+14
Сохранить Сохранено 7
×

Почему Россия никогда не станет Китаем


Почему Россия никогда не станет Китаем

© Ольга Соколова/Ridus

Сегодня, когда апеллировать к западному экономическому опыту стало, мягко говоря, непатриотично, в пример все чаще ставится опыт «более близкого нам» (интересно, с чего бы это) Китая. Весь смысл такого отсыла предельно прост: формально социалистическая страна сумела достичь невероятных темпов экономического роста, ведомая вперед коммунистической партией, при жестком контроле над экономикой со стороны государства. Одним словом, все в их экономике устроено почти как у нас, без всякого излишнего рыночного произвола.

«И ноты есть у нас…»

В какой-то степени это действительно так, с той лишь разницей, что экономика современного Китая практически на равных конкурирует с американской, а мы в ряде областей уже уступаем своим коллегам по СНГ. В чем же проблема и почему у нас не получается так же, как у наших китайских друзей? «И ноты есть у нас, и инструменты есть…», но почему же музыка-то не идет?

Скорее всего, потому, что и ноты и инструменты наши хоть и похожи и называются так же, как и китайские, играем на них мы совершенно по-разному.

Вот, пожалуй, самый яркий пример, дающий ответ на поставленный вопрос «Почему мы не можем как Китай?».

Как сообщила вчера главная китайская газета «Жэньминь Жибао», Государственный комитет по делам развития и реформ (ГКРР) КНР решил сократить акцизы на нефтепродукты, дабы снизить цену тонны бензина на 80 юаней, а дизельного топлива — на 70 юаней.

По замыслу китайских властей, это должно стать реакцией на продолжающуюся торговую войну с США, оказывающую замедляющее действие на экономику КНР.

Но почему снизить, а не повысить, объяснив это необходимостью увеличения сборов в бюджет, когда враг, что называется, у ворот?

Ответ на это параллельно является и ответом на главный вопрос: почему они не мы, а мы не они?

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

О роли государства

Одно из главных отличий их от нас в том, что в сложной ситуации китайское руководство развязывает руки экономическим субъектам, а не связывает их, пытаясь содрать с бизнеса и населения побольше средств, накапливая резервы на черный день.

Большое и мощное государство готово взять под крыло своих подданных и их бизнесы, облегчая им экономическое бремя. Часть этого бремени будет переложено на крупные госкорпорации. Так, ГКРР уже потребовал от ведущих нефтяных компаний, включая таких гигантов, как CNOOC, PetroChina и Sinopec, обеспечения стабильности рыночных поставок и осуществления национальной ценовой политики.

Суть этой политики, как говорилось выше, заключается в снижении цен на моторное топливо, что позволит не только сохранить значительную часть бизнесов в условиях торговой войны с сильнейшим противником, но и сделать эти бизнесы более конкурентными. Снижение издержек производителей — классический способ выживания в конкурентной борьбе.

Китайские власти проводят данную политику уже достаточно давно. Так, в начале года внутренние розничные цены на бензин и дизтопливо были снижены на 370 и 355 юаней соответственно.

Не обошло китайское руководство стороной и налоги. С 1 апреля была снижена ставка НДС, а с 1 мая — ставки отчислений на социальное страхование. В итоге НДС для обрабатывающей промышленности сократился с 16% до 13%, для транспорта и перевозок, строительства и других несырьевых отраслей — с 10% до 9%.

Суммарно налоговая нагрузка на экономку была уменьшена на 2 триллиона юаней, или 285 млрд долларов в год.

Следующим шагом со стороны «мощного государства» стали меры по прямой поддержке малого бизнеса. В начале год Народный банк Китая объявил, что к субъектам малого бизнеса будут относиться компании, имеющие кредиты на сумму до 10 млн юаней (или 1,5 млн долларов). Ранее к таковым относились лишь предприятия с кредитами до 5 млн юаней.

Смысл этого шага опять-таки в том, чтобы в сложных условиях максимально простимулировать малый и средний бизнес через облегчение условий кредитования для банков.

Повышение планки до 10 млн юаней позволит высвободить ресурсы для кредитования, так как для банков, выдающих такие займы, действуют льготные нормативы по норме резервирования.

По расчетам China International Capital Corporation, это позволит китайским банкам направить на кредитование малого и среднего бизнеса около 400 млрд юаней.

А что Россия?

А что в сложных экономических условиях предпринимает «мощное» российское государство?

Правильно, угадали: с 1 января 2019 года акцизы на бензин и дизельное топливо в России выросли в полтора раза. Соответствующее решение было принято еще в июле прошлого года.

Ставка акциза на бензин увеличилась с 8213 до 12 314 рублей за тонну, на дизельное топливо — с 5665 до 8541 рубля за тонну.

К слову сказать, налоговая нагрузка (акцизы, НДС и НДПИ) составляют около 70% стоимости топлива.

Про повышение ставки НДС и отсутствие доступного кредитования для малого и среднего бизнеса сказано уже достаточно много, малый и средний бизнес поставлен перед выбором — уйти в серую зону или вылететь в трубу.

А вы говорите, Китай!


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+14

 

   

Комментарии (12)

  • maclen0k
    maclen0k 09 августа 2019

    да это всё понятно. вопрос в другом: почему это правительство не отправлено в отставку? ЗЫ НДС 9%. в России обналичка дороже!) блин-компот, о чём разговор, если мы электричество китайцам продаём дешевле, чем своим ..

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 09 августа 2019

    а кто его туда отправит? )))

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 09 августа 2019

    сперва расписал на три абзаца, как раз с логикой на эту тему. после плюнул и снёс. ну сколько можно? психанул ..

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 09 августа 2019

    ну вот, а я хотел почитать

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 10 августа 2019

    ;)

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 09 августа 2019

    не удержался, копирую коммент жителя Амурска: У нас в городе все бандиты из 90стых теперь депутаты единой россии. Их хари висят на плакатах. Всё руководство этой строны КРУПНЕЙШАЯ в истории мира ОПГ . По этому так и живём- управленцы они вообще никакие в силу умственного развития, НО нажраться мрази не могут, страну похерили - грабить стало нечего, а аппетиты остались , теперь у стариков пенсии отбирают. Это правительство ведёт себя как героиновый наркоман,- вынес из дома вещи, затем начал бить старых родителей - отбирать пенсию.

    Ответить
    1 +
  • merlion
    merlion 12 августа 2019

    Кадры решают всё, "рыба гниёт с головы". Вот поэтому. Путин со своим аппаратом и кооперативом "Озеро" не Си Цзиньпин с соратниками, не Ли Куан Ю со своей командой, не Дэн Сяопин...

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 12 августа 2019

    а кто? есть аналогии?

    Ответить
    0 +
  • merlion
    merlion 12 августа 2019

    Возьмите главу большинства стран мира. Это и будет аналог. Посредственность.

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 12 августа 2019

    Повелась на заголовок, прочитала, разочаровалась. Можно подумать, что если снизить цену на моторное топливо, мы сразу станем счастливыми, как в Китае. Но вот пример, который я уже приводила. Российский фермер пригласил на работу местных жителей. Работали через пень колоду до первой получки, после ушли в длительный запой. Пригласил других, та же картина. Плюнул, позвал китайцев. Не пьют, целый день в поле кверху пятой точкой. И как это вяжется с ценами на топливо? Китайцы высотку возводят за 2 месяца, на что у нас уходит более года. И как это связать с акцизами на топливо? Между прочим, в некоторых районах Китая пенсия сельчан составляет 125 юаней, что-то 1000 рублей. И пенсию получают не все. Так что, Максим, для зама главного редактора у вас очень слабая статья.

    Ответить
    1 +
  • Максим
    Максим 12 августа 2019

    сразу счастливее не станем, сразу вообще ничего не бывает, со временем - обязательно, главное сделать первый шаг. Я не знаю, какие высотки у вас китайцы возводят за два месяца (может какую-нибудь фанзу в деревне), которые у нас строят по два года, я вообще не понимаю, о чем вы здесь говорите и какое это имеет отношение к содержанию статьи. Судя по тому, что вы пишите, вы дальше первого абзаца не читали, или читали как-то задом на перед. Если хотите о чем-то подискутировать, прочтите сначала внимательно текст, поймите о чем он и только после этого формулируйте вопросы или реплики.

    Ответить
    1 +
  • merlion
    merlion 13 августа 2019

    FENIXGIRL, вы, как обычно, делаете выводы, основанные на эмоциях (а не логике) и на личных примерах (а не статистике). "За деревьями не видите леса". Психологи провели и описали множество экспериментов, показывающих подобное искажение мышления. Например. Вы видите в московском метро женщину, читающую газету "Коммерсантъ". Какое из следующих предположений о незнакомке более вероятно? 1. У нее есть ученая степень. 2. У нее нет высшего образования. Эмоциональное мышление сразу подскажет сделать ставку на степень, но это необязательно разумно. Второй вариант тоже нужно серьезно рассмотреть, поскольку в московском метро ездит намного больше людей без высшего образования, чем тех, у кого есть степень. А если некую женщину описывают как "застенчивую любительницу поэзии" и вам нужно угадать, изучает ли она китайскую литературу или управление бизнесом, то стоит выбрать второй вариант. Даже если все девушки, изучающие китайскую литературу, застенчивы и любят поэзию, робких любительниц поэзии почти наверняка больше среди студентов экономических специальностей.

    Ответить
    1 +