Фотоистория о крупнейшей в XXI веке выставке Поля Гогена

Поль Гоген Автопортрет и «Предки Техаманы»

Поль Гоген Автопортрет и «Предки Техаманы»

Впервые в XXI веке состоялась крупнейшая выставка работ французского художника Поля Гогена (1848−1903).

Выставка открыта в Национальной галерее Канады в Оттаве и представляет тематическое собрание картин, документов, скульптур, фотографий и личных вещей мастера под общим названием «Гоген: портреты, сходство за сходством».


Поль Гоген, «Женщина Манго», 1892 г. Балтиморский художественный музей

Поль Гоген, «Женщина Манго», 1892 г. Балтиморский художественный музей

Экспозиция включает более 50 работ Поля Гогена, написанных в период с 1881 по 1903 гг. Дополняют галерею образов артефакты, свидетельствующие о жизни и творчестве неординарной личности, которой был для современников и остается для ценителей его искусства живописец, скульптор и график Поль Гоген.

В витринах выставлены книги, письма, дневники художника, его рисунки в тетрадях. Картины привезены из 40 мировых музеев и частных коллекций. Два экспоната предоставила Национальная галерея в Оттаве. Среди них — бюст Гогена, работы голландского художника Мейера де Ханна.

Деревянный бюст Поля Гогена, 1889-1890 гг. работы голландского художника Мейера де Ханна.

Деревянный бюст Поля Гогена, 1889−1890 гг. работы голландского художника Мейера де Ханна.

Скульптура занимает центральное место среди портретов, рядом с бюстом находится его оцифрованная в 3D копия, которую можно рассмотреть детально и крупным планом с любого ракурса на большом экране. Изваяние, созданное голландцем, было предметом многолетнего исследования Дорис Кутюр-Ригерт, которая является главным консерватором Национальной галереи Канады.

Другие экспонаты привезены на выставку из Музея Орсе в Париже, Музея современного искусства в Нью-Йорке, Института искусств в Чикаго, а также — Художественного музея Макнея (Сан-Антонио, Техас), Музея искусств Нельсона-Аткинса, (Канзас-Сити, Миссури) и др. Они размещены в нескольких просторных, полутемных залах, которые оформлены в соответствии с цветовым решением картин самого Гогена.

Меланхолия (Фаатурума), 1891 г. Холст, масло, Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, Миссури.

Меланхолия (Фаатурума), 1891 г. Холст, масло, Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, Миссури.

Подготовка к выставке заняла около пяти лет. По этому поводу ее куратор Корнелия Хомбург отметила: «Это удивительно, когда вы работаете над проектом на протяжении четырех или пяти лет и в течение этого времени вы постоянно продолжаете получать новые идеи…

Это самое удивительное, что может обеспечить выставка». Госпожа Хомбург поделилась своими впечатлениями от работы над экспозицией: «Когда мы начинали, то знали, что сделаем новые открытия, но мы не предполагали его масштабов — сколько мы узнали о художнике, о его способах, о том, как он делал свою работу, как создавал свои идеи, рисуя портреты других, и насколько изобретательным он мог быть».

Поль Гоген Автопортрет с идолом, гр. 1893 холст, масло, Художественный музей Макнея, Сан-Антонио, Техас.

Поль Гоген Автопортрет с идолом, гр. 1893 холст, масло, Художественный музей Макнея, Сан-Антонио, Техас.

На фасаде выставки посетителей встречает увеличенный в десятки раз портрет юной девушки-таитянки под названием «Предки Техаманы» (Чикагский институт искусств, 1893 г.).

Поль Гоген, «Предки Техаманы», 1893 г., Чикагский институт искусств.

Поль Гоген, «Предки Техаманы», 1893 г., Чикагский институт искусств.

Платье в контрастную сине-белую полоску ещё более оттеняет смуглоциций образ дочери Таити, одного из островов архипелага в Тихом океане, Французской Полинезии. Техура, так звали юную жену Гогена, его музу, натурщицу, любимую.

Неслучайно именно этот портрет вынесен в титул выставки. Техура знала много сказок и преданий о своих предках, о жизни островитян, полной таинственных для иноземцев реалий, о богах и многом другом, что волнует и вдохновляет художника. Эта нота и предопределяет настроение, с которым посетители входят в мир творчества Поля Гогена.

Поль Гоген, Варварские сказания, 1902 г. Музей Фолькванг, г. Эссен

Поль Гоген, Варварские сказания, 1902 г. Музей Фолькванг, г. Эссен

Государственный музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина в Москве обладает едва ли не самой большой коллекцией картин Поля Гогена, на которых в основном представлены уроженцы красочного Таити среди экзотических пейзажей.

Канадская выставка акцентирует внимание на автопортретах мастера разных лет, а также на образах его современников, отражающих приметы своего времени — конца XIX — начала XX вв. Возвращаясь к дизайнерскому решению выставки, отметим, что на стене темно-синего цвета размещен единственный из множества представленных автопортретов художника.

Поль Гоген, Автопортрет, посвященный Эжену Каррьеру, масло на грубой ткани

Поль Гоген, Автопортрет, посвященный Эжену Каррьеру, масло на грубой ткани

Насколько менялся внутренний мир Гогена, фиксирует его кисть, отмечающая не только возрастные изменения, но и те нюансы, что характерны духовной работе. В этом плане портретный ряд позволяет провести собственное художественно-эстетическое исследование творчества мастера.

Интересен Гоген график, его утонченное перо также запечатлело собственный образ живописца, в крови которого уживались, а порой входили в противоречие гены предков — латиноамериканцев и европейцев. Он рисовал углем, красками, пером, работал со скульптурой в металле, мраморе, керамике.

Галерея женских образов завораживает с одной стороны открытостью и простотой лиц, незатейливостью антуража, а с другой — энергией, которая вытекает и сосредотачивается в застывшей и, казалось бы, окаменевшей позе, взгляде, но это не так. Потенциал личности, изображенной художником, читается в его глазах, линиях рук, складках одежды.

Сам Гоген полагал, что учиться надо только у Творца, а композицию своих картин он выстраивал по аналогии с музыкальным ладом. Это относится и к портретам. 

Несомненно, выставка эпохальная и увидеть ее, переходя из зала в зал, — огромное удовольствие и увлекательное путешествие. После Оттавы в конце сентября она будет представлена в Национальной галерее в Лондоне. Для жителей Туманного Альбиона это тоже будет впервые.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)