Как добывают самую технологичную нефть в России

© russos.livejournal.com

© russos.livejournal.com

Полторы недели я был на Севере. Совершил путешествие мечты, даже не побоюсь сказать, что это был морской круиз. Я посмотрел, как нефть с Новопортовского месторождения через уникальный терминал «Ворота Арктики» в Обской губе перегружают на танкер ледового класса. Далее он следует по Обской губе и Северному морскому пути до Мурманска. Там нефть перегружают на танкер-накопитель «Умба». 

Между прочим, сейчас это самый большой танкер, который ходит под российским флагом.

Но не будем забегать вперед. Этим репортажем я открываю цикл статей, как устроена эта уникальная логистическая схема. 


Как устроен танкер, как живет экипаж на нем. Как готовят нефть к транспортировке, как перегружают. Что такое ледокольное судно обеспечения и зачем оно нужно. В общем, материала будет много, не переключайтесь! Начнем мы с Приемо-сдаточного пункта Новопортовского месторождения.

Новопортовское — самое северное и одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал (а по запасам жидких углеводородов — крупнейшее). 

Расположено в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, в 360 км к северо-востоку от города Салехард, в 30 км от побережья Обской губы. 

Там не было ничего. Ни транспортной, ни любой другой инфраструктуры. А температура зимой достигает −50 градусов. В таких условиях и начали осваивать месторождение. Сначала инфраструктуру для комфортного проживания и работы. Параллельно шло освоение промышленных площадок. Был построен трубопровод к Приемо-сдаточному пункту, возведен круглогодичный терминал «Ворота Арктики».

Возникает вполне логичный вопрос, а зачем так забираться далеко на север?

Новопортовское месторождение было открыто в 1964 году. Долгое время его разработка была экономически нецелесообразной из-за отсутствия логистической инфраструктуры. Вполне хватало более «легкой» в добыче нефти на Большой земле. Но те времена остались далеко позади, месторождения, открытые и разрабатываемые десятилетия назад, постепенно снижают объемы добычи. Поэтому компания «Газпром нефть» взяла курс на Арктику, ведет разведку еще севернее и вводит в эксплуатацию новые месторождения.

Как я написал во вступлении, первый фонтан забил 24 декабря 1964 года. Это была скважина Р-50 с суточным дебитом газа более 1 млн кубометров. 

К 1987 году на месторождении было пробурено в общей сложности 117 разведочных скважин, однако активное освоение промысла началось в 2012 году, когда возникла целесообразность его разработки и были доступны современные технологии. 

В ходе работ по расконсервации старых скважин был получен фонтанирующий приток нефти с дебитом 140 кубометров в сутки. Полномасштабное эксплуатационное бурение на Новопортовском месторождении началось летом 2014 года.

© russos.livejournal.com

Новый сорт нефти, получивший название Novy Port, относится к категории легких с низким содержанием серы (около 0,1 %). 

Это один из самых технологичных проектов компании «Газпром нефть». Здесь апробируются технологии бурения в условиях вечной мерзлоты и экстремальных температур. Для повышения эффективности разработки применяются бурение горизонтальных, двуствольных скважин, многостадийный гидроразрыв пласта и другие сложные технические решения.

© russos.livejournal.com

Кроме того, нефть Novy Port практически безводная и отличается низким содержанием примесей, а значит, практически не требует дополнительноий подготовки, что делает ее ценным сырьем для нефтеперерабатывающих заводов. 

Таким образом, после добычи и подготовки нефти на Центральном пункте сбора нефти она по 100 километровому нефтепроводу, построенному в условиях вечной мерзлоты, отправляется на Приемо-сдаточный пункт, расположенный на берегу Обской Губы около села Мыс Каменный.

© russos.livejournal.com

Здесь нефть накапливается в резервуарах и, после подхода танкера, через терминал «Ворота Арктики» перегружается на борт судна.

© russos.livejournal.com

Рында в честь первой зимней отгрузки нефти, но была еще и первая летняя. Она состоялась 21 августа 2014 — го, в этом году компания отметила 5 лет с того дня, когда нефть Novy Port впервые отправили по Северному морскому пути. 

Самое интересное, что возможность танкерной отгрузки проверялась в 2011 году, тогда атомный ледокол Вайгач осуществил опытную проводку из порта Сабетта до села Мыс Каменный.

© russos.livejournal.com

Начальник смены Сергей Большаков готовится руководить процессом отгрузки нефти на танкер.

© russos.livejournal.com

Терминал «Ворота Арктики» автоматизирован и на нем нет сотрудников. Все управление дистанционное. По телекамерам можно видеть, как идет процесс шланговки — присоединения муфты с шлангами от терминала к танкеру. Но о терминале я напишу отдельный материал.

© russos.livejournal.com

Две колбы слева — нефть из скважин. Потом нефть, которая отправляется заказчику. Справа так называемый сорт нефти Urals — смесь разных сортов нефти с разных месторождений. Так как нефть с Новопортовского месторождения уникальная, то она была выделена в отдельный сорт, который ни с какой другой не смешивают. Кстати, его цена примерно раза в два дороже, чем обычная нефть.

© russos.livejournal.com

На Приемно-сдаточном пункте находится лаборатория, которая контролирует качество поставляемой нефти.

© russos.livejournal.com

В лаборатории хранятся так называемые арбитражные пробы. Это опечатанные пробы с каждой партии для контроля качества. Если лаборатория заказчика выявит вдруг какое либо не соответствие, то назначается дополнительная экспертиза уже этих арбитражных проб. За все время поставок с этого месторождения такой необходимости не было.

© russos.livejournal.com

Михаил Обухов, оператор товарный Цеха подготовки и перекачки нефти Приемо-сдаточного пункта (ПСП) Новопортовского месторождения

© russos.livejournal.com

Приемо-сдаточный пункт предназначен для приема, хранения, коммерческого учета товарной нефти и ее подачи на терминал «Ворота Арктики». Его сооружения ПСП рассчитаны на 9,1 млн тонн нефти в год.

© russos.livejournal.com

 Все оборудование полностью автоматизировано и работает удаленно. Вахта — всего около 100 человек.

© russos.livejournal.com

Естественно, все объекты, связанные с газом или нефтью являются опасными, поэтому правила пожарной безопасности драконовские.

© russos.livejournal.com

Регулярно проводятся учения пожарных расчетов.

© russos.livejournal.com

Особенности вечной мерзлоты — этот радиатор система ГЕТ или захолаживания. По сути она является «холодильником», конструкция укладывается под фундамент и отвечает за поддержание заданного температурного режима вечномерзлых грунтов в любое время года.

© russos.livejournal.com

Сооружения Приемо-сдаточного пункта расширяются — сейчас строится вторая очередь. А под радугой село Мыс Каменный. Туда мы тоже заглянем.

© russos.livejournal.com

Огромное значение уделяется экологии. Еще до начала работ были проведены полномасштабные исследования экосистемы. Сейчас вокруг всех объектов проводится экологический мониторинг, а с 2016 года работает экологическая лаборатория, в задачи которой входит круглосуточное наблюдение за основными параметрами экосистемы. 

При строительстве первой очереди нефтепровода от месторождения до села Мыс Каменный были изучены пути миграции животных и построены специальные переходы для оленей. Нефтепровод оборудован скин- системой, которая позволяет контролировать его состояние и параметры в режиме реального времени и удаленно корректировать его работу.

© russos.livejournal.com

Муфта — граница. Справа нефть принадлежит «Газпром Нефти». Слева — заказчику. Обратите внимание, что муфта опечатана, как счетчик воды у вас дома.

© russos.livejournal.com

В следующих репортажах я расскажу как устроен быт на вахте, а потом как нефть через терминал попадает на танкер.

© russos.livejournal.com

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)