Pussy Riot и Shortparis: что общего и в чем различия

© Анна Муравьева/Ridus.ru

© Анна Муравьева/Ridus.ru

В Москве побывала одна из самых востребованных групп нынешнего сезона — музыканты из Петербурга Shortparis («Шортпарис»). Переполненная до отказа концертная площадка Stadium Live превратилась в место для странных перфомансов с участием людей в камуфляже, пения оперы, махания красными флагами, выкидывания коленец и маршеобразных барабанных ритмов. 

Shortparis, наследники традиций «Звуки Му» и Сергея Курехина, самозабвенно исследуют границы между разными видами искусства, иногда пытаясь пробить эти границы условной «кувалдой», но за это их и полюбила публика — за смелость и отсутствие полутонов.


Конечно, творчество Shortparis нельзя назвать музыкой в прямом смысле этого слова. Их деятельность ближе к акционизму, который обрел новые формы в нашей стране после деятельности Pussy Riot. 

Однако то, что не получилось у Надежды Толоконниковой в клипе Chaika, вдруг выстрелило в клипах молодых исполнителей, таких как IC3PEAK и Shortparis, рисующих наше общество густыми черными красками с примесью агрессии и высмеиванием государственных символов.

© Анна Муравьева/Ridus.ru

Последний крип Shortparis «Так закалялась сталь», где рыжеволосый солдат слишком близко приняв к сердцу армейский лозунг «По отношению к врагу все дозволено» начинает «мочить» воображаемых врагов, которыми становятся как сослуживцы, так и проходящая мимо врач, вполне можно отнести к разделу «шок-контент». 

На данный момент видео недоступно на Youtube, так как «может оказаться неприемлемым для некоторых пользователей».

© Анна Муравьева/Ridus.ru

Название группы ничего не обозначает, но одним из ключей к нему служит скандальный фильм 2006 года Shortbus, в котором, по признанию режиссера Джона Кэмерона Митчелла, в порнографических сценах актеры занимались сексом по-настоящему. 

Shortparis в своих первых интервью в 2012 году объясняли, что их детище по-русски можно назвать «обрубленный Париж», а сейчас и вовсе отказываются что-либо объяснять. Впрочем, как и вообще смысл всего в их творчестве происходящего.

© Анна Муравьева/Ridus.ru

Когда первый раз включаешь Shortparis, то не можешь прийти к однозначному заключению, что перед тобой такое. Под странные барабанные ритмы вокалист поет красивым голосом вроде бы по-русски не совсем понятные слова. 

Но после того как выключил непонятные песнопения, в какой-то момент понимаешь, что они уже звучат в твоей голове и тебе нужно переслушать еще и еще раз. Вслушаться, всмотреться…

© Анна Муравьева/Ridus.ru

И для того, чтобы еще больше погрузиться в творчество Shortparis, необходимо побывать на концерте. Потому что какой же перфоманс без зрителей? Например, выступая на «Вечернем Урганте» ребята окружили себя толпой в оранжевых жилетах дорожников. Кстати, на концерт в Stadium Live некоторые фанаты группы пришли в таких жилетах.

© Анна Муравьева/Ridus.ru

Вообще же публика была очень разнообразной — от подростков в оверсайзе до интеллигентных мужичков в очках. Зал оказался разделен длинным подиумом, по которому перемещались участники группы, подтанцовка в камуфляже и даже оперные певцы.

© Анна Муравьева/Ridus.ru

Концерт начался как раз с исполнения классических произведений. Два артиста в белых рубашках и пиджаках поочередно исполняли оперные отрывки. 

При этом на подиуме, как на часах, несли службу солдаты, словно «охраняя» искусство от толпы. Никто такому началу концерта любимой группы не удивился — для Shortparis провокация дело привычное.

© Анна Муравьева/Ridus.ru

Примерно через двадцать минут на сцене появились сами участники действа. Вокалист группы Николай Комягин и барабанщик Данила Холодков — оба в красных рубахах.

© Анна Муравьева/Ridus.ru

По ходу концерт музыканты устраивали еще несколько перфомансов. Подтанцовка в камуфляже махала флагами, скидывала этот самый комуфляж. Двое танцоров, мальчик и девочка, в конце шоу остались практически без одежды, в трико телесного цвета, и страстно целовались. Что до самой музыки, то она необыкновенно завораживала.

© Анна Муравьева/Ridus.ru

У Shortparis сразу два ударника, поэтому их песни обладают интересным ритмическим рисунком, и поэтому так хорошо запоминаются — такая же особенность есть у маршей. 

Танцевать под музыку Shortparis сложновато, за зрителей это всегда делает вокалист Николай, который невероятно пластичен. Но танцы его очень странны, и опять же отсылают то ли к Петру Мамонову, то ли к Гаркуше из «АукцЫона». Авангард вновь стал интересен публике, как это было в начале позапрошлого века и в 80-ых годах прошлого века. Возможно, как и тогда — это первый звоночек грядущих перемен.

© Анна Муравьева/Ridus.ru

© Анна Муравьева/Ridus.ru

© Анна Муравьева/Ridus.ru

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)