+2
Сохранить Сохранено 7
×

Цифровая реформация: персональные данные россиян стали валютой


Цифровая реформация: персональные данные россиян стали валютой

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Международная конфедерация обществ потребителей подготовила поправки к закону «О защите прав потребителей», учитывающие цифровизацию современного мира, сообщил председатель правления КонфОП Дмитрий Янин на юбилейной, XV конференции «Предприниматель и потребитель — шаги навстречу», которую организация проводит совместно с Ассоциацией прямых продаж.

«Цифровые товары»

В 2018 году в России было продано 1,43 млрд смартфонов — в семь раз больше, чем 10 лет назад, а доля пользователей интернета за тот же период выросла с 23,1% до 51,4%. Люди все активнее загружают из Сети книги, фильмы, музыку, игры, приложения и многое другое, в том числе за деньги. Но применить действующий закон в случае возникновения проблем в таких ситуациях практически невозможно, пояснил эксперт. Поэтому предлагается ввести в сферу его действия цифровой товар и услуги.

В качестве платы за них можно рассматривать согласие на обработку персональных данных клиента (в тех случаях, когда сам продукт бесплатный, но сервис требует предоставить подобную информацию), считают авторы инициативы. Этот пункт также планируется прописать в законе. Персональные данные сегодня, по сути, уже представляют собой коммерческую ценность, новую валюту, отметил Янин.

Сколько стоит в граммах?

Есть и другие важные поправки. Например, введение обязательного указания цены за стандартную единицу товара. Имеется в виду фасованная продукция, которую можно измерять по весу. Не секрет, что в попытках «сдержать» рост цен производители стали выпускать упаковки слегка уменьшенного объема, например сливочное масло по 180 граммов вместо 200 граммов, крупу — по 450 граммов вместо 0,5 килограмма и т. д. Формально продукт стоит как прежде, но де-факто становится дороже.

По данным ВЦИОМ, более 60% россиян недовольны такой мерой и примерно 65% считают ее обманом. Но, когда на полке рядом стоит продукция разных брендов, разного размера и по разной цене, понять реальную стоимость продукта непросто. Вот эту задачу и хотят решить в КонфОП, обязав продавцов проставлять на ценниках не только стоимость упаковки, но и килограмма. Пока в России это практикуется только в «Ашане», и другие магазины не спешат следовать его примеру.

© flickr.com

Еще одна поправка устраняет пробелы в нетрадиционных способах продаж. Предлагается увеличить для дистанционных продаж период «охлаждения» (возможность отказаться от товара, без объяснения причин) с нынешних 7 до 14 дней и включить в закон внемагазинные продажи — реализацию товаров через консультантов или, например, косметики в салонах красоты.

Попасть в цикл

Мы планируем внести этот законопроект в начале следующего года с тем, чтобы использовать этот политический цикл, потому что часть сюжетов считаем политически чувствительными для миллионов. Цифровизация — вопрос сложный, люди в России достаточно спокойно относятся к утечке персональных данных. Но мы считаем, что, возможно, под выборы найдутся депутаты, которые захотят защитить пользователей условно-бесплатных приложений, — сказал Дмитрий Янин «Ридусу».

В целом, по его словам, есть тенденция к ухудшению ситуации в области защиты интересов потребителей. Ушли те времена, когда россияне спокойно могли покупать продукты по вкусу и завозить продукцию от соседей, и рынок стал не такой конкурентный. В части кредитов годами не принимаются изменения, которые нужны людям, в частности по удешевлению персонального банкротства. Не говоря уж про новации в сфере экологии.

Идет и размывание закона «О защите прав потребителей» на отраслевые законы. Например, приняты поправки в закон «О культуре», и теперь именно там регулируется возврат билетов в театр, в цирк и т. д. Раньше не требовалось перед подачей исков к страховой компании ждать 60 дней и обращаться к финансовому омбудсмену, теперь это обязательно.

Куда жаловаться будем?

Жаркие споры участников конференции вызвали вопрос о потребительском экстремизме и законопроект о создании системы онлайн-разрешения споров, который готовит Минюст.

Досудебное урегулирование конфликтов — наиболее перспективное направление, считает представитель Ассоциации продавцов и производителей бытовой техники и компьютеров (РАТЭК) Антон Гуськов. Это поможет бороться с «профессиональными потребителями».

© pixabay.com

По словам эксперта, реальному потребителю нужны товар или услуги, а суды для него — целая эпопея и «настоящий ад». К тому же решения по таким делам, хотя и выносятся обычно в пользу истца, ответчиком очень часто не удовлетворяются. Зато на этом зарабатывают грамотные юристы, которые злоупотребляют правом, иногда добиваясь неплохих доходов.

Их цель — получить с производителя две-три цены «некачественного» товара. Товар при этом исключительно дорогой. Есть целые регионы, где телефоны ломаются в десятки раз чаще, чем в Москве, хотя продается их там гораздо меньше, рассказывает аналитик. При этом поломки однотипные, интересы разных истцов представляют одни и те же люди, а самих «пострадавших» никто не видел.

В то же время хватает компаний, которые настроены всучить потребителю некачественный продукт и отмахнуться от его претензий, признали участники дискуссии. Поэтому в суд вынуждены обращаться и вполне добропорядочные граждане. При этом далеко не все знакомы с новейшими технологиями и на короткой ноге с интернетом. Главное, чтобы онлайн-площадка не стала обязательной и безальтернативной и у людей был выбор, подчеркнул президент Национальной ассоциации электронной торговли Александр Иванов.

Есть святое право потребителя обращаться таким способом, который ему удобен и понятен, — заметил эксперт.

Российский потребитель и так не слишком избалован, добавил он. Так, по данным социологических опросов, результатом урегулирования споров в китайских интернет-магазинах удовлетворены 92% их клиентов, российских — всего 42%. Правда, некоторые крупные отечественные площадки уже стараются перенимать опыт китайских коллег.

Скидки вместо бизнеса

Проблема взаимоотношений потребителей и предпринимателей осложняется экономическими неурядицами, сокращением спроса и ухудшением делового климата. Рынок прямых продаж тоже пошел на снижение. В глобальном рейтинге стран по объему этого сегмента Россия по итогам 2018 года опустилась с 13-го на 15-е место, сообщил председатель Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж (WFDSA) Магнус Брэннстром.

По прогнозам АПП, объем продаж снизится и по итогам 2019 года — на 6—7% (до 115 млрд рублей). Единственная категория, которая показала рост по итогам первых девяти месяцев года, — «Товары для дома» (+17%).

© pixabay.com

Малый бизнес оказался наиболее чувствительным, попав в «ножницы» между возрастающими требованиями со стороны государства, увеличивающейся фискальной и квазифискальной нагрузкой (например, обязательная маркировка) и падающим спросом, посетовали участники конференции. И это отпугивает потенциальных предпринимателей.

Малый бизнес вместо поддержки получает ухудшение условий своего функционирования. Обычно в кризис количество людей, которые приходят в прямые продажи, увеличивается. А сейчас оно снижается. То есть люди не видят для себя перспектив в бизнесе, потому что его условия становятся очень жесткими, — пояснила президент АПП Тамара Шокарева.

По ее словам, в последнее время стало больше людей, которые хотят просто купить товар со скидкой, а не начать свой бизнес. Но все равно число распространителей и лояльных потребителей в компаниях — членах ассоциации с января по сентябрь 2019 года снизилось на 13% — до 3,56 млн человек. Такое падение случалось и ранее, но на фоне роста объемов продаж.

В послекризисные периоды те, кто использовал прямые продажи в качестве дополнительного заработка, возвращались к привычной работе, а профессиональные распространители наращивали объемы продаж за счет положительной конъюнктуры. Похоже, сейчас мы видим фундаментальные изменения впервые за почти 25 лет наблюдений, — указывает Шокарева.

Еще один тревожный сигнал: иностранные компании перестали интересоваться возможностями запуска бизнеса в России. По крайней мере, в ассоциации за последние два года не получили ни одного запроса по этому поводу.

Государство в этой ситуации тоже теряет: до недавнего времени три компании ассоциации входили в список крупнейших российских налогоплательщиков — Oriflame, Amway и Faberlic, сейчас осталась только последняя из перечисленных.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)