Сафронов отреагировал на критику Гогена из-за секса с несовершеннолетними

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

«Не пора ли вообще перестать смотреть на Гогена?» — с такой фразы начинается аудиогид по творчеству художника в Национальной галерее в Лондоне. На выставках Гогена в Европе и Америке стали встречаться описания подробностей его личной жизни, как он проживал на острове Таити, занимался сексом с 13-летними девочками, которые потом рожали ему детей.

В новых трактовках к картинам художника галеристы стали указывать, что «нет сомнений в том, что Гоген эксплуатировал свое положение привилегированного человека с Запада, чтобы получить максимум из доступных ему сексуальных свобод». Об этом пишет издание The New York Times.


На ситуацию отреагировал заслуженный художник России Никас Сафронов.

«Этого следовало ожидать. Началось с обвинений известных людей — наших современников, в основном, людей искусства, в харрасменте, в сексуальных отклонениях, в том числе в педофилии. Теперь, видимо, ресурсы обличений современников несколько поистощились и взялись за творцов прошлого. По большому счету, это все только один, но очень зримый пример кризиса западноевропейской культуры и соответствующей модели цивилизации. Всегда были желающие поговорить о личной жизни Чайковского и его сексуальной ориентации, о любовных связях Пушкина, о признаках педофилии Набокова. Как представляется, совершенно недопустимо оценивать творчество творца по его личной истории. Микеланджело был гомосексуалистом, Леонардо да Винчи вскрывал трупы, что было просто невообразимо для того времени. Караваджо был убийцей, с азартом участвовал в различных турнирах. И что, их теперь всех запретить?» — заявил «Ридусу» Никас Сафронов.

По мнению Сафронова, трактовать поступки художников прошлого века в контексте современных критериев нравственности и морали, как минимум, некорректно, потому что для каждого времени характерен свой определенный набор догм и правил, которые сейчас нас могут шокировать. Кантовские «Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» никогда не были завершенными и неизменными. Об этом стоит помнить современным «обличителям», отметил он.

«На острове в Эквадоре вождь подарил мне свою 12-летнюю дочь. Там у них такие нравы, они смотрят на эти вещи спокойно, такова традиция. Я, конечно, оставил девочку с семьей», — рассказывает художник.

По мнению художника, очень часто к оценке творчества того или иного деятеля искусства примешиваются политические или финансовые мотивы, но не стоит их воспринимать всерьез.

«Мы что возвращаемся к диким временам инквизиции? Гоген как личность может нравится или нет, но причем здесь его искусство?», — удивляется Сафронов.

Он предлагает любителям таких обличений подумать над тем, почему медведи на известной картине «Утро в сосновом бору» сидят так спокойно: «А вдруг Шишкин скормил им что-то усыпляющее и это уже нарушение прав и издевательство над животными. Не менее интересно, что Пржевальский встретил в дальневосточной тайге лошадь, а та через год взяла его фамилию».

«Маразм крепчает и охватывает сознание все большего числа людей. Искусствоведы, как оказалось, не исключение», — подытожил Никас Сафронов.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)