+33
Сохранить Сохранено 7
×

«Не по опыту и не по знаниям»: трагедия кадров РККА и современной России


«Не по опыту и не по знаниям»: трагедия кадров РККА и современной России

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

...старый лозунг «техника решает все», являющийся отражением уже пройденного периода, когда у нас был голод в области техники, должен быть теперь заменен новым лозунгом, лозунгом о том, что «кадры решают все». В этом теперь главное. - И. В. Сталин. Речь перед выпускниками военных академий 4 мая 1935 года

Сразу хочу уточнить некоторые вещи. Я — патриот своей Родины. Я преклоняюсь перед деяниями моих предков, обильно поливших потом и кровью нашу землю. Я прекрасно понимаю трудности выбора правителей России на различных этапах нашей непростой истории. Я с уважением отношусь к тем, кто действительно сделал все ради ее независимости, процветания и способности защитить себя.

Любые действия российских властей, направленные на решение этих задач, я восприму с пониманием. Даже если они идут вразрез с моими взглядами на жизнь и личное благополучие. Поймите это, прежде чем продолжить чтение.

Теперь о главном. Мне кажется, что пока общество не даст само себе ответы на некоторые острые вопросы российской истории, ни о каком единстве его, равно как и о Русской идее, говорить нет смысла. Мы должны быть в первую очередь честными по отношению к себе. России надо хорошо понять свои слабости. Для того чтобы быть сильной.

Вопросы, которые не дают нам встать плечом к плечу

Почему рухнула Российская империя?

Можно ли было избежать кровавой бойни гражданской войны?

Как и ради чего был запущен маховик сталинских репрессий?

Почему первый этап Великой Отечественной едва не привел немцев в Москву, а миллионы бойцов неплохо вооруженной Красной армии оказались в могилах и в плену?

Как могла страна, покорившая космос, не справиться с производством достаточного количества колбасы и джинсов?

Почему провалился величайший в истории социально-политический эксперимент — Советский Союз? И еще десятки, если не сотни таких же вопросов в русле привычного «кто виноват», переходящего в вечный формат «что делать».

Над ответами без устали бьются историки, политологи, философы и простые граждане. На мой взгляд, эти ответы подсказывает реальная действительность, которую каждый из нас наблюдает ежедневно вокруг себя. Обыватель часто вспоминает расхожую фразу про две российские беды. И если с дорогами ситуация стала меняться в лучшую сторону, то с дураками дело обстоит по-прежнему туго.

Кадры решают все

Практически каждый раз, слушая или читая прямую речь большинства российских чиновников, приходится удивляться, насколько плохо и трудно они формулируют свои мысли.

Как тяжело дается речь без бумажки. Зачастую для понимания сказанного представителями власти приходится делать настоящий перевод на русский язык.

Глядя на все это, начинаешь сомневаться. Так ли верно они понимают дело, которым занимаются? Знают ли они на самом деле о надеждах и чаяниях своего народа? Как принимаются решения, влияющие если не на жизнь всей страны, то хотя бы на комфортный путь от дома до ближайшей станции метро? Высок ли уровень подготовки управленческих кадров современной России?

В связи с проблемой кадров вспоминается одна из самых одиозных фигур в российской истории. И лично с моей точки зрения этот вопрос очень остро встал 22 июня 1941 года.

В обычной жизни кадровый голод все-таки не так бросается в глаза, как в моменты тяжелых испытаний. Думая о причинах катастрофы начала Великой Отечественной, я смотрю на некоторых нынешних командиров, отвечающих за ремонт асфальта на наших улицах, уровень обслуживания в наших поликлиниках, мусорную или пенсионную реформы. Может быть сомнительные качества управленцев, которые мы наблюдаем сегодня, стали причиной бед и того горького периода первых двух лет войны?

«Командиры не хотят учиться»

Можно обратиться к материалам знакового совещания высшего руководящего состава Красной армии 23−31 декабря 1940 года. До войны оставалось шесть месяцев. Посмотрите, что говорят его участники. Конечно, сначала они заявляют о «несомненных сдвигах боевой подготовки», «большой практической школе» под руководством любимого наркома и его замов. Но в стенограмме, так или иначе, проскальзывает реальное положение дел в сложном механизме управления военной машиной.

Командующий войсками Забайкальского военного округа генерал-лейтенант Иван Степанович Конев (летом 1941 года попавший в окружение под Смоленском со своей 19-й армией) после заявления о том, как «крепнет и улучшается советско-войсковая дисциплина» в результате «тех мероприятий, которые были проведены в нашей Красной Армии по указаниям Центрального Комитета ВКП (б) народным комиссаром товарищем Тимошенко», отмечает отсутствие желания командиров «учиться по-настоящему».

«Это больше всего относится к тем людям, которые выдвигаются на ту или иную должность не по опыту и не по знаниям, а по необходимости, и здесь получается какая-то легкость в отношении к службе и у отдельных людей, появляется какое-то поверхностное отношение к службе, к своим обязанностям, а отсюда такие вещи, как хвастовство, зазнайство и все другие отрицательные свойства. Эти люди живут за счет прошлого — сами не учатся и не учат других», — читаю эти слова и кажется, что они не потеряли своей актуальности и сегодня.

Конев подчеркивает, что «имеются такие факты, когда красноармейцы ходят плохо и неопрятно одетые, не обучены, не умеют стрелять, а командир не принимает необходимых мер, не делает того, что с него требует служба — навести элементарный порядок в своем подразделении». Как это дорого обойдется спустя каких-то полгода всей стране!

«Я считаю совершенно недопустимым при всей той нужде в кадрах, какая имеет место, чтобы командиры дивизий были назначаемы на должности комдивов, не командуя никогда полком. А у нас, к сожалению, имеются факты, когда командир дивизии назначен на эту должность, а он не командовал и полком» — звучит не менее современно. Разве нельзя применить слова Конева о том, что «нужно прекратить переставлять кадры» к современной России? «У нас кадры не подбираются для выдвижения, а переставляются. Кадры переставляются с одного места на другое без всяких оснований», — говорит будущий маршал Советского Союза. И как он не боится заявлять такое в присутствии Сталина?

Командующий войсками Закавказского военного округа генерал-лейтенант Михаил Григорьевич Ефремов (сложивший голову во время неудачного контрнаступления 33-й армии в 1942 году под Вязьмой) прямо говорит о том, что «общеобразовательный уровень командиров низок», несмотря на то, что мероприятия наркома обороны в деле боевой подготовки, учебы и политического воспитания восприняты в его военном округе «с огромным воодушевлением».

«Но вся беда в том, что у нас учитель сам непосредственно подготовлен слабо. А раз учитель подготовлен слабо, то он не в состоянии дать ученику то, что от него требуется», — сказано прямо и честно.

Перейти на качественный отбор

А что же учителя?

О них рассказал начальник Военной академии имени Фрунзе генерал-лейтенант Михаил Семенович Хозин (попавший в опалу за провал Любанской наступательной операции и гибель 2-й ударной армии в 1942 году). По его словам, штабная культура «страдает большими недостатками».

Большинство слушателей учебного заведения документацию оформляют небрежно, «командный язык засорен, неконкретен». Разве не знакомая нам сегодня картина?

«Комплектование академии преподавательским составом в 1940 году выглядит так: мы получили 75% нового преподавательского состава. Это, как правило, командиры, имеющие до двух лет перерыва службы в Красной Армии, оторвавшиеся от войсковой практики и не имеющие методических навыков в деле преподавания. В числе прибывших преподавателей имеются командиры, у которых нет высшего военного образования, и целый ряд командиров, которые были отстранены от занимаемых должностей, вследствие невозможности их использования в войсках», — жалуется Хозин. Вот тебе и кузница кадров!

Начальник академии отмечает, что в отдельных случаях преподавателей просто пришлось не допустить к работе, организовав для них курсы дополнительной подготовки. Кроме того «в академии, не имеют боевого опыта 81 человек — они ни разу, нигде, ни в какой войне не участвовали».

Хороши и сами слушатели. Из 610 военных, поступивших в 1938 году для выпуска в 1941-м, «были приняты 453 человека с плохими оценками, причем они имели не только по одной плохой оценке, но по 2−3-4 и даже больше».

«Все это создает такое положение, при котором мы в ряде случаев работаем с командным составом — слушателями впустую. Я считаю, что на будущее нам нужно отказаться от такой погони за количественным комплектованием академии слушателями и перейти на качественный отбор», — подчеркнул Хозин.

Я один вспоминаю в связи с этим многочисленные истории про «липовые» дипломы и диссертации российских мэров, глав управ, депутатов и даже чиновников более высокого ранга? Им, конечно, не армии в бой водить, но даже решение вопросов на уровне района небольшого города — высокий уровень ответственности.

Провидец маршал Кулик

Заместитель наркома обороны, начальник главного артиллерийского управления Красной Армии, маршал Советского Союза Григорий Иванович Кулик заявил, что «первый раз в истории Красной армии проведена реформа, которая совершенно на новые основы ставит воспитание армии, ее внутренний распорядок и правовое положение командира».

При этом герой Финской войны признался в наплевательском отношении к предыдущим приказам, «которые все пели „аллилуйя, аллилуйя“ и больше ничего, все клялись „мы выполним“, но не выполняли». Разве не перекликается эта фраза с отношением российских чиновников к «майским указам» президента страны?

«Когда товарищ Тимошенко издал приказ и поехал сам на места смотреть, как его выполняют, то он нашел, что боевая подготовка была на откупе у начальников отделов боевой подготовки. Дальше этой инстанции руководство боевой подготовкой не поднималось. Самому отделу боевой подготовки округа почти никто не уделял внимания. В этом году впервые за время существования Красной армии начальник отдела боевой подготовки одного из округов награжден золотыми часами за свою работу. Наши старшие командиры занимались чем угодно, но только не боевой подготовкой», — подчеркнул маршал.

Не в этом ли причина катастрофы в приграничном сражении лета 1941-го и десятках других битв от Буга и Немана до подмосковной Нары, потери управления огромными массами людей и техники, горьких окружений и отступлений почти до стен Кремля?

Страна нашла скрытые в народе резервы, собралась и выдвинула на передний край обороны новые командные кадры, переломившие хребет агрессору и завершившие войну победой в его столице. Но какой ценой было это оплачено.

Есть ли подобные ресурсы у нынешней России? Какова цена нашим современным командирам, которые обращаются к нам в основном лишь перед очередными выборами, с трудом вспоминая свои обещания во время прошлой избирательной компании?

Из кого выбирать тех, кто выведет нас завтра из окружения без лишних потерь? Кто сможет закрепиться на новом рубеже и повернуть вспять неудачное течение дел?

Понимания нет, как не видно и новых лиц.

Есть слова одних и тех же людей, меняющих одну должность на другую, но сохраняющих прежнюю тактику сезонной смены бордюров и осваивания бюджетных средств. Круговая порука и всеобщий молчаливый консенсус. Кто и сколько заплатит в итоге на этот раз?

Стоит отметить провидческие слова маршала Кулика, имевшие в то время очень горький смысл: «Там, где лес рубят, там щепки летят. Но надо, чтобы щепок было поменьше. Плакать над тем, что где-то, кого-то пристрелили, не стоит». Заместитель наркома обороны говорил не о себе. В то время он был в зените своей карьеры. Но война все поставила на свои места.

Отправленный 23 июня 1941 года на усиление командования Западного фронта, Кулик сразу же попал в окружение, не сумев предотвратить трагедию разгрома вверенных ему войск. Спустя две недели маршал вышел к своим в крестьянской одежде, без документов и оружия.

Следующим этапом карьеры стал срыв контрнаступления под Ленинградом в сентябре. Многие за подобное лишились не только звания и наград, но и жизни. Кулика направили в тыл на формирование новых частей. С этой задачей он также не справился должным образом.

В ноябре 1941 Кулику было поручено остановить наступление противника в Крыму и удержать Керчь. Через три дня после прибытия военачальника к месту боев город был сдан. Бывшего заместителя наркома понизили в звании до генерал-майора, лишили звания Героя Советского Союза, трех орденов Ленина, трех орденов Красного Знамени и других наград.

Жизнь больше не возносила Кулика на гребень волны, как он не старался. Все попытки вернуть его в действующую армию завершались провалами и отзывами в распоряжение Главного управления кадрами.

Своей вины в невыполнении всех поставленных задач и крахе карьеры Кулик, по-видимому, не признавал, валя все на недоброжелателей и даже руководство страны.

Постоянное недовольство и скандалы не могли не закончиться трагически. 11 января 1947 года бывший маршал был арестован, а 23 августа 1950 года приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу по обвинению в организации заговорщической группы для борьбы с Советской властью.

Грустная история для самого Кулика, но еще более печальная для тех, кто под его руководством остался лежать в лесах Белоруссии, на берегах Невы и Керченского пролива.

Горький пример того, как много решает подбор командных кадров в нашем государстве.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+33

 

   

Комментарии (0)