Безнадега: фотоистория умирающих городов Армении

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Есть мнение, что умирающие шахтерские города — это большая драма и несчастье для государства и его жителей. Я с этим не согласен. Повидав десятки ghost towns (города-призраки) в самых разных странах мира, прихожу к выводу, что это закономерный ход истории.

Такие города создавались под строительство завода либо шахты. Потом ресурс был исчерпан и смысл функционирования города в том месте пропал.

Другое дело, что в цивилизованном государстве существуют программы реабилитации для жителей таких мест: строятся новые предприятия, государство субсидирует развитие там туризма, сферы услуг. В самом крайнем случае людям помогают переехать в другое место, где есть работа и перспективы.

К сожалению, в странах бывшего СССР все намного сложнее. Осколкам империи, таким как, например, Армения, очень сложно «залечивать раны» советской плановой экономики и помочь жителям таких городов. Сегодня мы посмотрим шахтерский город Ахтала, что на крайнем севере Армении и рядом с грузинской границей.


В советское время в Армении функционировало три канатные дороги в качестве общественного транспорта: в Ереване, Алаверди и Ахтале. Все они не работают в наши дни. Первой закрыли ахталинскую канатку, в 1998 году ввиду закрытия предприятия. Ереванская канатка закрылась в 2004 году, сразу после аварии, приведшей к гибели трех человек. Дольше всех работала канатка в Алаверди, вплоть до 2015 года, связывая верхнюю (жилую) часть города и металлургический комбинат внизу в ущелье.

Печальнее всего дела обстоят в Ахтале, маленьком городке, созданном исключительно для обслуживания металлургического предприятия. Ничего другого там нет. Даже великолепный Ахталинский монастырь по соседству, который посещают каждый день сотни туристов, не приносит городу никакой экономической выгоды. В восьмидесятых население Ахталы достигло 5 тысяч жителей, сегодня же снизилось до тысячи и продолжает сокращаться.

Вид с верхней станции канатки в жилой части Ахталы на нижнюю часть, где железнодорожная станция и завод.

© puerrtto.livejournal.com

Природа здесь божественная.

© puerrtto.livejournal.com

Вид от станции близ железной дороги вверх, где расположен город.

© puerrtto.livejournal.com

Печаль запустения и разрухи.

© puerrtto.livejournal.com

Одинокий вагончик висит без дела вот уже почти 20 лет.

© puerrtto.livejournal.com

Внутри станции канатной дороги.

© puerrtto.livejournal.com

Речка Дебед.

© puerrtto.livejournal.com

В Ахтале сегодня не работает ровным счетом ничего. Все эти постройки были завязаны с металлургией (сюда доставляли руду и перегружали в вагоны), но ни завод, ни шахты не работают в наши дни.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Ахтала имела две части. Одна малая, внизу, возле станции. Тут выстроили несколько хрущевок для проживания работников, обслуживавших железнодорожную станцию и отвечавших за погрузку руды в вагоны. Кстати, в горе на заднем плане виднеется одна из шахт, сегодня не работающая.

© puerrtto.livejournal.com

С максимальным приближением шахта выглядит так, точнее вход в нее и соответствующая инфраструктура подъема руды.

© puerrtto.livejournal.com

Сегодня делать в Ахтале абсолютно нечего. Кроме живописного ущелья и соседства с древним храмом здесь ничего нет.

© puerrtto.livejournal.com

Вид из храма на Ахталу, что на противоположной стороне ущелья.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Если абстрагироваться от ощущения безнадеги и очевидной тотальной безработицы, то мне Ахтала понравилась. Маленький, зеленый и дружелюбный городок. Основная часть его жителей — пенсионеры, и молодежь, естественно, Ахталу покидает в поисках работы и учебы. Но сюда с удовольствием привозят внуков на каникулы. Здесь приятный парк и на удивление много детских площадок.

© puerrtto.livejournal.com

Всего пара магазинов и почта, и все это расположено в одном здании.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Как уже говорилось, город покинули до 80% его жителей. Продать квартиру не представляется возможным, она попросту никому не нужна. Местные мужики, с которыми я разговорился, рассказали, что, если сегодня кто-то даст им 5 тысяч долларов за трехкомнатную квартиру, они будут счастливы. На эти деньги они смогут перебраться в Ереван и снять там жилье, подрабатывая таксистом. А еще лучше переехать в Россию.

© puerrtto.livejournal.com

В информации по городу Ахтале пишут, что в нем есть больница. Не верьте. Больница давно заброшена.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Средний срез жителей Ахталы: наверху бабушка с костылями, внизу печальный дедушка.

© puerrtto.livejournal.com

Прямо под ними магазин.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Давно неработающий фонтанчик для питьевой воды.

© puerrtto.livejournal.com

А вот детские площадки достаточно новые.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Пятилетке — ударный труд…

© puerrtto.livejournal.com

В качестве резюме повторюсь, что такие городки создавались для функционирования шахт и металлургического комбината. Больше добывать и перерабатывать нечего. Все это очевидно и логично. Значит, нужно создавать в таких городах какую-то другую сферу деятельности для его жителей.

В Ахтале замечательная природа и древний Ахталинский монастырь, так надо в этом направлении работать. Рядом проходит главная трасса Ереван — Тбилиси, там идет мощный поток туристов. Почему не сделать так, чтобы часть этих туристов заехала в Ахталу? Чтобы эти туристы поели в ресторане, переночевали в отеле (в Ахтале нет ни одной гостиницы и ни одного кафе или ресторана), поднялись в горы, сплавились по бурной речке?

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (2)

  • Small 2b827aa9f8
    fenix-girl28 октября, 07:35

    В совковые годы после окончания университета я поехала на отработку в Экибастуз. Тогда это был город двух комсомольских молодежных ударных строек. В одно лето туда приехал ССО из Армении. Молодые, амбициозные ребята. Называли себя великим армянским народом. Убеждали меня, что русских нигде в мире не любят. Правда, на мой вопрос, а любят ли в мире армян, ответили, что об армянах не везде знают. Вот такой великий народ. Намекали, что если бы не советская оккупация, то жилось бы армянам лучше всех на свете. И вот сейчас армяне свободны от советской оккупации... Города разрушаются. На заработки едут в Россию. Бывшим оккупантам готовы строить коровники, свинарники, мести дворы.... Великий армянский народ!

  • Small 5c8c0dfd04
    Irakli Zhozhuashvili09 ноября, 04:01

    Все три канатки работа института "Грузгипрошахт" г. Тбилиси. Автор проектов Вахтанг Лежава. Еще канатка как общественный транспорт функцианировал в Арзни, она на месте но не работает. тоже работа Лежава. Еще его кантку начали стройть в Ижевань, криасивые станций по сей день стоят, ее не успели закончить.