+1
Сохранить Сохранено 7
×

Прощание с космосом: России предрекли закат ее «космической эры»


Прощание с космосом: России предрекли закат ее «космической эры»

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Американский публицист предрекает России «начало конца» в статусе космической державы после того, как NASA начнет доставлять астронавтов к МКС на американских частных пилотируемых кораблях. Полеты должны стартовать уже в 2020 году. После этого долгая зависимость США от России, выступающей главным космическим перевозчиком, закончится, констатирует Марк Уиттингтон в своей колонке для The Hill.

России будет не хватать средств, которые NASA платит за полеты на «Союзах» (около 85 миллионов долларов за место), считает он, и остается открытым вопрос о том, сможет ли страна выдержать конкуренцию независимых космических программ.

В ноябре вице-президент США заявил, что к марту 2020 года Америка отправит астронавтов на МКС на собственном корабле, напоминает РБК. Речь идет о пилотируемых миссиях на Crew Dragon компаний SpaceX и Boeing.

Российские эксперты с американскими не согласны и считают, что освобождение мест на «Союзах» пойдет на пользу национальной космонавтике.

Запланированно и запоздало

© NASA/Tony Gray and Tom Farrar

Никакого сюрприза в намерениях США нет, более того, с запуском собственных космических кораблей они даже запоздали. Ожидалось, что это случится в 2015 году, а уже заканчивается 2019-й, но до сих пор пилотируемых полетов в космос США не совершили.

Вообще, вся эта история началась в 2011 году, когда американцы перестали эксплуатировать систему Space Shuttle, рассказывает академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Игорь Маринин. Тогда же они объявили, что будут строить взамен свои пилотируемые космические корабли одноразового использования. На это время Россия как партнер США по МКС предложила использовать российские космические корабли типа «Союз» для доставки на станцию американцев и их партнеров — канадцев, европейцев, японцев.

Тот факт, что США перестанут заказывать у России места для своих космонавтов, не только предсказывался, но и был планово учтен в финансировании, отмечает эксперт. Более того, Россия запланировала увеличить свои экипажи с осени 2020 года до трех человек.

А тут получилось, что американцы не успевают организовать пересменку своих экипажей своими кораблями до этого времени. И сейчас идут активные переговоры о том, чтобы в наших кораблях, которые запланированы для уже утвержденных чисто российских экипажей, уступить места для американских астронавтов, хотя бы по одному, чтобы гарантировать, что на МКС будет хотя бы один американец. Так что мы их в очередной раз будем выручать, — говорит аналитик.

NASA планирует приобрести у Роскосмоса два места для своих астронавтов на кораблях «Союз». Речь идет о запусках осенью 2020 года и весной 2021 года.

Капля в море

© Роскосмос

Что касается денег, финансирование космонавтики в России сейчас идет в больших объемах, на Федеральную космическую программу выделено около 3 миллиардов долларов. Есть даже проблема в том, что отрасль не успевает освоить эти средства. И пара сотен миллионов долларов за несколько запусков американских космонавтов — не та сумма, из-за которой хоть что-то может произойти.

Никакого ущерба для российской космонавтики это не принесет однозначно, — уверяет Маринин. — Более того, высвободятся ресурсы для расширения собственной научной программы. Увеличив экипажи, мы сможем проводить больше научных экспериментов.

Кроме того, «лишние» места, которые сейчас загружаются американцами и их партнерами, можно будет отдать космическим туристам, добавляет он. Так что запуск собственной программы пилотируемых космических полетов в США — для российской космонавтики положительный момент, и чем раньше это случится, тем лучше.

Не стоит забывать и о том, что совместная работа на МКС будет продолжаться, станцию невозможно «распилить», поддерживает тему президент «Московского космического клуба» Сергей Жуков. А это означает, что контракты по подготовке космонавтов в какой-то степени останутся и американские астронавты все равно будут приезжать в Россию.

От того, будет ли одна марка автобусов туда ходить, или 3—4, ничего не изменится, — констатирует он.

© Роскосмос

По словам эксперта, само по себе осуществление американцами независимых полетов для России не страшно. Это должно только приятно возбуждать и заставлять делать собственные ракеты, космические аппараты и транспорт нового поколения. Если страна и потеряет статус космической державы, то не из-за внешней конкуренции, а по причине собственной инертности, предупреждает Жуков.

На мой взгляд, России неплохо бы определиться с тем, что она хочет в ближайшие десятилетия в космосе и какое место хочет там занимать. То есть нужна независимая космическая политика, нормальная стратегия, нужны геополитические партнеры, нужно открываться сообществу, развивать частную космонавтику, и много чего нужно делать, — призывает он.

Аналитик подчеркивает, что необходимые для этого ресурсы есть. В России достаточно самостоятельно мыслящих экспертов, которые вполне могут подсказать правительству внятный, соответствующий сегодняшнему уровню развития и бюджетному курсу, но нормальный многолетний путь движения в космос, который будет учитывать все, что делается в мире, возможных партнеров, имеющиеся в стране школы, правовые и административные барьеры и приведет к следующему этапу развития.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)