Чужакам здесь не место: какие ждать рокировки в правительстве Крыма

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Крымские власти подошли к рокировке в региональном кабмине с креативом — глав министерств и муниципалитетов выбирали с помощью конкурса. Недавно подвели итоги, и оказалось, что на местах все те же лица.

По какой причине в Крыму не происходит обновление исполнительной власти разбирался собкор «Ридуса».


После того как Госсовет Крыма в конце сентября избрал Сергея Аксенова главой республики на второй срок, пришло время формирования состава регионального правительства.

Министров в правительство Крыма выбирали с помощью конкурсного отбора и онлайн-голосования. Участие в конкурсе мог принять любой гражданин, в том числе исполняющие обязанности министров. Кандидаты могут подать заявку, пройти тестирование, принять участие в публичных дебатах.

«Итоговым этапом станет мое личное собеседование с финалистами. Решение о назначении министров будет принято мною с учетом результатов открытого электронного голосования за претендентов на соответствующие должности», — написал Сергей Аксенов на своей странице в Facebook 25 сентября.

Также глава республики предложил вместе с конкурсными процедурами, предусмотренными в конкурсах по назначению глав администраций муниципальных образований, использовать «механизмы электронной/интерактивной системы голосования». Голосование господин Аксенов предлагает разместить на страницах местных органов власти. «Должностные лица не будут назначаться кулуарно», — заявил тогда Сергей Аксенов.

Какие изменения стоит ждать

Политолог и зампред Общественной палаты Крыма Александр Форманчук, в разговоре с корреспондентом «Ридуса» отметил, что изменений в составе Совмина произошло довольно немного.

«Я знаю настроение Сергея Валерьевича [Аксенова], оно у него более жесткое, — отметил Форманчук. — Он бы хотел заменить и больше, но есть проблема — на кого». По его словам, пока глава Крыма не убедится, что есть достойная замена, то кадровых решений не происходит.

«Я отношусь к этому положительно, я считаю, что в исполнении главы республики это постоянный процесс. Мы знаем, за прошедшие пять лет отставок или изменений было около сотни. Это говорит о том, что глава республики постоянно находится в поиске оптимального состава своей управленческой команды. Этот процесс может быть иногда удачный, а иногда нет. Некоторые руководители, которых заменяют, иногда тоже не оправдывают доверия, потому что к требованиям главы республики Аксенова очень сложно приспособиться», — объясняет собеседник «Ридуса». Требования господина Аксенова к подчиненным — жесткие. Он сам настолько глубоко вникает во все вопросы, что «если его ночью разбудить, он все расскажет».

Такой же отдачи Сергей Аксенов требует и от своих министров, но не все чиновники «выдерживают темп» и «могут приспособиться к такой высокой планке», — резюмировал Форманчук.

Каких измнений ждать не стоит

Крымский общественник Александр Талипов, напротив, считает, что «в очередной раз можно говорить о провальной внутренне политике региональных властей», которую проводил бывший профильный вице-премьер Дмитрий Полонский.

«Это попытка показать, что власть открыта для диалога и любой человек может занять это место. Но конкурс в очередной раз показал, что посторонних лиц рядом с окружением Аксенова быть не должно. У нас по предварительному голосованию из всех провластных кандидатов от тех, кто раньше был министрами, либо и. о. все сто процентов набрали большинство голосов», — пояснил «Ридусу» Талипов.

© Сергей Мальгавко/ТАСС

До сих пор не утверждены три министра по Туризму, Экологии и ЖКХ. Что касается первых двух, то они должны быть согласованы на сессии регионального парламента в 20-х числах декабря.

«По министру ЖКХ есть вопросы, насколько я понимаю, в правительстве Крыма это случайный человек, который попал туда на волне протекции, которая связана со скандалами в сочинском регионе, где он раньше работал. Гражданам Крыма он запомнился двумя разбитыми дорогими служебными машинами и на этом все, поэтому, я думаю, что по нему еще вопрос не решен», — сообщил общественник.

В остальном, сюрпризов никаких не произошло — должности заняли те же лица.

«Ни один из общественников, ни один из кандидатов, посоревноваться с действующими министрами не смог — все они одержали победу», — говорит Талипов. По его словам, правительство Крыма легализовывает тот курс, который они взяли и не хотят призывать своих ошибок.

Абсолютно такая же ситуация сложилась и с конкурсом глав администраций.

Талипов говорит, что принял участие в конкурсе на пост главы Феодосии, проиграл. Но после этого власти отменили прямые трансляции. При этом одна из особенностей Крыма, в отличие от Севастополя, заключается в том, что во власти оказываются исключительно представители местных элит. «Варягов» в совмине республики — единицы.

В конкурсе на должность министра претендовало больше 100 человек и половина из них из материковой России, но среди победителей их нет — они даже не дошли до финала. По словам общественника, нельзя говорить, что политика Сергея Аксенова строится на том, чтоб не допускать в процесс управления чиновников из других регионов, в правительстве Республики Крым в комитеты и ведомства назначаются «варяги».

«Вопрос в том, кто какие даст гарантии лояльности губернатору, что позволит сделать свой выбор, потому что если человек будет независимо проводить свою политику, то его однозначно никто не назначит. Как правило, назначают люди, которые имеют опыт наказания со стороны силовых структур. В любой момент благодаря этому опыту можно и уволить. Всегда нужны подконтрольные люди. Большие независимые игроки, наверное, на этот рынок не допускаются».

© Сергей Мальгавко/ТАСС

Напомним, в РК уже были случаи когда чиновники, которые пытались вести политику отличную от курса главы региона, действительно поплатились. Сейчас в СИЗО сидит экс-мэр Евпатории Андрей Филонов, которого обвиняют в коррупции. Похожая история случилась и экс-мэром Феодосии Щепетковым, который был обвинен в получении взятки.

Еще одна проблема Крыма — отставание в освоении средств федеральной целевой программы развитияКрыма и Севастополя (ФЦП). Совсем недавно замминистра минэкономразвития Сергей Назаров в ходе визита на полуостров публично об этом напомнил региональным властям.

Однако перестановки ничего не поменяют, ни на бытовом уровне жизни крымчан, ни в увеличение эффективности освоения федеральных средств, ни в улучшении инфраструктуры региона, считает общественник.

В феврале или марте мы увидим строгие оргвыоды и наказания ответственных лиц, которые сейчас заменяют должности. Но за две тысячи лет придумали форумы которые работают до сих пор, в частности от перестановки мест сумма не меняется, и в том числе это актуально для крымского правительства — как пешек ни меняй результат остается один и тот же, — заключил Александр Талипов.

Почему не стоит ждать ничего нового

Крымский политолог Владимир Джаралла в разговоре с «Ридусом» отметил, что «этот спектакль» в правительстве был разыгран в духе «новой искренности».

«Другое дело, что это слишком смешно, не надо считать, что эти умные люди в Москве не поняли то, что было сделано, — считает собеседник. — Мы имеем перед собой спектакль, в который не поверил никто. Назначения, прошли исключительно исходя из того насколько человек близок, связан [с главой республики], насколько за него попросили, и по принципам личной преданности. Речь идет об аппаратной борьбе между центром и регионом».

Перспективы крымского правительства выглядят совсем не радужно потому, что в следующем году промежуточное подведение итогов ФЦП развития развития Крыма и Севастополя, сказал Джаралла.

© Алексей Павлишак/ТАСС

В течение года завершатся все крупные федеральные проекты, и в Крыму, конечно ФЦП продолжится, но в значительно меньших масштабах. Поэтому Крыму, как и Севастополю нужно активней подходить к инвестированию и развитию собственного производства.

«Крым упорно делает ставку на собственный контроль „чужих нам нэ трэбо“, это знаменитый лозунг который здесь происхоит. И здесь и исполнительная, и законодательная власть полуострова едины в этом вопросе, — говорит политолог. — Проблема состоит в том, что федеральный центр и против этого бы не возражал».

Вся история в том, что от Крыма требовали перезагрузки, разделили должности на главу и на премьера. А у нас все основывается на одном моменте — видно, что на протяжении пяти лет Крыму не удается совершить прорыв на региональном уровне, — говорит Владимир Джаралла.

«Кроме того, крымская бюрократия провинциальна в самом худшем смысле этого слова, на этом и основаны претензии центра, — добавляет Джаралла. —  Если хотите руководить — руководите, но покажите результат, но он, мягко говоря, сомнительный». По его мнению, проблема в том, что региональные власти «не тянут», и вероятнее всего, этих самых новоназначенных министров снова объявят виновными во всем.

«Этот круговорот мы уже давно наблюдаем, — подытожил политолог. — Ни инвесторов, ни собственного производства Крым предъявить не может, а отсюда и монополизм, и рост цен, и все остальное».

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)