмотря на небольшую продолжительность (всего 3 композиции), маленький формат (7″) и сравнительно высокую цену (цена продажи сингла стартует от 15 евро), «Woodpeckers Don`t Get Headaches» отлично продается. Предложений о продаже почти нет, и цена явно будет расти дальше.

Начиная с тридцатых годов, когда революционный романтизм в стране иссяк, советские власти разлюбили авангард. Художники, режиссеры и композиторы, работающие в этом жанре, исчезли из культурного мейнстрима и ушли обратно в андеграунд.

Особенно показательно в этом плане судьба Альфреда Шнитке. С 1961 по 1984 он написал саундтреки для 63 советских фильмов, среди которых «Горячий снег», «Маленькие трагедии», «Комиссар», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» и так далее. Ни один из них в СССР издан не был.

Лишь после эмиграции композитора в Германию меломанов познакомили с его творчеством в киносфере. Саундтреки Шнитке издавались в Германии, Англии и США. В России, как и в СССР, ни одной киноработы лауреата госпремии РФ в России на физических носителях так и не вышло.

То, что советская музыка интересна западному слушателю, показывают и тиражи Микаэля Таривердиева. В отличие от Шнитке, Таривердиева «Мелодия» охотно издавала с конца шестидесятых. В наше время он приобрел неожиданную популярность в Англии.

В 2015 Earth Records выпустила «тройник» Таривердиева, на котором была представлена музыка из нескольких фильмов. Английские меломаны прозвали этот релиз «сборником самой печальной музыки, которую вы только слышали» и быстро смели тираж. Сегодня «Film Music» можно купить только с рук по цене не менее чем 6 тысяч рублей за запечатанный альбом.

Порадовавшись продажам и спросу, представители Earth Records решили ковать железо, пока горячо. В ноябре 2016 вышел саундтрек к «Иронии судьбы», в октябре 17-го — к «Ольге Сергеевне», еще год спустя — к «17 мгновениям весны».

После этих релизов журналисты The Guardian назвали Таривердиева «Шостаковичем от сёрф-рока». «Представьте советского Генсбура, чьи гласные звуки быстро убедят вас, что русский язык — единственно подходящий, чтобы петь о любви». Учитывая, что Микаэль успел написать саундтреки для более чем 130 фильмов, стоит ожидать новых британских изданий, тем более, что Metro выбрало «17 мгновений» в качестве лучшего звукового сопровождения для нынешнего рождества.

Бывает и так, что современные музыканты пишут новые саундтреки для старых советских фильмов. Так, например, в 2002 поступил Джейсон Суинскоу из The Cinematic Orchestra. Вдохновившись знаменитой лентой Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», гений Ninja Tune написал новое звуковое сопровождение, дав ощутимый толчок популярности Future Jazz.

К слову, «лучший документальный фильм всех времен» по версии Sight&Sound еще с конца девяностых привлекает внимание музыкантов. В 1995 музыкальное сопровождение для «Человека…» написали Alloy Orchestra, год спустя — Biosphere, в 1999 — In The Nursery, почти одновременно с Cinematic Orchestra свою версию выпустил Майкл Найман.

Удивительно, но в наше «санкционное» время на западе советским саундтрекам уделяют внимания больше, чем на родине, несмотря на незнание языка. Многие же творения советских композиторов рискуют быть скоро забытыми.

Взять, к примеру, Владимира Дашкевича с его «Бумбарашем». В советское время «Мелодией» было издано 6 песен из фильма на флекси и «семерке» в моно-варианте. В 1996 лейбл L-Junction выпустил полную версию саундтрека на сиди и кассетах, причем, несмотря на шведское производство, качество мастеринга оставляет желать лучшего.

Эти песни, конечно, можно найти в «цифре», вот только вырезаны они непосредственно из кино и подходят для прослушивания разве что на телефоне. Жаль, в родном отечестве пророков до сих пор не хватает, и рассчитывать приходится только на западных партнеров.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)