Мордобой как элемент национальной культуры и искусства: фотоистория

© Иван Шальнов

© Иван Шальнов

Когда я ехал на традиционные игры Атмановские кулачки в последние выходные лета, то ожидал ряженых с безразличными лицами, лубочную ярмарку, пьяных агрессивных мужиков и приехавших помахать кулаками ультраправых славян с коловратами на рукавах, но ни одно из опасений не сбылось. Вместо этого фестиваль оставил приятное чувство причастности к русской национальной культуре, одновременно такой родной и такой незнакомой, и осознание того, что это культура не умерла под натиском глобализации, а просто приобрела другие формы.

Игры проводятся в селе Атманов Угол, что примерно в полутора часах езды от Тамбова. На сайте указано, что традиция известна с 1648 года, а мероприятие входят в топ-200 лучших фестивалей России и признано Национальным событием — 2019 года.

Чтобы попасть на праздник, нужно с трассы свернуть на раздолбанную, хоть и асфальтовую дорогу, и ехать сквозь сказочный сосновый лес. Действо разворачивается прямо в селе, где на постоянной основе живут люди. Что же там происходило — в фоторепортаже ниже.


На поляне напротив здания сельсовета, дома культуры и продуктового магазина установлены рамки металлоискателей, шатры, сцена, батуты, а также площадки для народных игр, таких как клек, лапта, рюхи, чиж, свайка и другие.

К любой игре можно присоединиться, даже не зная, правил. Просто подойти и спросить: «Можно с вами?»

Участники будут снисходительны к новичкам, особенно учитывая, что две трети игроков — дети. Но не стоит думать, что играть с детьми скучно. Бодрая ребятня с легкостью может уделать в народные игры любого взрослого.

© Иван Шальнов

Посмотреть, в общем, есть на что.

Зрелищно выглядят соревнования силачей, которые тягают 120-килограммовые бревна и бегают наперегонки с тяжеленными мешками с песком. Я всегда думал, что равнодушен к силачам, но увидев настоящих богатырей, каждый из которых весит больше 100 кг, был поражен тем, на что способны природа и человек.

© Иван Шальнов

© Иван Шальнов

Но главная забава праздника — кулачный бой стенка на стенку, в котором могут принять участие все желающие. Правила простые: удары только в корпус, не бить со спины, не бить лежачего.

Сам я не рискнул попробовать, но со стороны казалось, что в полную силу никто не дерется, пьяных и неадекватных нет. Люди, действительно, хотят помахать кулаками и развлечься, а не калечить друг друга. Выражения лиц у участников, в основном, радостные.

© Иван Шальнов

© Иван Шальнов

После народного кулачного боя начался главный турнир года по «русской стенке», и вот тут все уже серьезно: профессиональные спортсмены, тренеры, перчатки, капы, пот и кровь.

© Иван Шальнов

© Иван Шальнов

© Иван Шальнов

Две команды по семь человек с разбега налетают друг на друга и устраивают настоящее сражение, которое не уступает по зрелищности боям MMA.

Прямая трансляция набрала 800 тысяч просмотров, и даже рэпер Snoop Dogg впечатлился и запостил видео с «Кулачек» у себя в Instagram.

Мне удалось пообщаться с организатором игр, кандидатом исторических наук и членом правления Федерации этноспорта России Анатолием Тедорадзе. В частности, лично мне было интересно, почему эти игры решили организовать именно в Атмановом Углу, а не в любом другом российском селе, ведь кулачные бои в древности проводились повсюду.

Анатолий Тедорадзе.

Анатолий Тедорадзе.

© Иван Шальнов

— Я искал, где в России до сих пор проводятся кулачные бои, но везде традиция была остановлена в середине прошлого века и утеряна, а в Атмановом Углу бои просуществовали до середины 80-х, — пояснил собеседник. — Последние состязания по народным правилам прошли в 1985 году в этом селе. Других кулачников не было нигде.

— Почему традиция сохранилась именно здесь?

— Атмановцы, в отличие от жителей соседних сел, мало занимались сельским хозяйством. Они бригадами или артелями ходили на отхожие промыслы, что называется «шабашили»: строили дома, коровники в других селах. Когда дети достигали совершеннолетия, они должны были вступить в бригады, которые формировались именно на кулачных боях, то есть это был обряд инициации. Видимо, поэтому здесь произошла длительная консервация этой традиции.

Кулачные бои с XVII века проводились именно на этой поляне два раза в год: на Успение Пресвятой Богородицы и на Троицу. Сегодняшние «Атмановские кулачки» приурочены к Успению.

— Почему традиция прервалась в 1986 году?

— Перестройка изменила характер социальных отношений. Отхожие промыслы практически отошли на нет, и люди стали уходить из села. Разрушение традиционного уклада всегда приводит к тому, что перестают действовать сдерживающие факторы и состязания становятся боями без правил. Мы все помним российские города, где происходили драки район на район с дубинами и цепями. Это девиантное поведение, но в его основе лежала традиция состязаний стенка на стенку.

Этот феномен хорошо изучен, он наблюдался еще в XVIII веке, когда в Санкт-Петербург съезжались люди со всей России. Традиционной общины не было, сдерживающие факторы отсутствовали, и это привело к девиантному поведению. Тогда императрица Елизавета Петровна издала указ о запрете кулачных боев в Санкт-Петербурге, — резюмировал Тедорадзе.

На фестивале нашелся только один человек, который помнил кулачные бои, происходившие до 1985 года. В небольшой палатке торговал собственноручно сделанными корзинами, метлами и граблями. Он представился Алексеем Кузьмичем и рассказал, как это было.

Алексей Кузьмич.

Алексей Кузьмич.

© Иван Шальнов

«Сейчас здесь много всяких игр, а в старину у нас как было: село на село. Вихляйки [жители соседнего села Вихляйка] приходили. Собиралось много народу, подвыпивши, свадьбы тут играли на Успеньев день. 28, 29, 30, 31 августа — четыре дня праздников было. Ну, а ребята почесаться хотят, собираются. Самый маленький и начинает. Сперва еще ничего, а потом смотришь, кругом пыль, одна сторона погнала другую, и гонит до края села. А кто в бок убег, уже не дерется. Никаких травм не помню, синяки были. То вихляйки, то атмановцы побеждали. Так, в общем, победителя не было. Все дружили, а посля выпивали. Я тогда мало участвовал. Я плотницкими делами занят был. В седьмом классе уже табуреты делал и в Сосновку возил продавать», — поведал Алексей Кузьмич.

Кроме спортивных игр на празднике было представлено много разной музыки и музыкантов. 

Коллективы выступали буквально на всех площадках фестиваля и даже ходили по поляне с песнями и плясками. Ну, а по вечерам на главной сцене проходили концерты фолк-рок групп, и народ прыгал и водил хороводы до изнеможения.

© Иван Шальнов

Вечером, после концерта группы «Сколот», когда стемнело и начало холодать, на поляне развели большой костер из бревен, и все начали стекаться к теплу. 

У костра уже сидел бородатый мужчина, который знакомился с каждым приходящим человеком и просил рассказать о себе, из-за чего очаг окутала доверительная домашняя атмосфера. Когда он сам представился, выяснилось, что это известный фольклорист и сказитель Александр Маточкин. Он ездит по деревням России и собирает живой фольклор. На игры он приехал, чтобы сказывать былины.

Александр Маточкин.

Александр Маточкин.

© Иван Шальнов

«В былинах повествуется об исторических событиях, — начал фольклорист. — Былины надо сказывать старинным напевом, который передается по роду, поэтому, то, что вы читали в школе — это не былины, а всего лишь текстовые записи. Былины обычно сказывают не всем подряд, а родственникам, соседям, жителям своей деревни, но я буду сказывать вам. Мы немного познакомились, поэтому вы уже не незнакомые люди, но традиция все равно трансформировалась, и сейчас песни, былины, сказки подстраиваются под современные реалии. Я не думаю, что мы тут занимаемся возрождением традиционной культуры. Как можно возрождать то, что никогда не умирало?»

Тут сказитель начал нараспев сказывать былину о том, как Дунай Иванович и Добрыня Никитич добывали невесту для князя Владимира. Форма повествования оказалась совсем не сложной для восприятия. Структура, по которой строятся мифы, былины и сказки лежит в основе всех современных блокбастеров, поэтому настроиться оказалось очень просто — достаточно послушать былину около минуты. Прошел час. Люди пригрелись у костра, дети спали на руках у родителей, взрослые тоже клевали носом. Сказитель хитро обвел взглядом людей вокруг костра, которых собралось больше сотни.

«Былину рассказывают до тех пор, пока последний слушатель не уснет», — сказал он. И продолжил петь. Я проваливался в дрему, и песня сказителя то превращалась в цветные сны, то снова возвращала меня в ночной уют. И где-то на границе сна и яви пришло осознание того, что эти былины и эти народные игры, и все это необъятное культурное наследие нашей огромной страны, не имеют конца. Можно только прекратить к этому прислушиваться. Но стоит прислушаться хотя бы к себе, и внутри обнаружится бесчисленное множество культурных наслоений, самые фундаментальные из которых делают нас теми, кто мы есть — русским народом.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)