Вот приедет барин: особенности менеджмента на госслужбе в России

© Коллаж/Ридус

© Коллаж/Ридус

Так сложилось (не благодаря занимаемой должности, а в результате моей профессиональной активности, которая продолжается вот уже почти 30 лет), что я постоянно общаюсь с большим количеством специалистов, работающих в разных государственных учреждениях. 

Периодически я встречаюсь с людьми, с которыми училась и которых учила, вместе с которым повышала квалификацию, работала, сотрудничала и пересекалась в деловых вопросах. И вот на что я обратила внимание: в последние годы значительно и резко возросло количество жалоб на руководство.

Жалоб не официальных, а личных и искренних, когда человек не ждет действенной поддержки, не рассчитывает на изменение ситуации, а просто хочет поделиться наболевшим и разобраться в причинах. 

На одной из недавних лекций (в рамках курса повышения квалификации) я провела опрос среди своих слушателей, в результате которого выяснилось, что взаимоотношениями с непосредственным руководителем удовлетворены только 5% специалистов.

Примечательно, что все 5% счастливчиков оказались главными врачами. 

На что чаще всего жалуются специалисты? 


На вольное толкование правовых норм, предвзятость и субъективизм оценивания результатов труда и неограниченную (как им кажется) власть в распределении стимулирующих выплат.

Если бы речь шла о частной медицине, можно было бы списать все неприятности на излишнюю чувствительность сотрудников и напомнить им о том, что «хозяин – барин». Но речь идет о государственных учреждениях, где руководитель лишь временно исполняет обязанности барина, но не является таковым.

Что же получается: главные кресла заняли управленцы, которые присвоили права, свойственные частному сектору?

Если расспросить недовольных более обстоятельно, то получится следующая картина.

«Цену» сотруднику устанавливает руководитель, обращая внимание не на фактическое качество работы, а на то, какие эмоции этот сотрудник у него вызывает: раздражает, радует или шокирует. 

Спрос управляющего лица формирует рынок корпоративной культуры, возводящий в ранг добродетели качества, удобные для конкретного начальника.

Если начальнику нравятся люди, которые имеют деловой вид, то главной добродетелью становится внешняя деловитость. 

Если он ценит тех, кто не нагружает проблемами, на вершине рейтинга оказывается способность говорить только об успехах. 

Если руководитель помешан на нововведениях, то лучшими объявляются те, кто готов легко порвать с прошлым.

При всем разнообразии начальственных особ для любого из них характерен один принцип: хорошим сотрудником является тот, кто готов играть по его правилам, которые, в свою очередь, могут внезапно меняться (и тогда успеха достигают наиболее чуткие к настроению «короля»).

Большинство специалистов научились подстраиваться под начальство, но такая подстройка создает у них ощущение игры по чужим нотам, что и вызывает глобальное чувство неудовлетворенности.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (1)

  • Small 9a8e5e1b71
    merlion08 августа, 11:48

    И это всё, что хотела сказать автор материальчика? То, что в России и мире повсеместно внедрена и используется бюрократическая система управления, не новость. А именно об этом, и только, в этом материальчике. При бюрократической системе управления власть имеет так называемое "бюро" - начальник. И подчинённые служат ему - бюро, начальнику, - а не интересам дела, людей, народа, потребителей. Так происходит потому, что начальник поощряет - зарплатами, премиями и т.д. - и наказывает; кто поощряет и наказывает, - тот и имеет власть. Альтернатива бюрократической системе - делократическая система, от слова "дело". В делократической системе всё настроено так, что власть имеет Дело, оно поощряет и наказывает. Это похоже на труд индивидуального предпринимателя или на сдельную оплату труда. Об этом надо писать, автор.