Инженерное чудо XIX века на Байкале: история в деталях

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Побывав более, чем в 140 странах мира, я впервые в жизни добрался до одной из главных жемчужин России — озера Байкал. 

Но не только Байкал, ведь я давно мечтал прокатиться по исторической железнодорожной линии, имеющей название «Кругобайкальская дорога», которая строилась с 1896 по 1900 год и является одним из инженерных чудес конца XIX века. 


На одном лишь отрезке пути длиной в 100 километров от порта Слюдянка до Порта Байкал построено 33 тоннеля в скалах, а линия проходит прямо над крутыми берегами Байкала.

Это был один из самых сложных участков железной дороги, строившейся еще при царской России с целью связать огромную страну от Санкт-Петербурга и Москвы на западе до Владивостока на крайнем востоке. Между этими точками почти 9000 километров пути через равнины и болота, горы и реки, ущелья и тайгу. 

В строительстве КБЖД участвовали иностранцы — албанцы, поляки, но особенно велик был вклад итальянских специалистов. В частности, в строительстве тоннелей участвовали более 600 фриулианских мастеров-тоннелестроителей. 

Память об этом сохранилась в названии одной из подпорных стенок — Итальянской. Чуть ниже я покажу то место на линии, которое по сей день называется «Итальянская стенка». Работы по строительству магистрали были ускорены в связи с началом Русско-японской войны 1904—1905 годов для ускоренной доставки провизии и боеприпасов. На строительстве работали одновременно порядка 13 тысяч рабочих, которых доставляли из европейской части России.

После 1950 года, в связи с завершением строительства Иркутской ГЭС на реке Ангара, Кругобайкальская дорога была закрыта, а значительная ее часть затоплена водохранилищем. Лишь в начале двухтысячных РЖД при участии администрации Иркутской области решили восстановить часть исторической линии от станции Слюдянка до станции Порт Байкал.

К счастью, именно этот сохранившийся от затопления участок дороги является самым живописным. Вот уже несколько лет здесь курсирует самый настоящий старый паровоз, за 5 часов проходящий упомянутый участок и делает многочисленные остановки, чтобы туристы могли выйти и запечатлеть красоты природы.

Чтобы не забыть, сразу дам несколько рекомендаций по части практический информации.

Практическая информация для туристов

Начать путешествие по КБЖД (Кругобайкальской железной дороге) можно прямо из Иркутска, откуда поезд отправляется по определенным дням рано утром, в 7:42. Но вначале это будет не паровоз, а обычные вагоны прицепленные к современному тепловозу. Только на станции Слюдянка на берегу Байкала вас в 10:30 утра перецепляют к паровозу и вы едете собственно по историческому маршруту. Поэтому, можете начать поездку в Иркутске, но можете и непосредственно в Слюдянке. Уточняйте расписание отправлений на сайте РЖД-тур, оно может меняться. Билет, если брать его из Иркутска, то включает целиком всю программу и даже паромную переправу из Порта Байкал на северный берег Ангары, откуда вас автобус заберет в Иркутск поздно вечером и примерно в 20:00 будете в городе.

Цена на экскурсию

Стоит поездка порядка 4000 рублей (56 евро) и не включает питание.

Питание в ходе экскурсии

Вы проведете на экскурсии целый день (с 7:42 утра и до 20:00 вечера) и задуматься о питании придется. Можно заранее при покупке экскурсии на сайте РЖД заказать и еду тоже. Но каждая трапеза при заказе на сайте обойдется сравнительно недешево, около 800 рублей за обед и чуть дороже, 1000 рублей за ужин. Кормят хорошо (первое, второе, сладкое, чай), но поскольку питание привязано к остановкам на определенных станциях и горячее питание доставляют оттуда, то у меня получилось так: обед в 12:30, а ужин уже в 15:00. 

Организаторы сразу извинились, что другой возможности доставить ужин нет, поскольку далее нет ни одного остановочного пункта с работающим рестораном. В итоге я здорово переел, а уже к концу поездки снова был голоден и вернувшись в Иркутск пошел в кафе. Так что сами прикидывайте, как вам удобнее решить вопрос с питанием. Из моих наблюдений, почти все туристы еду привезли с собой из дома и прекрасно трапезничали бабушкиными пирожками с капустой.

На станции Слюдянка (станция тоже историческая, 1904 года постройки и строили ее итальянцы) туристические вагоны прибывшие и Иркутска перецепляют к паровозу —

Внутри вагонов —

Все, в путь! Поезд идет медленно, со средней скоростью в 20 км/ч и ощущается непрерывное «подёргивание» свойственной паровозной тяге. Мы с вами выросли в другой эпохе, а наши бабушки и дедушки расскажут, что когда в 50−60 годы ездили по железной дороге на паровозах, то беспрерывное шипение, запах дыма из трубы и вздрагивания были обычным явлением.

Исторический мост построенный в 1899 году и рядом современный мост, через который проезжает поезд —

Как уже говорилось, в пути следования 33 тоннеля. В наши дни линию переложили чуть ближе к берегу, поскольку за 120 лет эксплуатации многие тоннели потребовали капитального ремонта и смысла инвестировать в них не было —

Интересный эффект! Когда поезд проходит через тоннель, то оттуда (из тоннеля) начинает валить густой дым —

Надо сказать, что исторический паровоз это не единственный железнодорожный транспорт, курсирующий по КБЖД. Здесь есть еще и обычные дизеля, связывающие Порт Байкал и Слюдянку дважды в день, утром и вечером —

Водонапорная станция на берегу Байкала, таких на данном участки две штуки. Здесь паровозы в былые времена закачивали воду, пополняя резервуары. Сейчас станции, естественно, не работают —

По ходу поездки рабочие периодически загоняли смазку в различные узлы паровоза. Старая техника требует особого внимания и контроля —

Было очень круто!

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)