+3
Сохранить Сохранено 7
×

Михаил Миль: он стал отцом самых лучших вертолетов в мире


Михаил Миль: он стал отцом самых лучших вертолетов в мире

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

В настоящее время более 8000 вертолетов российского производства эксплуатируется более чем в 100 странах мира. Холдинг «Вертолеты России» занимает 90% российского рынка вертолетов, в мировых продажах на долю компании приходится 10%.

Предприятия «Вертолетов России» выпустили 22% мирового парка вертолетов военного назначения, при этом продукция холдинга занимает 32% мирового парка боевых и 42% средних военно-транспортных вертолетов. В мировом парке вертолетов гражданского назначения продукция холдинга «Вертолеты России» составляет 49% среди тяжелых вертолетов и 65% в классе средних вертолетов (со взлетной массой от 7 до 20 т).

В свою очередь вертолеты марки «Ми» составляют 98% от всего национального производства вертолетов. Свыше семи тысяч из них поставлены на экспорт во все регионы мира, и в настоящее время трудно найти страну, где бы не знали «милевских рабочих лошадок».

И все они были разработаны в ОКБ, основанном Михаилом Леонтьевичем Милем, советским конструктором вертолетов, доктором технических наук, Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР. В этом месяце ему исполняется 110 лет.

Любовь моя, авиация

Михаил Леонтьевич Миль родился в 1909 году в Иркутске. Интересно отметить, что в том же году русский конструктор Игорь Сикорский создал свой первый вертолет. Конечно, маленький Миша не знал об этом и о том, что в будущем его вертолеты будут конкурировать с винтокрылыми аппаратами этого, уже американского, конструктора.

С детства Михаил прекрасно рисовал, увлекался музыкой, с легкостью изучал иностранные языки. Он мог бы стать художником или музыкантом, но стал ученым-конструктором. Возможно, выбор этот объяснялся тем, что 20-е годы XX века — время, когда все в СССР увлекались авиацией.

В двенадцатилетнем возрасте сделал модель самолета, которая победила в конкурсе в Томске. В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт. В планерной студенческой секции он построил легкий одноместный планер и совершил на нем свой первый полет.

Однако во время учебы на втором курсе студента исключили из института по доносу «за непролетарское происхождение». Ведь его мать была зубным врачом, а отец — служащим на железной дороге.

Пришлось поработать год в кожевенной лаборатории. И потом, став представителем уже советского пролетариата, Миль без проблем поступил сразу на третий курс механического факультета Донского политехнического института в Новочеркасске.

Именно в нем и проявился талант будущего конструктора. Здесь новоиспеченный студент имел возможность экспериментально проверять свои выкладки в теории воздухоплавания, пользуясь одной из двух аэродинамических труб, имевшихся тогда в Советском Союзе.

В 1929 году студент Миль узнаёт о новом летательном аппарате — автожире, который в 1919 году сконструировал испанец Хуан де ла Сиерва, и начал изучать теорию его полета. Он обратился с письмом к Н. И. Камову, заведующему отделением автожиров в ЦАГИ, и получил приглашение в рамках летней практики поучаствовать в создании первого отечественного автожира КАСКР-1.

Именно в ЦАГИ он принимал участие в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15. Через год стал начальником бригады аэродинамики отдела особых конструкций ЦАГИ. Получая в ЦАГИ совсем небольшую зарплату, молодой конструктор подрабатывал редактором и учителем немецкого языка.

21 марта 1939 года было принято решение о строительстве завода по производству автожиров, где Миль стал заместителем директора, Николая Камова.

Ах, война!

В годы Великой Отечественной войны, в 1941—1943 годах, Миль работал в эвакуации в поселке Билимбай на Среднем Урале, ставшем фактически авиационной столицей СССР. Здесь трудились и лучшие авиаконструкторы страны — С. А. Лавочкин, Н. И. Камов.

В тяжелой обстановке 1941—1942 годов на фронт был переброшен отряд из пяти автожиров, совершивший 20 боевых вылетов. В составе отряда был и Михаил Миль. Известен эпизод, свидетельствующий о решительности Миля в критических обстоятельствах: когда после быстрого прорыва немцев ему пришлось пригрозить оружием, чтобы предотвратить панику среди вверенных ему людей и обеспечить разборку и эвакуацию автожиров в тыл.

За годы войны Милю пришлось пережить множество потерь. По дороге в эвакуацию умер его 5-летний сын; прожив всего девять дней, в роддоме умерла от холода новорожденная дочь, так как не работало отопление. Отец еще даже не знал о ее рождении… Но на этом беды не кончились. Михаил Леонтьевич потерял мать и родного брата.

Но молодой конструктор не сломался и не впал в депрессию. Он продолжал работать, в основном занимаясь усовершенствованием боевых самолетов, улучшением их устойчивости и управляемости. Главной проблемой было то, что нагруженный боеприпасами самолет, например, при отказе работы моторов, потеряв скорость, тут же попадал в штопор, выйти из которого был практически не способен, так как пилоту просто не хватало физической силы. Миль разработал устройство, которое позволяло решить эту проблему. Испытания устройства прошли блестяще, оно было запущено в серийное производство.

Но он не забывал о винтокрылой технике. В 1945 году М. Л. Миль успешно защитил докторскую диссертацию «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и ее приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера» и возглавил в ЦАГИ лабораторию № 5, где занимался работой над устойчивостью самолетов, разрабатывал вертолеты. За работы по усовершенствованию боевых самолетов Миль в 1945 году получил орден Отечественной войны.

Первый и самый любимый вертолет

Миль задался целью создать летательный аппарат, способный подниматься в воздух с помощью винтов. Он настойчиво писал И. В. Сталину, убеждая того в необходимости начать работы по созданию винтовых летательных аппаратов. В результате руководитель государства дал добро на организацию в Москве конструкторского бюро по геликоптеростроению во главе с Милем.

В декабре 1947 года оно было создано на базе завода № 383 МАП. Первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля — 1), созданная в ОКБ, была поднята в воздух 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково летчиком-испытателем М. К. Байкаловым.

Первые испытания двух опытных машин закончились трагедией. В первом случае при определении потолка машины на высоте 5200 м в системе управления замерзла смазка, однако пилот успел покинуть машину. При приземлении Байкалов повредил ногу и был отстранен от полетов, которые на втором экземпляре машины продолжил его товарищ Марк Галлай.

Вернувшись в строй, Байкалов совершил 13 демонстрационных полетов на Ми-1. Четырнадцатый вылет оказался роковым. После перегона машины с испытательного аэродрома заказчику (НИИ ВВС) в точке посадки произошла катастрофа: из-за раковины в сварке обломился вал рулевого винта.

Дочь конструктора вертолета Михаила Миля Надежда была очевидцем трагедии: транспортный самолет с комиссией на борту летел рядом с вертолетом. И все люди, включая главного конструктора, видели в иллюминаторы самолета, как летчик открыл дверь кабины, посмотрел на землю и остался внутри.

 — Прыгать было поздно. Летчик погиб. Для всех это было шоком. Отец страшно переживал…

Причину трагедии определили довольно быстро: в дальнейшем карданный вал хвостовой трансмиссии вертолетов Ми-1 стали выполнять из точеных стволов артиллерийских орудий. Их после войны было предостаточно, и больше подобных катастроф с Ми-1 не было. Впоследствии на нем было установлено 27 абсолютных мировых рекордов.

Генеральный конструктор

В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и др. На разработанных в КБ машинах было установлено 60 официальных мировых рекордов. Вместе с учениками Михаил Леонтьевич разработал теорию современного вертолета.

В 1958 году Миль был награжден Ленинской премией, в 1968-м — Государственной премией СССР.

Созданные КБ Миля вертолеты Ми-2 и Ми-4 стали легендой, а Ми-8 — самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире. Десантный Ми-6 — первый вертолет с двумя двигателями и газотурбинной силовой установкой грузоподъемностью 12 т, Ми-10 — крупнейший транспортный вертолет (летающий кран). Двухвинтовой гигант Ми-12 поднял рекордный вес в 40 т и получил прозвище «слон». Он совершил первый удачный вылет при жизни конструктора, установил множество мировых рекордов грузоподъемности, которые до сих пор никем не повторены.

Триумфом работы конструктора стал показ его уникальных машин на авиационной выставке 1965 года в Париже. Сын основателя вертолетостроения Игоря Сикорского, Сергей, признал: в области тяжелых вертолетов Миль не только догнал США, но по ряду параметров ушел далеко вперед.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в развитии советской авиации Милю Михаилу Леонтьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Он был награжден тремя орденами Ленина, орденами Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и медалями.

К нему не зарастет народная тропа

М. Л. Миль умер 31 января 1970 года от инсульта, не дожив до начала эксплуатации и триумфа первого советского ударного вертолета Ми-24. Произведенная в количестве более 3500 экземпляров, машина приняла участие в десятках конфликтов и состояла на вооружении многих стран. Знаменитый «Крокодил» считается самым воюющим вертолетом в мире.

Конструктор Миль похоронен на Юдинском кладбище, недалеко от железнодорожной платформы Перхушково. Уже после смерти конструктора его картина «Нарциссы. Угол кабинета» стала эмблемой выставки «Ученые рисуют» 1981 года: всю жизнь Миль увлекался живописью, а в его КБ работал целый штат художников, иллюстрировавших для потенциальных заказчиков боевое или хозяйственное применение проектируемых машин.

Родина не забыла заслуг великого конструктора. Имя Миля носит Московский вертолетный завод. В Москве именем конструктора названа улица в районе Жулебино. В 2009 году на пересечении улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского бульвара был установлен бюст Миля. В Казани именем конструктора названа улица в Авиастроительном районе. В 2009 году в Иркутске в честь 100-летия со дня рождения М. Л. Миля по инициативе поэта Г. Гайды была установлена мемориальная доска на доме № 5 по улице Карла Либкнехта.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (2)

  • Юрий
    Юрий 27 ноября 2019

    Я, как бывший вертолетчик считаю что вертолеты марки МИ одни из лучших и надежных вертолетов советского и российского производства и рынка. Это действительно "рабочие лошадки".

    Ответить
    0 +
  • Анатолий
    Анатолий 27 ноября 2019

    Честно скажу как мало я знал до этого за такого замечательного человека. Спасибо большое за Вашу интересную статью

    Ответить
    0 +