+1
Сохранить Сохранено 7
×

Как ошибаются родители с выбором музыкального образования для детей


Как ошибаются родители с выбором музыкального образования для детей

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Речь пойдет о том, насколько важно родителям услышать и понять своего ребенка, прежде чем решить, чем он будет заниматься на досуге в ближайшие пять лет. И дело даже не в том, что мы любим своих чад и хотим им только добра, а в том, чтобы не загнать их этой своей любовью в стиральную машину.

Предостерегу от разочарования тех взрослых, кто необдуманно собрался отвести своего ребенка в музыкальную школу. Подобное заявление от преподавателя музыки — нонсенс. Каждый год школы искусств заботятся о том, чтобы привлечь как можно больше детей к занятиям музыкой. Что в этом плохого, скажете вы?

На первый взгляд, проблема несущественная. Если бы не одно но. Каждый год эти школы так или иначе потакают эгоистическим соображениям взрослых — мам, пап, бабушек и дедушек. Как педагог одного из таких учебных заведений, не могу больше молчать, ибо вижу это печальное зрелище два раза в год — осенью, когда происходит набор учащихся и весной, во время выпуска.

Музыка — это прекрасно. Любая книжка по педагогике сухо скажет о том, что эстетическое воспитание играет чуть ли не решающую роль в формировании личности ребенка. Большинство детишек радостно бегут в музыкалку, но если для одних музыкальная школа — это отдушина, то для других — китайская пытка. Как часто мы забываем спросить у детей о том, что именно им нравится?

Предчувствую негодование врослых, мол, еще молоко на губах не обсохло, чтобы самому решать. Сказали надо — значит надо. Подрастет — вот тогда пусть и выбирает. Тоже верно. Только боюсь, что позже у ребенка вообще пропадет всякая охота выбирать что-либо. Так по инерции он оканчивает школу, институт, работает на нелюбимой работе, живёт с нелюбимой женой и т. п. В настоящем времени есть выбор, который мы должны ему предоставить.

Спросите любого преподавателя музыкальной школы с многолетним стажем, сколько раз он видел сияющее лицо довольного родителя, впихнувшего-таки своего ребенка «на музыку». Расскажу про свой личный опыт. Ключевые слова — крупным шрифтом.

Приходит мама: «Возьмите нас на саксофон, мне очень нравится, это такой красивый инструмент! Я когда-то мечтала заниматься, но не получилось. Теперь я хочу, чтоб мой сын играл».

На словах «мой сын» из-за спины родителя в класс запускают испуганного детёныша, которого, собственно, и обрекают на 5 — 7 лет музыкальной «каторги».

Так и подмывает сказать маме: «Ну и хоти себе дальше!»

А у ребенка спросили, чего хочет он? Нравится ли ему вообще музыка?

© pixabay.com

Обычно на собеседовании такой ребенок молчит или непонимающе кивает в такт родительским словам, размышляя, чем он так провинился и как ему придется жить в ближайшее время. Судя по прослушиванию, он постоянно живет краю, где медведи гуляют по ушам. Но его берут! 

В стране, где не всегда хорошо понимают, что значит быть музыкантом, а школы вынуждены сохранять и приумножать контингент, чтобы оправдать своё существование — его конечно же берут. И к ужасу самого ребенка, теперь придется отдуваться за маму, папу, бабушку и всех тех родных взрослых, кому собственные нереализованные амбиции мешают спокойно жить.

Отдельная история — дисциплина. Сначала все радужно. Ура, свершилось, вас взяли и ребенок учится музыке. Выложили всевозможные фото дитя с инструментом, обзвонили бабушек, показали новоиспеченного музыканта всем друзьям в соцсетях, похвастались коллегам, сами покрутили инструмент, попробовали поиграть и отдали ребенку.

Спустя некоторое время и с ребенком, и с родителями происходят метаморфозы. Увы, обыватель часто не понимает, что музыкальная школа — это такая же школа, что сюда надо ходить (а то и ездить) почти каждый божий день после обычной школы, здесь тоже надо учиться и — что ещё прискорбнее — выполнять домашнее задание! Это нагрузка и немаленькая.

Когда объясняешь, что это не кружок вязания, а целостная система, непростой ежедневный (!) труд на инструменте, причём, дома в первое время под надзором родителей, что занятия сольфеджио нельзя игнорировать, ведь это профессиональная программа, которая подразумевает оценки за обучение по нескольким предметам сразу — иные очень удивляются: «А что, у вас здесь всё так серьезно? А без этого разве нельзя? А можно мы будем ходить только на инструмент? А можно мы придем без инструмента, вы же дадите свой? А почему вы только упражнения играете и ноты пишете, когда же начнется музыка? А можно мы сегодня не придем, а придем через месяц (полгода), ведь ничего же страшного не случится, потом догоним?»

На минуточку, при выпуске выдается государственный документ о начальном музыкальном образовании. Вы разве не этого хотели, когда ребенка приводили учиться? Кто-то это не беспокоит, лишь ребенок играл. Но некоторых заветный диплом подкупает настолько, что они мучают своё чадо годами. Закончил кое-как, зато есть документ!

Учителя, в свою очередь, поддерживают: зря что ли столько лет ходил? Многие родители при этом не прикладывают почти никаких усилий, кроме как «пнуть» Васю из дома с инструментом в сторону музыкалки. Педагоги тоже вносят свою лепту, «натягивая» ему оценки с тройки на четверку просто за посещение. А ведь нужно ещё сносно отыграть экзамены, от этого зависит репутация преподавателя. Конечно, ни о какой качественной игре здесь уже речь не идёт.

© Владимир Смирнов/ТАСС

Есть дети-перфекционисты. Им просто стыдно в чем-то не успевать. Как правило, взрослые и многие учителя пользуются суперответственностью и терпением таких детей. Вася отличник, он сыграет, не подведёт, съездит на конкурс или поучаствует в концерте. После школы Вася пашет на инструменте сначала в музыкалке, потом дома. Вечером Вася идёт на тренировку, ведь он обещал тренеру поехать на соревнования. Ночью делает уроки, потому что скоро олимпиада по физике. Вася помогает бабушке, следит за младшей сестрой, убирает за кошкой. Педагоги рады, родители счастливы. Обмороки, гастрит и хроническая усталость — закадычные Васины друзья. Вот если б на музыку не ходить — было бы полегче. Но ведь маме обещал, уже инструмент куплен…

Кому нужна такая учеба, спрашивается и для чего? Получить заветные корки музыканта, порадовать родителей, а там и благополучно забыть все, чему тебя учили! Насколько сильным должно быть желание ребенка, чтобы потратить на профильное музыкальное обучение от 5 до 9 лет? Когда вы отдаете дитя в музыкальную школу из лучших побуждений, будьте готовы не только к концертам, но и музыкальной рутине: ноты, однообразные упражнения, гаммы. А ещё игра дома и громко. Ведь от этого никуда не денешься.

Всем известно, что традиционная советская музыкальная образовательная система (кстати, лучшая в мире!), которая успешно применяется до сих пор, основана на классическом (скучном, по мнению многих родителей) репертуаре. В отличие от платных музыкальных студий, где педагоги практикуют, в основном, переложения попсовых хитов. Классика это одновременно престижно, сложно и долго, если говорить о разборе и выучивании хотя бы одного произведения. А если «душа не лежит», а если ещё и заставляют…

Где тот временной промежуток, когда ваш ребенок вдруг осознает: стоп, я больше не хочу, это вообще не мое. Нередко получается, что он «сломался» где-то на подходе к выпускному. Это примерно 4−5 класс. Обидно, что мы не распознали его способности и желания раньше. Учили-учили, а Вася сдулся. Да и преподаватель морально выложился — столько сил ушло за эти годы.

Как любая творческая профессия, музыкальная педагогика очень затратная в душевном плане. Школьный учитель выкладывает на коллективных занятиях лишь знания о предмете. Учитель музыки дает знания о предмете плюс эмоции и все это сочетает с индивидуальным психологическим подходом, вместе с ребенком переживая ту музыку, которую тот играет. Каждый день.

На аргумент «Но вам же за это деньги платят» есть неоспоримый факт: попробуйте весь день хохотать или плакать. Ручаюсь, вас не хватит даже на час. Такие душевные «раскачивания» несоизмеримы ни с какими деньгами. Вот только индивидуальные занятия с ребенком, которому не хочется ходить на уроки, иногда напоминают свистопляску или танцы шамана с бубном. В итоге, когда затраты учителей и родителей не совпадают с желаниями ребенка, у него постепенно вырабатывается ненависть к обучению, педагогу, инструменту, а позже — ко всей музыке вообще!

Мне кажется странным, что родители, а также и учителя не всегда отдают себе отчёт насколько все серьезно. Из бесед с детьми чаще всего слышишь такое: ходил все эти годы, потому что не хотел расстраивать маму. Детство — самое дорогое человеческое сокровище. 5 — 8 лет занятий нелюбимым делом — это воровство. Того самого безвозвратного детского времени, которое ваш ребенок мог потратить на то, к чему тянется его детская душа.

© Владимир Смирнов/ТАСС

Проанализировав около 20 лет своей работы в сфере преподавания, у меня получился неутешительный список, составленный из искренних ответов детей от 8 до 15 лет, почему они бросают занятия музыкой.

  • «Мне неинтересна музыка, люблю рисовать» (лыжи, борьбу, разводить рыбок).
  • «Мама так хотела, поэтому я здесь. Вообще-то мне не нравится, но только вы ей не говорите!»
  • «Я хотел на пианино, а отдали на гитару».
  • «В музыкалке много задают, а я сильно устаю, ведь у меня ещё школа, бассейн» (коньки, рисование, балет (и ещё 15 кружков).
  • «Папа играл на баяне и мне по наследству достался, поэтому я здесь» (действительно, не пропадать же инструменту).
  • «Мама когда-то хотела стать певицей, а теперь хочет, чтоб я умел петь».
  • «Бабушка расстроится, если я не закончу».
  • «Я бросила, потому что у меня двойки по русскому и алгебре, а мама сказала — нечего в музыкалке прохлаждаться, пока оценки не исправишь — никуда не пойдешь как минимум месяц».
  • «Учителя здесь требуют как в настоящей школе, а мама мне сказала, чтоб я просто ходил».
  • «Другие ребята выступают на конкурсах, а я нет, у меня ничего не получается. Я, наверное, болван. Ещё папа говорит, что я рукожоп (простите, цитирую), поэтому играть хорошо не могу».
  • «Родителям всегда некогда, они не слушают то, что я играю. А если даже слушают, то в машине и, в основном, рэп. А ваша классика, которую я играю дома, им не нравится».
  • «Родители забыли, что мне сегодня в музыкалку, им в последнее время всё пофиг и мне тоже».

Можно бесконечно обвинять во всем преподавателя — не заинтересовал, не сумел привить любовь к инструменту… Чем мы вам так не угодили, марьванна… ведь и цветы, и конфеты… Отчасти правдиво, отчасти нет. Ведь никого нельзя заставить полюбить то, что изначально не привлекает, к чему нет способностей. Даже будучи трижды талантливым — если ребенок не хочет учиться — он необучаем. Это изматывает и того кто учится и того, кто учит. Второго даже больше.

Нынешний спрос на «услуги» музыкального репетиторства к способностям и желаниям ребенка часто не имеет никакого отношения. Привели дитя, заплатили деньги, а вы учите. Раз не научили — никакой вы не педагог, марьванна. А педагог в сердцах — бестолковый у вас ребенок. Вот и поговорили.

Ответ на вопрос о том, кто виноват и что делать напрашивается сам собой. Раз привели — то надо отвечать. О том, что в процессе обучения задействовано как минимум трое, некоторые родители слышат впервые. Это преподаватель, сам ребенок и родитель. «Как так? Я еще и дома с ним сидеть учить должен? А вы на что? Кстати, почему он ещё не играет „Лунную сонату“? Мы же целый месяц у вас уже занимаемся!» Радует, что таких меньшинство.

Учителя всегда признательны родителям за их ежедневный труд, неравнодушие, сознательность, прозорливость и бдительность по отношению к своим детям. За то, что доверили свое сокровище и не пожалели об этом. За то, что сто раз подумали, прежде чем привести их в первый музыкальный класс и, наконец, за то, что их дети сказали им спасибо за все эти счастливо проведенные годы в музыкалке!

В том, чтобы отдать ребенка на занятия музыкой, должны быть заинтересованы оба — и ребенок, и родитель, тогда педагоги сделают все возможное, чтобы привить хороший вкус, развить талант, потратить силы на воспитание в вашем чаде творческого начала. Один мудрец сказал: «Учитель — свеча, которая светит другим, сгорая сама». Но свеча не может зажечь сама себя. Надо, чтобы этот огонек присутствовал и в ребенке. Прислушайтесь к своим детям.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)