Карьера после детдома: как волонтер учит сирот искать работу

Праздник в новомосковской школе-интернате, организованный фондом «Здесь и сейчас». © Антон Белицкий/Ridus.ru

Праздник в новомосковской школе-интернате, организованный фондом «Здесь и сейчас». © Антон Белицкий/Ridus.ru

В настоящий момент благотворительность в России твёрдо ассоциируется с перечислением денег нуждающимся, или же отправкой подарков и гаджетов, если это касается детей. Безусловно, финансовая составляющая имеет важное значение в данном вопросе, однако не стоит думать, что всё крутится исключительно вокруг денег.

Очень многое тут зависит от людей, которые жертвуют своим временем и силами, пытаясь помочь окружающим.


Одним из таких людей является главный редактор информационно-правового портала «Гарант», которая в свободное время занимается волонтёрством в благотворительном фонде «Здесь и сейчас» Вера Игнаткина. В рамках своей деятельности она проводит лекции и мастер-классы для детей-сирот, подготавливая их к поиску работы и обучая их базовым аспектам, которые необходимо знать при трудоустройстве. Кому-то может показаться странным, что здесь надо чему-то учить, однако, по её словам, порой воспитанники детского дома даже понятия не имеют о таких вещах, как трудовой договор.

Вера рассказала гражданскому журналисту «Ридус», как пришла в мир волонтёрства и с какими сложностями сталкивается при обучении детей.

«Это был ноябрь 2013 года. Моё сотрудничество с университетом заканчивалось, студенты со скаченными рефератами утомили и радости от преподавания уже не было. При этом у меня оставалась потребность в передаче опыта и знаний. В итоге у меня возникла шальная мысль учить этому же, но только тех, кто в этом нуждается, однако не может заплатить. Так в моей жизни появилась благотворительность. Я написала в два фонда, один мне ответил, после чего начались мои групповые занятия с детьми-сиротами по технологии поиска работы, трудоустройства и трудовому праву», — рассказала она.

По её словам, изначально она столкнулась с непониманием окружающих: одни предлагали лучше пойти «помыть туалеты и полы в детском доме», а другие заняться собой. Благородные порывы не разделяли даже друзья и знакомые. Однако от своей идеи она не отступилась.

Как отмечает Вера, воспитанники детских домов испытывают огромные проблемы с поиском работы из-за отсутствия необходимых для этого навыков, без которых многие из нас не могут представить своей ежедневной жизни, а также мотивации.

«Если вы думаете, что поиск работы — это плёвое дело, то вы ошибаетесь. Например, попробуйте сделать резюме на мобильном телефоне или в отделении «Почты России», потому что интернет в российской глубинке есть не везде, как нет и стационарного компьютера у некоторых сирот. Попробуйте зарегистрироваться в таких условиях на каком-нибудь специализированном сайте и разослать резюме. Удалось это сделать в компьютерном клубе или на почте? Отлично, теперь вам нужно ещё периодически заглядывать, например, в то самое отделение почты, чтобы проверить личный кабинет. Подумаешь, что от него тебя отделяют какие-то 20−50 км, а автобус ходит три раза в день… Помню, как у меня опустились руки, когда я поняла, в каких условиях придется работать в конкретной ситуации — а ведь для детей в некоторых субъектах России, к сожалению, часто это «норма», — отметила Вера.

Волонтёр указала, что если с техникой, интернетом и подобным ещё как-то можно найти варианты, то есть случаи, которые ставят в тупик, когда что-либо придумать уже намного сложнее, так как это является фундаментальными проблемами образования в детских домах.

«Ты приходишь на тренинг, а там 16-летние или даже 18-летние дети, которые не умеют читать или читают по слогам! А у тебя заготовки с чтением. Также большие проблемы в этом вопросе с детьми, у которых есть отклонения. Для них должна быть иная система, которую нужно разрабатывать. И ты чувствуешь бессилие от такого настоящего. Но потом ты приходишь в себя и все заново», — отметила девушка.

Изначально, по словам Веры, всё начиналось с групповых занятий по изучению трудовых прав, по трудоустройству, построению карьеры. Пару лет назад к ним добавились и индивидуальные занятия, когда фонд оказывает социальную поддержку какому-либо ребенку и просит помочь с трудоустройством.

Групповые занятия обычно представляют собой 3-часовой тренинг, на котором рассматриваются разные аспекты: от определения критериев «идеальной» работы, составления резюме и сопроводительного письма, до способов её поиска и отбработки самопрезентации. Плюс отлаживаются навыки на конкретных примерах — детям выдаются шаблоны резюме, по которым они учатся их составлять с нуля даже в тех ситуациях, когда опыта работы нет.

«Также затрагиваем все необходимые правовые аспекты — дети, как правило, их не знают и их часто обманывают. Иногда они даже не понимают, что условия работы должны быть прописаны в трудовом договоре, а зарплата выдаваться не в конверте и время от времени. В последнее время мне полюбился формат «реалити-шоу», когда мы открываем любое работное печатное или онлайн издание и каждый ребенок звонит по любому объявлению с целью договориться о собеседовании. Так они учатся проходить телефонное, интервью. Скажу честно, чаще всего им это не удается: либо они, либо на другом конце провода бросают трубку — тогда мне приходится показывать им, как это делать. Также в обязательном порядке проводится моделирование собеседования», — указала Вера.

На обучающие занятия в Москву фонд привозит детей абсолютно разного возраста со всей России. Обычно это ребята от 16 до 20 лет — многие из них из-за своей сложной судьбы не сразу пошли в школу или в некоторых случаях учились дважды в одном классе, поэтому ситуации, когда попадается 9-классник, которому исполнилось 18 лет, к сожалению, встречаются часто.

«Я исповедую принцип наставничества и коучинга, то есть помогаю людям решать свои задачи самостоятельно, а не за них. То есть, как говорится, даю им удочку, а не ловлю за них рыбу. К сожалению, этот принцип с сиротами в основном не работает. У них нет навыков принятия решений, нет опыта по данному вопросу. Надо им найти, кому позвонить по вакансии, надо за них сделать резюме, надо за них отправить эти резюме, надо договориться даже о собеседовании. Конечно, не все дети такие, но большинство ведут себя на первых порах именно так. И это неумение вести себя в таких ситуациях при нулевом или минимальном опыте отталкивает от них работодателей», — объяснила она.

В практике Веры был случай, когда она договорилась со своей знакомой-директором солидной компании в Москве, что она возьмет девушку на стажировку и в случае хорошей обучаемости ее затем примут на постоянную работу.

«Девушка жила в другом городе и у нее не было денег даже на дорогу в Москву. Фонд решил все вопросы с оплатой проезда, проживанием в столице в первые месяцы, даже подыскали ей непыльную работу в Фонде, чтобы у нее были деньги на первое время, пока она проходит стажировку. Мы все решили за нее! Все было прекрасно до момента отъезда. За пять минут до отправления поезда она с него сошла — не смогла поменять свою жизнь, стало страшно. Мне пришлось уже учить ее искать работу в другом регионе, что, конечно, сложнее с организационной точки зрения, да и вакансий там значительно меньше. Сегодня у нее все хорошо, периодически общаемся», — рассказала волонтёр.

Другой важной проблемой в вопросе трудоустройства детей-сирот является отсутствие мотивации. Это связано как с дорогими подарками, которые получают некоторые воспитанники детских домов от благотворителей, так и с различными пособиями, включая те, которые выплачиваются некоторое время после выпуска из детдома.

«Зачем работать, если ты бесплатно от жертвователей всегда получал по 10 айфонов на Новый год, а затем пособие по безработице от государства, например, в Москве в размере 90 тыс. или 25 тыс. рублей в субъекте [пособие по безработице выплачивается в случае обращения в службу занятости для не имеющих опыта сирот в первые полгода после постановки на учет]. Есть ли потом желание работать за 10−25 тыс. рублей мойщиком посуды? Ответ очевиден. Часто им проще сдать три квартиры, которые им дает государство, и жить вчетвером в четвёртой квартире», — отметила она.

Как отмечает Вера, по данным её фонда, которые подкрепляют её личные ощущения от общения с детьми, только 1 выпускник детского дома из 20, а иногда и из 30 поступает в ВУЗ. При этом половина из тех, кто не поступает в ВУЗ, идёт в ПТУ или техникум. К тому же половина из этой половины обучающихся отсеивается в первый год учебы. Оставшиеся либо попадают на низкооплачиваемую работу, либо не делают ничего — так появляется реальный шанс стать лицом без определенного места жительства к 30 годам.

«Понятное дело, что таким детям в первую очередь необходима семья. Вместе с этим им также нужно обучаться навыкам социализации, чем и занимаются многие фонды — умению принимать решения, искать работу, решать проблемы и т. п. Сейчас довольно популярны разные подобные профессиональные программы для сирот. Вместе с этим развивается институт наставничества, когда у конкретного ребенка есть наставник, с которым он решает все вопросы и который «сопровождает» его какое-то время. Что касается моей специализации, то мне особенно нравится, когда им организовывают экскурсии по компаниям и различные уроки в профессии. Поэтому, если хотите сделать доброе дело, лучше не подарить айфон, а пригласить к себе на работу и показать, как можно выточить деталь, или сделать стол, или приготовить роллы и т. п. — то есть дать возможность поработать. Только вовлекая их в рабочие процессы, можно заинтересовать их и тем самым предоставить им шанс на получение профессии. Вы не поверите, когда я спрашиваю, какие профессии они знают, они называют только те, которые видят в детском доме: учитель, няня, охранник и т. п.», — заключила Вера.

Волонтёр подчёркивает, что сирот надо учить жить в тех условиях, в которых находится страна. Обучать финансовому планированию, навыкам принятия решений и т. п. Необязательно это должно делать именно государство, возможны и иные формы. Также необходимо комплексно обучать персонал детских домов, так как именно они заменяют сиротам мам и пап, — на моих тренингах они среди первых слушателей: им не хватает знаний, навыков, они жадно записывают и задают сто множество вопросов.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)