Россия теряет последний «честный» бизнес

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Малый и средний бизнес России впадает в спячку. В третьем квартале 2019 года индекс деловой активности малых и средних предприятий (RSBI, Russia Small Business Index) рухнул до 50,9 пункта, говорится в отчете Промсвязьбанка, «Опоры России» и агентства Magram Market Research. До этого два квартала подряд показатель находился на отметке в 52 пункта. Значение индекса выше 50 пунктов означает рост деловой активности, ниже 50 — снижение, прямо посередине — стагнацию.

Сектор сжимается

Вклад малого и среднего бизнеса в российский ВВП упал до очень низкого уровня — 21,9% (по оценкам Росстата), тогда как в развитых странах он достигает 50—60%. Предприниматели фиксируют снижение выручки и покупательской способности, рассказал «Ридусу» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.


По его словам, больше всего индекс деловой активности упал в сфере производства — он составил 49,4 пункта (до этого — 53,9 пункта). В сфере услуг был зафиксирован небольшой рост — индекс вырос с 50,8 до 50,9 пункта. Также снизился индекс продаж (с 52,3 до 47,8 пункта) и индекс инвестиций (с 55 до 54,6 пункта). Показатель кадров остался на прежнем уровне — 49,4 пункта.

Среди главных причин такого спада представители малого и среднего бизнеса назвали рост налоговой нагрузки, отказ предприятий от мелких подрядчиков и сложность в получении кредитов на развитие бизнеса. Все эти факторы вместе создают сложную ситуацию, которая приобретает характер тенденции. При высокой налоговой нагрузке и падении спроса мелкий и средний бизнес вряд ли сможет показать рост, а количество предприятий в секторе продолжит сокращаться, — предупреждает эксперт.

© pixabay.com

За год количество предприятий в сфере малого и среднего бизнеса сократилось на 116 тысяч, пишет газета «Известия» со ссылкой на статистику ФНС. Число граждан, трудоустроенных в этом сегменте, снизилось на 3,75% (600 тысяч человек), до 15,4 миллиона. Наибольшие потери понесли малые компании, где работников стало меньше почти на 365 тысяч человек. Средние фирмы недосчитались около 136 тысяч сотрудников, микрофирмы — 67 тысяч.

При этом официальный представитель ФНС, комментируя статистику ведомства, заявил, что одной из причин сокращения числа небольших фирм стало укрупнение предприятий. Это произошло благодаря господдержке бизнеса, подчеркнул он: компании расширили производство и увеличили штат, в результате чего перестали соответствовать критериям средних предприятий.

Нет спроса — нет бизнеса

Сложная ситуация в сегменте «малышей» не удивляет, если учесть, что такие компании в основном базируются в сфере услуг и торговли и работают с доходами населения. А доходы-то падают! В последние 2—3 года их снижение в определенной степени компенсировалось заемными средствами, но сейчас и этот ресурс почти исчерпан: опасаясь роста долговой нагрузки россиян, ЦБ ужесточает условия кредитования, да и сами граждане в кредиты влезают менее охотно.

© pixabay.com

Все это ведет к сжатию потребительского спроса, от которого так зависят малые и средние предприятия. Люди снова начинают экономить, ловят акции и ищут бонусы.

Крупным ретейлерам с этим можно работать, небольшим структурам очень сложно. Плюс происходит монополизация в ряде сегментов. Например, значительная часть малого и среднего бизнеса работала в интернет-торговле, сейчас создание гигантских маркет-плейсов фактически приводит к удорожанию входного билета, — отмечает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

В производстве ситуация еще хуже. Эта сфера также сильно зависит от спроса, но больше подвержена различным рискам и теснее связана с инвестициями. А в текущих экономических условиях невыгодно вкладываться в производство, потому что его рентабельность ниже, чем процентные ставки по банковским депозитам. Проще и безопаснее держать деньги на счетах.

При этом государство активно зазывает граждан в малый и средний бизнес, а что там делать — не объясняет, подчеркивает аналитик. В стране нет нормальной инфраструктуры для данного сегмента экономики, нет хороших акселераторов (есть отдельные сегменты в сфере IT, но тоже очень узкие), отсутствует профессиональная поддержка, не налажена подготовка типовых проектных решений и многое другое.

© pixabay.com

Между тем открытие небольшого бизнеса — шаг, весьма рискованный сам по себе (даже в развитых странах с отличным бизнес-климатом уровень смертности таких компаний достаточно высок), а при отсутствии соответствующей инфраструктуры — вдвойне. И еще больше усиливают риски неподъемные и непредсказуемые налоги.

Нам обещали, что налоговая система не будет меняться, а НДС подняли, — напоминает Абзалов.

Зачастую люди закладывают имущество ради запуска своего дела, и если дело не пошло, они в итоге не просто выходят из бизнеса, но еще и оказываются в сложной экономической ситуации, добавляет он.

По словам эксперта, чтобы помочь «малышам», необходимо стимулировать потребление, например сокращая основные расходы населения (ЖКХ и т. д.). В разных странах эти вопросы решаются по-разному. Например, в США использовались налоговые вычеты и программы субсидирования трат на продукты питания. У России с ее накопленными огромными финансовыми резервами такая возможность есть. Тем более что это касается не только сегмента малого и среднего бизнеса, но и экономики в целом.

Это некая общая ситуация в лесу. В лесу сейчас очень плохо. Надо что-то делать со всем лесом, а не отдельно каждое дерево как-то поддержать. Как минимум необходимо снижать доступ к кредитованию. Второе — стимулировать инвестирование в реальные отрасли. И, наконец, необходима стабильная налоговая система, в крайнем случае неухудшение налогового режима хотя бы в течение пяти лет, — заключает аналитик.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (1)