+2
Сохранить Сохранено 7
×

МС-21 — последняя надежда российского авиапрома


МС-21 — последняя надежда российского авиапрома

© Ольга Соколова/Ridus

Новый российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет МС-21 («Магистральный самолет XXI века») принял участие в летной программе авиасалона МАКС-2019. Это первый полет лайнера на широкой публике. За ним внимательно наблюдали президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган, посетившие авиасалон.

МС-21 разработан авиастроительной корпорацией «Иркут» при участии предприятий Ростеха. Общая стоимость проекта до 2025 года составляет, по разным оценкам, более чем 400 млрд рублей. К настоящему моменту подано почти 170 заявок на приобретение этого авиалайнера.

Что ждет МС-21 в будущем? Есть ли у него перспективы и что надо сделать, чтобы его не постигла участь «Суперджета»? На эти и другие вопросы пытались найти ответ участники авиасалона.

© Ольга Соколова/Ridus

Немного истории

Серийное производство МС-21 планируется начать в 2021 году. Сегодня программа МС-21 находится на стадии сертификационных испытаний, заявил на пресс-конференции главный конструктор самолета Константин Попович.

Самолет МС-21-300 сертифицируется по российским нормам с последующей валидацией по европейским. В рамках программы сертификации действуют рабочие группы с участием Росавиации и EASA (Европейское агентство авиационной безопасности). Испытатели EASA в январе и июне 2019 года провели две серии полетов. В летных испытаниях участвуют три самолета МС-21-300, оснащенные двигателями PW1400G-JM.

МС-21, отметил Попович, выполнил полеты на высотах и скоростях, которые характерны для основных эксплуатационных режимов. В ходе испытаний достигнуты максимальные значения показателей: высота — 12 500 м, число М=0,89, истинная скорость — 949 км/ч, продолжительность полета — 6,2 часа. Подтверждена работоспособность всех систем в широком диапазоне скоростей и высот полета.

Главный конструктор подчеркнул, что завершены испытания на предельные углы атаки и флаттер. Проведены запуски в полете основных двигателей и вспомогательной силовой установки. Оценены характеристики взлета и посадки с имитацией отказа двигателя. Выполнены полеты на определение минимальных скоростей отрыва.

© Ольга Соколова/Ridus

Летные испытания подтвердили правильность основных конструкторских и технологических решений, заложенных в конструкцию лайнера.

Самолет хороший, легкий в управлении, очень хорош на взлете и посадке, — заявил „Ридусу“ летчик-испытатель Герой России Роман Таскаев. — На нем приятно летать.

Двигатели американской Pratt&Whitney PW1400G-JM и российской ОДК ПД-14 (по выбору заказчика) отличаются низким расходом топлива, уменьшенным уровнем шума и эмиссии вредных веществ.

Передовые самолетные системы разработаны ведущими российскими и мировыми производителями. Новейшие технологии обеспечивают снижение операционных расходов на 5—7% относительно аналогов.

В настоящее время построены три борта, и все они участвуют в летных испытаниях. Третий самолет оснащен пассажирским салоном и прошел окраску по серийным технологиям. По серийным технологиям строится МС-21-300, который пройдет летные испытания с двигателями ПД-14. На предприятиях, участвующих в кооперации по программе МС-21, ведется изготовление деталей и агрегатов для поставки заказчикам.

Проблемы, проблемы, проблемы…

© Ольга Соколова/Ridus

Конечно, не все так гладко идет со строительством МС-21. Как известно, из материалов российских поставщиков изготовлены крупногабаритные силовые композитные конструкции самолета: панели кессона крыла и центроплана. А тонкое композитное крыло большого удлинения — из западных композитов.

Крыло с тонким профилем снижает расход топлива, повышая таким образом экономическую эффективность самолета. Если бы его пришлось делать из металла по традиционной технологии, оно вышло бы более толстым, аэродинамически менее совершенным, что привело бы к увеличению сопротивления воздуху и повышению расхода топлива.

Как заявил на пресс-конференции генеральный директор «Иркута» Равиль Хакимов, из-за санкций США в отношении АО «Аэрокомпозит» и АО «ОНПП „Технология“ имени Ромашина», введенных осенью 2018 года, иностранные поставщики отказались продавать этим российским компаниям композитное сырье. Из проекта выбыли поставщики — американская компания Hexcel и японская Toray Industries.

Пришлось искать российских поставщиков. Одним из них стал российский концерн «Росатом». По словам главы компании, «уже созданы отечественные образцы материалов для композитного крыла, которые проходят лабораторные испытания, есть хорошие результаты».

Не попасть в ловушку «Суперджета»

Отвечая на вопрос корреспондента «Ридуса» о том, что делается в компании для того, чтобы не возникло проблем с запасными частями, как у «Суперджета», генеральный конструктор МС-21 Олег Демченко заявил о том, что над этим вопросом работают давно. Он проработан почти со всеми поставщиками запасных частей, как в России, так и за рубежом. Партнеры, по словам Демченко, понимают важность этого вопроса и планируют заключить твердые контракты с производителем МС-21.

А на ряде предприятий, участвующих в кооперации по программе МС-21, уже изготавливаются детали и агрегаты самолета.

Мощность Иркутского авиазавода рассчитана на производство 72 самолетов в год. Число предварительных заказов, превысило 175 лайнеров. Серийное производство МС-21 начнется в 2021 году при соблюдении всех графиков. По крайней мере, так считает вице-премьер Юрий Борисов.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)