Эксперимент доказал: Facebook сам нарушает собственные правила

© Коллаж/Ridus

© Коллаж/Ridus

Соцсеть Facebook публично заявляет об ужесточении контроля над политической рекламой, а также о вводе дополнительных ограничений по ее размещению и демонстрации. Эта позиция компании объясняется требованиями Конгресса и администрации США по противодействию иностранному вмешательству в выборы в этой стране.

Стоит заметить, сама компания Facebook как юридическое лицо в России не представлена, а находится под юрисдикцией США и обязана соблюдать законодательство этой страны. При этом Facebook подчеркивает, что ограничения политической рекламы касаются всех стран, где присутствуют ее соцсети, в том числе и Российской Федерации.


Элементарный эксперимент

С целью проверки качества исполнения компанией данной политики автором этих строк был проведен эксперимент по запуску открытой политической рекламы оппозиционного кандидата через механизмы коммерческой рекламы в социальных сетях, принадлежащих Facebook (собственно Facebook и Instagram). Для этого была заказана реклама кандидата в Мосгордуму от КПРФ Ивана Ульянченко.

Введенные настройки рекламы предусматривали демонстрацию рекламы максимально широкой аудитории, ограниченной только критерием 18+. По формальным правилам Facebook размещения политической рекламы такое объявление не должно было пройти премодерацию и в ее размещении должно было быть отказано.

В действительности отказа не последовало, открытая политическая реклама демонстрировалась в зоне коммерческой рекламы без всяких пометок о ее политическом характере — в частности, в соцсети Instagram.

Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют, что Facebook фактически уклоняется от исполнения собственных правил применительно к политической рекламе.

С учетом регулярно появляющихся в прессе сообщений о негласном ведении компанией Facebook политики влияния на медийное и политическое поле РФ и даже о наличии в составе ее персонала закрытых подразделений, занятых ведением пропагандистских мероприятий на территории России, существует риск лояльного отношения компании к продвижению рекламы оппозиционных партий и движений, в том числе — рекламы проекта «Умное голосование», организованного блогером Алексеем Навальным.

Аналогичную позицию может занять и Google касательно своего видеосервиса YouTube, который, как показывает практика, также не пресекает распространение политической рекламы в России.

Стоит заметить, в иных случаях политика видеосервиса казуистична до мелочей. Напомню, что более месяца назад YouTube по формальным причинам не просто заблокировал канал «Ридуса», но и уничтожил весь его видеоархив подчистую.

Ну а возвращаясь к вопросу «Умного голосования», нужно отметить, что кандидаты в Мосгордуму, а также инициируемые авторами проекта рекламные объявления с высокой вероятностью не только не будут ограничены, но напротив — получат все преимущества коммерческих рекламных объявлений, включая возможность их распространения на максимально широкую аудиторию. 

В частности, они смогут использовать механизмы геотаргетинга, позволяющие направлять рекламу оппозиционных кандидатов именно тем потенциальным избирателям, которые проживают в нужном избирательном округе. Указанное обстоятельство может создать серьезные проблемы в ходе предстоящих выборов в Московскую городскую думу, а также в других регионах, где активен проект «Умного голосования», и увеличить протестное голосование на выборах.

Рекомендации

Лично я предлагаю рассмотреть возможность привлечения Роскомнадзора для проведения переговоров с представителями компании Facebook и Google о недопустимости лояльного отношения к политической рекламе оппозиционных партий и движений, а также о недопустимости вмешательства во внутриполитическую ситуацию в РФ, необходимости неукоснительного и полного соблюдения правил компании об ограничении политической рекламы. 

В случае сохранения существующей политики лояльности к оппозиционной политической рекламе — организовать кампанию в СМИ с обвинением социальной сети во вмешательстве во внутреннюю политику РФ и публично от имени Роскомнадзора поставить вопрос как о санкциях в отношении компании, так и о возможности ограничения функционирования ее продуктов на территории РФ вплоть до блокировки.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)