Удар по бизнесу в Севастополе: почему не строится индустриальный парк

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Сроки строительства индустриального парка Севастополя в очередной раз сорваны. Правительство объявляет уже четвертый конкурс в поисках подрядчика, а инвесторы тем временем идут вкладывать деньги в другие регионы. В причинах сложившейся ситуации разбирался собкор «Ридуса».


Одним из механизмов, стимулирующих развитие предпринимательства в Севастополе, может стать индустриальный парк «Гераклид». Бизнес-инкубатор площадью 77,68 гектара должен был появиться в регионе к 2020 году.

Однако дальше проектирования дело не сдвинулось, а власти не в состоянии найти подрядчика для строительства. В частности, потому что из-за санкций крупные российские и иностранные компании заходить в Крым не торопятся.

Пока среди потенциальных резидентов «Гераклида» — только немногочисленные местные предприниматели.

Перспективный проект

О создании индустриальных парков в Крыму и Севастополе начали говорить еще в 2014 году, но к конкретике пришли только через два года. При этом если в Республике Крым объект, хоть и с отставанием сроков, но строится, то в Севастополе — это очередной вопрос, повисший в воздухе.

В мае 2016 года севастопольские власти выбрали участок для строительства площадью 77 гектаров. Он расположен в районе Камышевского шоссе в 500 метрах от железной дороги и в шести километрах от Севастопольского морского порта. Рядом строится федеральная трасса «Таврида».

На портале правительства Севастополя парк действительно описан как привлекательный бизнес-кластер с кучей приятных бонусов для предпринимателей, а также и сам регион.

Одним из преимуществ власти называют свободную экономическую зону (СЭЗ) со значительными налоговыми таможенными льготами, созданную на 25 лет. Сам «Гераклид» описывается как зона высокотехнологичного производства, где создадут современную промышленную инфраструктуру для привлечения внешних инвестиций.

Первый этап реализации должен был пройти в 2017—2018 годах, а второй — в 2019—2020 годах. «Финансирование затрат по созданию инфраструктуры индустриального парка и подводу коммуникаций запланировано в рамках федеральной целевой программы „Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года“ в сумме 1,665 млрд рублей», — сообщает сайт правительства.

Кроме того, сказано, что в регионе развивается инфраструктура, например аэропорт «Севастополь», на который предусмотрено финансирование в сумме 1,73 млрд рублей в рамках ФЦП, а также строительство аэровокзального комплекса за счет инвесторов.

Правда, такое впечатление, что сама статья давно не обновлялась, потому что еще в начале 2018 года стало известно, что своего аэропорта в Севастополе не будет — исключительно небольшая площадка для бизнесджетов.

Замысел и реальность

Реальность отличается от респектабельной картинки, описанной на сайте правительства. За все эти годы региональные власти регулярно отчитывались о потенциальных инвесторах парка. Но, оценив бизнес-климат Севастополя и интенсивность развития проекта, уходили вкладывать деньги другой регион.

Цифры назывались разные — и 15, и 20 инвесторов, теперь в ответе на запрос «Ридуса» власти сообщают об 11 потенциальных инвесторах, 9 из которых подписали соглашение о намерениях.

Правда, просьбу назвать эти компании поименно в правительстве проигнорировали. При этом подчеркнули, что все предприниматели зарегистрированы в Севастополе.

Экс-глава «Корпорации развития Севастополя» Олег Николаев в разговоре с «Ридусом» пояснил, что привлечение инвесторов власти уже просто неинтересно:

Когда я был главой „Корпорации развития“, были компании, которые хотели заходить в индустриальный парк. Но тогдашнему губернатору Дмитрию Владимировичу Овсянникову все это было неинтересно, потому что у него были другие цели. Теперь мне кажется, что тема уже ушла, — те резиденты, которых мы нашли, не стали ждать и отказались, а института, который бы привлекал инвесторов, я сейчас особо не наблюдаю. Поэтому, наверное, никакого интереса к этой площадке нет.

Он предположил, что, скорее всего, индустриального парка в Севастополе уже не будет. Инвесторы, которые планировали развивать бизнес в городе-герое, не дождавшись отклика от севастопольских властей, либо ушли в соседнюю Республику Крым, либо не стали заходить на полуостров.

«Я уже не верю ни в каких инвесторов, поезд уже ушел, за пять лет мы перебрали всех — никого не осталось», — заключил Николаев.

Но три с половиной года назад сложно было предположить такую незавидную перспективу проекта. И даже два года для поиска участка казались чем-то абсурдным. В мае 2016 года место будущего строительства проинспектировал Дмитрий Овсянников, занимавший тогда еще пост замминистра Минпромторга и заверил, как писала «РГ», что с 1 июля будут проведены конкурсы. До 2020 года индустриальный парк в Севастополе будет построен.

Однако конкурс проведен не был, зато господин Овсянников стал к тому времени врио губернатора Севастополя.

В декабре 2016 года власти заключили контракт на проектирование парка с ООО «Кузнецкая проектная компания» со сроком исполнения контракта в сентябре 2017 года. Тогда же, в конце 2016 года, экс-глава департамента приоритетных проектов развития города Севастополя Сергей Градировский уверял, что парк начнет работать раньше срока к концу 2017 года, а в 2019-м заработает в полную силу.

Правда, спустя несколько месяцев господин Градировский покинул свой пост.

В 2017 году парком занимались департамент приоритетных проектов и «Корпорация развития Севастополя» под руководством Олега Николаева. После того как последний покинул свой пост, в течение 2018 года проектом занимался департамент экономического развития под руководством Андрея Саносяна. Но подрядчика для строительства правительство начало искать только летом этого года. Причем сроки исполнения контракта сдвинулись до конца 2021 года.

Три попытки найти исполнителя контракта так ни к чему и не привели, и теперь севастопольские власти в очередной раз ищут подрядчика. Но пока нет желающих строить индустриальный парк, как и скандально известные очистные сооружения «Южные», для которых также уже четвертый раз ищут исполнителя контракта.

Источник проблем

Так почему же миллиардный проект индустриального парка не может найти подрядчика?

Одной из главных причин, вероятно, является некачественное проектирование. Компания ООО «Кузнецкая проектная копания» специализируется на проектировании объектов горнодобывающей инфраструктуры.

К середине 2017 года стало понятно, что индустриальный парк в Севастополе, проектируемый за четыре тысячи километров от их штаб-квартиры, стал для них нетипичным, трудным и в результате факультативным проектом с высокими транзакционными издержками. По логике, уже тогда надо было начинать процесс расторжения контракта.

Кроме того, стартовая цена второго аукциона, назначенного на 7 августа 2019 года, составляла 538,6 млн рублей. Прибавим стоимость затрат на технологическое присоединение объекта к сетям — 398,6 млн рублей. Итого планируется к освоению 937,2 млн рублей. Но в ФЦП на индустриальный парк предусмотрено 1599,3 млн рублей без учета проектирования. А это означает, что остаются свободные и необоснованные проектом 662,11 млн рублей.

Сумма контракта последнего конкурса составляет 530 431 150 рублей, но принципиально это расчет не меняет. Эти средства, которые у города могут просто забрать, не являются экономией. В разработанной проектной документации учтены не все объекты и не все работы, которые необходимы индустриальному парку.

Требуется допроектирование, и желательно, если это будет осуществляться в рамках заключения EPC-контракта на проектирование и строительство одновременно.

При этом Капстрой и его подведомственная структура ГБУ «Дирекция капитального строительства» свои функции по сопровождению строительной части проекта выполняют. По сути, они осуществляют технические функции и не отвечают за реализацию проекта в целом. Потому они не обязаны по своей инициативе подвергать сомнению задание на проектирование и проект, разработанный на основе этого задания и согласованный Главгосэкспертизой.

Еще в конце 2016 года по причине недостаточности суммы, обоснованной проектом-аналогом, задание на проектирование не полностью соответствовало потребностям города. Поэтому была рассчитана только первая очередь строительства, а ставить вопрос об увеличении объема финансирования проекта в ФЦП было политически некорректно.

В 2018 году, когда стоимость техприсоединений оказалась значительно ниже, видимо, никто не взял на себя ответственность за увеличение перечня объектов в задании на проектирование.

Есть к проекту и ряд других замечаний. Например, в проекте не учли необходимость рекультивации токсичных золоотвалов вокруг бывшего мусоросжигательного завода, находящегося на территории индустриального парка. Видимо, инвесторам предложат строить прямо на них или рекультивировать их за свой счет.

К тому же проектом не предусматриваются помещения для размещения управляющей компании индустриального парка, а вместо стационарных КПП предполагаются времянки с пластиковыми биотулетами рядом.

Еще один момент. В 2018 году из периметра проектирования была исключена пилотная площадка индустриального парка на месте мусоросжигательного завода. В соответствии с концепцией, на этой территории предполагалось снести здание мусоросжигательного завода, реконструировать существующие офисные помещения в непосредственной близости от него, построить здание столовой, арендные производственные помещения, многофункциональный комплекс.

Источник финансирования строительства этих объектов не определен. Поэтому пока не начиналось проектирование, например, многофункционального комплекса — трехэтажного здания с витринными окнами. Его эскиз размещен на сайте «Корпорации развития Севастополя» в качестве символа индустриального парка.

В письме от 10.07.2018 № 2032/21−02/18, приведенном в проектной документации, департамент экономического развития фактически отказался от сноса мусоросжигательного завода за счет бюджета и от работ по дополнительному инженерному обеспечению его участка, сославшись на то, что все это будет сделано инвесторами.

В итоге проектировщик заниматься пилотной площадкой не стал.

Что касается объявленного аукциона, то с вероятностью 90% на него и в четвертый раз никто не выйдет. Разве только остается 10%, что заявится какой-нибудь авантюрист. Правда, ситуация может поменяться: в приказном порядке может заявиться, например, одна из компаний, подконтрольных городу, но ей в результате придется компенсировать убытки из городского бюджета.

Однако успешное завершение аукциона не отменяет необходимости допроектирования. Но даже если найдется подрядчик, будет ли парк заполнен инвесторами, зависит от эффективности «Корпорации развития Севастополя», а также от инвесторов: если им предложат невыгодные условия, власти могут искать их до бесконечности.

Доктор экономических наук Никита Кричевский уверил «Ридус», что новый глава региона Михаил Развожаев обязательно решит проблему. При этом экономист считает, что подобные кластеры нужны скорее не для привлечения внешних инвесторов, а для развития местного бизнеса.

Как решали вопрос с парком в Крыму

В соседней Республике Крым также столкнулись со схожими проблемами. Строительство индустриального парка «Феодосия» должно было стартовать, как ранее заявляли в государственной компании «Корпорация развития Республики Крым», еще летом 2018 года. Однако работы неоднократно откладывались из-за различных проблем, в том числе с поиском подрядчика и передачей функций заказчика строительства от одной организации к другой.

Весной нынешнего года в Крыму все-таки началось строительство индустриального парка «Феодосия». В «Корпорации развития Республики Крым» на просьбу «Ридуса» рассказать об этапах реализации проекта отказались, но как известно из открытых источников, работы выполняет симферопольское ООО «Группа инвестиционных предприятий „Монолит“» за 1,176 млрд рублей в рамках федеральной целевой программы социально-экономического развития Крымского полуострова до 2022 года.

Площадь индустриального парка в Крыму составляет 122,37 гектара, участок находится недалеко от Феодосии.

Экс-сотрудник крымской «Корпорации развития» Леонид Дегтярев пояснил, что индустриальные парки в Крыму и Севастополе оказались «неблагополучны» еще на этапе проектирования.

Контракты на выполнение проектно-изыскательских работ, по словам собеседника «Ридуса», в тот момент были отданы компаниям, фактически не имеющим достаточного опыта и квалификации не только в разработке проектной документации собственно индустриальных парков, но и промышленных объектов вообще.

«На основании каких расчетов и резонов специалистами федерального Минэкономразвития определялись места локализации парков — об этом история умалчивает, — считает Дегтярев. — Сделано это было, судя по всему, весьма предварительно: без согласования стоимости подключения к сетям и без учета графика строительства других инфраструктурных объектов».

В результате в Крыму, по словам Дегтярева, где ситуацию он знает «чуть лучше», в процессе проектирования выяснилось, что стоимость подключения индустриального парка «Евпатория» сравнима с суммой, выделенной в ФЦП на строительство всех парков (в Крыму их должно было быть три):

В итоге евпаторийский парк просто тихо исчез из ФЦП, как и деньги, уже затраченные к тому времени на его проектирование. А участок, выделенный под индустриальный парк в Бахчисарае, оказался „через дорогу“ от железнодорожных путей на другой стороне скоростной многополосной федеральной трассы „Таврида“.

К моменту, когда, в соответствии с ранее заявленными планами, уже должны были начаться строительно-монтажные работы, в распоряжении заказчика рабочей документации не имелось.

Правительство Крыма до 2018 года включительно судилось с проектировщиком парков, а их допроектированием фактически за отдельные деньги занимался строительный департамент АО «КРРК», де-факто исполнявший в тот период роль технического заказчика ИП.

При таком проектировании парки просто не могли быть сданы к концу 2019 года, как это ранее заявлялось, считает он. При этом в Крыму также все непросто с поиском инвесторов.

По мнению Дегтярева, кураторам проекта первую очередь стоит перестать «заниматься очковтирательством», а также трезво оценить точку, в которой находится процесс реализации проекта индустриальных парков на сегодняшний день.

© investsevastopol.ru

Также стоит «перестать писать бравурные отчеты о том, что от потенциальных резидентов, мол, нет отбоя — как это делает нынешний директор крымской корпорации развития господин Габбасов».

По факту число резидентов индустриальных парков стремится к нулю, говорит Леонид Дегтярев.

За время реализации проекта в Крыму его операторы менялись неоднократно. Поиск же потенциальных резидентов и привлечение их к сотрудничеству были возложены на «Корпорацию развития Республики Крым».

При этом статус самой «Корпорации», действующей в форме акционерного общества, по отношению к участкам, где должны расположиться ИП, определен не был. Сделано это не было по нескольким причинам, среди которых аппаратная борьба вокруг полномочий институтов развития, их подчиненности и организационно-правовой формы существования, а также сопряженные с этим юридические нюансы, поясняет Дегтярев:

„Корпорация развития Республики Крым“ не являлась управляющей компанией парков и не имела права заключать юридически обязывающие соглашения с резидентами парков. В результате в качестве „резидентов индустриальных парков“ все прошедшее время декларировались компании, с которыми на уровне личных дружеских отношений менеджмента были подписаны так называемые меморандумы о сотрудничестве. Юридически обязывающих пунктов подобные „документы“ не содержат, то есть их выполнение попросту необязательно.

Что касается Севастополя, то он, по мнению собеседника «Ридуса», имел все возможности не наступать на крымские грабли. Однако город федерального значения сделал это по всем пунктам.

«Проектирование было выполнено через пень-колоду. Завершить недоделанное иногда сложнее, чем начать заново. Те, кто разбирается в бюджетных отношениях, понимают — государственный бюджет не оплачивает дважды одно и то же назначение трат, если нет результата. Законной процедуры „забрать“ у подрядчика госконтракт и передать его другому исполнителю для „доделок“ практически не существует. Поэтому те чиновники, которым сегодня передан этот проект, вынуждены плясать от реального положения дел. Комментарии господина Николаева, обиженного скандальным увольнением с должности гендиректора „Корпорации развития Севастополя“, о недостатке резидентов смотрятся как минимум странно — именно он был ответственен за поиск партнеров в течение полутора лет работы в должности главы КРС», — выразил уверенность бывший сотрудник «Корпорации развития Республики Крым».

В заключение необходимо отметить, что весь успешный опыт реализации проектов промышленных парков в России говорит о том, что подобный кластер начинает эффективно работать только при наличии мощного якорного резидента. Таковых в индустриальных парках Крыма и Севастополя, к сожалению, пока не замечено, считает Леонид Дегтярев.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)