+181
Сохранить Сохранено 7
×

Почему Василий Шукшин — не мой герой


Вис Виталис

Поэт, музыкант, публицист. Некогда лидер коллектива SIXTYNINE, ныне выступающий сольно. http://visvit.ru

Все статьи автора

Почему Василий Шукшин — не мой герой

Шукшинского культа я не поддерживаю. Понимаю, откуда он взялся, но не вижу в нем смысла.

Впервые прочел рассказы Шукшина лет в тринадцать — макулатурный, кажется, белый томик с зелеными надписями. Показалось скучным.

Ну, 13 лет, понятно, хотелось фантастики, ярких героев, или чтоб хотя бы смешно. У Шукшина же в рассказах занимались своими мелкими делами простые и совершенно неинтересные люди, типа тех, что ежедневно окружали меня повсюду.

Ограниченные, прокуренные, довольно злобные и даже местами страшноватые. В общем, я тогда счел, что не дорос и перешел к Библиотеке Современной Фантастики.

Перечитывал пару раз спустя годы. Фильмы, конечно, смотрел. Беседы и дискуссии вел, но никто так и не смог мне ничего втолковать, пока, как обычно, я сам не понял.

Феномен Шукшина — и, как его ни поддерживают усиленно, феномен уходящий, как и феномен Высоцкого — это скорее не феномен таланта, хотя талант безусловен. Но это скорее феномен «ложки к обеду», плюс — необходимая толика своевременного пиара.

В Шукшине сошлось все, что так требовалось советской интеллигенции раннего послесталинья. И происхождение — село Сростки, надо же! И расстрелянный отец, и трудовой путь — все к одному — и шофер, и матрос, и потом внезапно учитель литературы, и директор сельской школы, и вообще, как Ломоносов, в лаптях — во ВГИК. 

И имя его отчество удачное — Василий Макарыч же! Да будь он какой-нибудь Владимир Сергеевич, оно не так бы работало. 

И внешность — крепкая, мужицкая, и сибирская легенда, (на самом деле, алтайская, да кто там из Москвы различит), и успешный старт как режиссера и быстрое врастание в творческую тусовку — в том числе благодаря именно категорической непохожести на местных тусовщиков, ну, а там и вхождение в моду. 

Но и этого было бы мало, конечно, если бы Шукшин, и интуитивно, и благодаря своей смекалке, не нащупал общественный (а скорее, интеллигентский) запрос на «мужицкость», на «народность», на «простого человека». 

Конец пятидесятых — это было тяжелое послевоенное время, мужчин выбило изрядно, бабий запрос на крепкого мужика витал в воздухе. Плюс, после смерти Сталина и начала «оттепели» стало возможным изображать этого самого крепкого мужика откровеннее, не только пламенным коммунистом, борцом за перевыполнение норм по углю и зерну, справным колхозником и несгибаемым революционером. 

Война — а затем смерть Сталина — вообще многое поменяла в народном и общественном сознании, так что почва ждала нового семени. Довоенному поколению, видевшему и вынесшему всю народную хтонь на себе — да и самому бывшему той само хтонью, Шукшин ничего нового бы не рассказал, и на фоне какого-нибудь Шишкова, как мне кажется, проигрывает, (кстати, уверен, что Шукшин находился под мощнейшим влиянием Шишкова и даже взялся писать про Разина — идя по стопам Шишковской трилогии о Пугачеве). 

Военному поколению, видевшему хтонь войны и участвовавшего в ней народа — тоже. А вот послевоенному поколению, оттепельщикам и затем семидесятникам, находившимся в поиске новых идей, тем и смыслов, Шукшин очень даже пригодился. Забавно, что эта схема — неотесанный самородок из глубинки, приносящий свежее дыхание в застоявшуюся духоту столичных салонов, — практически неизменна во все времена. 

Точно так же, например, прогремел в холодном Питербурхе своими жовиальными малороссийскими рассказами Гоголь, ставший прямым полпредом Малороссии на Севере. Он так же подгадал по времени: за десять лет до «Вечеров» они никому не были бы нужны, а спустя десять лет — интерес к Малороссии уже подутих и такого шума бы не случилось. 

В принципе, Шукшин сделал то, что ровно за сто лет до него сделали т. н. писатели-«семидесятники» XIX века, вовремя повернувшись лицом к т. н. «народу». И точно как и тогда, столичная интеллигенция тому восхитилась. 

Это оказалось — на тот момент — свежо, мощно, и, хотя и конечно, подцензурно, но все-таки прямо вот на грани фола, прямо вот с фигою в кармане потертого пиджака, накинутого поверх кирзовых сапог, в общем, все, как интеллигенция любит. 

А Шукшин не отказывал себе в удовольствии подыграть… и, в общем, все остались довольны: сам Василий Макарыч, ставший олицетворением «простого русского мужика» для городской интеллигенции, и городская интеллигенция, от народа далекая, но никогда не упускающая момента подчеркнуть свою к нему близость и любовь. Которая только потому и жива, что платонична и не вступает в прямое соприкосновение с объектом. А не дай бог, вступит… 

Рекомендую в этом разрезе почитать дневники писателей или воспоминания их жен, эвакуированных во время войны в Елабугу и прочее Поволжье, там очень много интересного). 

На фото - первоиздание 1970 года, Советская Россия, 50 000 экз..

Спустя пять — десять лет в моду войдут деревенщики, а потом и т. н. «городская повесть», которая станет разрабатывать те же темы, и оригинальность Шукшина быстро растворится в потоке последователей, но Шукшин стал первопроходцем. И в этом его удача, его феномен и его миф. 

Но спустя годы, мне кажется, нам, пережившим девяностые и все, что за ними последовало, уже странно поддерживать этот миф. Мы получили много, скажем так, дополнительной информации. 

У нас теперь на глазах нет — надеюсь, — ни шор ни розовых очков. Мы — полагаю, — знаем, что из себя представляет так называемый «простой народ». Да, это глубинная вещь в себе, хребет нации и основной производитель желудочного сока. Его президент Путин, его хата с краю, он ненавидит хачей и п*****сов, он смотрит исподлобья, курит в кулак, отсидел хз за что и при случае легко ткнет ножом в печень. 

Нет в нем ни загадки ни романтичности, он прост, устойчив, себе на уме, и хотя любить его особо не за что, ладить с ним можно. А писать о нем скучно.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+181

 

   

Комментарии (18)

  • Олег
    Олег 07 августа 2019

    Ну розумный! Aж страшно! Если человек учёный, то ему уже свет переворачивается вверх ногами. Пардон, вверх дыбом.

    Ответить
    2 +
  • Dyadya-Vasya
    Dyadya-Vasya 08 августа 2019

    На самом деле в точку. Только нет уже этого мужика. То описание, что про современность, в конце этой статьи в точку, а мужик деревенский у Шукшина другой - может грубый, неотесаный, но однозначно добрый и уважающий ту самую интеллигенцию и стремящийся с ней дружить. Тянущийся к свету и знаниям, по-своему и с надрывом. И его сейчас нет, такого, вымер.

    Ответить
    0 +
  • Дед
    Дед 08 августа 2019

    чего-то накропал,но к Шукшину примазался. Хоть таким образом,но примазался. По современному. Ведь,хоть и скучно тебе писать о нём,но-пишешь. Ты так и не вышел из того возраста,когда фантастику любят больше,чем классику. Так и остался ты тем,13-ти летним инфантом. Так и не понял ты ни чего из того,что прочёл в Шукшинский рассказах...

    Ответить
    6 +
  • Петр
    Петр 08 августа 2019

    Кто бы знал этого поэта, музыканта и публициста, если бы он не тявкнул на Шукшина...

    Ответить
    5 +
  • Anna
    Anna 08 августа 2019

    Не соглашусь. Высоцкого знают и любят школьники. Хотите фантастики - прочтите у Шукшина "До третьих петухов", вот уж фантастика так фантастика, да ещё и смешная!.. И не писал он "о народе", "о деревне" и пр. Обо всех нас писал. О том, почему в "развитом социализме" человеку так тоскливо жить.

    Ответить
    2 +
  • Otets
    Otets 09 августа 2019

    Цитатка в тему: "история учит нас, что величие государства и, в случае Российской империи - русского народа, как функции этого государства (говорят, в других странах - наоборот) было только в те периоды, когда деревня была унижена и оскорблена, сидела тихо и копила говно. в периоды, когда это говно выплескивалось - государство унижалось достаточно вспомнить, что произошло с русской литературой в результате заигрывания со всякой деревенской пиздовней типа шукшина, белова, астафьева и прочих - даже при том, что у вышеперечисленных авторов есть по паре или около того книг, за которые не стыдно, а шукшин вовсе не деревенщик а полупопсовик, типа высоцкого"

    Ответить
    0 +
  • Анатолий
    Анатолий 21 ноября 2022

    Точно, он не деревенщик. Он - певец перехода, состояния общества, когда оно делает "большой пуш" - из патриархального превращается в урбанистическое и индустриальное. А у нас это было еще более жестко - десять лет на все про все. Сравните советскую РФ в шестидесятом и семидесятом году - это же пропасть. И очень глубоко заблуждается тот, кто ждет от Василия Макаровича готовых ответов. Тут вопрос бы правильно сформулировать - уже половина дела.

    Ответить
    0 +
  • Otets
    Otets 09 августа 2019

    Отрывки из КК пересматривал недавно - не зашло совершенно. Читал одного сидельца, он со всем основанием назвал этот фильм лживым.

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 09 августа 2019

    случай, когда комменты интереснее комментируемого. интересней именно своей реакцией. хотя, автор сознательно шёл на это, подчёркнуто отстраняясь от "простого народа". остаётся только понять, боязнь получить в печень, - это театральная поза или форма шизофрении ..

    Ответить
    1 +
  • Борис
    Борис 09 августа 2019

    Эх... Все-таки снобизм и претензии (непонятно с какого перепугу) на "элитарность" не скроешь. Так и прорывается. Многое было сказано правильно. Но вот последний абзац про "простой народ" - это, простите, типа "пука в лужу".

    Ответить
    1 +
  • Elena
    Elena 25 августа 2019

    Алтай-НЕ Сибирь....Вот на этом и заканчиваются познания интеллигенции(так называемой самой себя)

    Ответить
    2 +
  • Виктор
    Виктор 24 сентября 2019

    А что останется после тебя ?

    Ответить
    1 +
  • Ирина
    Ирина 13 октября 2019

    Еще в начале 20-го века один молодой умник, гордясь широтой и дерзостью своих взглядов, заявил: Мона Лиза НЕ ПРОИЗВОДИТ НА МЕНЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯ... На что ему резонно ответили: - Ею уже более пятисот лет все восхищаются, так что она сама может выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого - нет.

    Ответить
    2 +
  • Bill
    Bill 29 октября 2019

    Дрисня - мелко и жидко

    Ответить
    3 +
  • Далида
    Далида 30 октября 2019

    Ну автор... орёл. Шукшин про людей и для людей. У Вас точно другие герои.

    Ответить
    2 +
  • Jelena
    Jelena 31 октября 2019

    Не понимаю, почему такая отрицательная реакция - по-моему, автор всё совершенно правильно написал.

    Ответить
    2 +
  • Юрий
    Юрий 01 ноября 2019

    Пору уже некогда лидеру на Горького замахнуться!

    Ответить
    2 +
  • Анатолий
    Анатолий 21 ноября 2022

    но однозначно добрый и уважающий ту самую интеллигенцию и стремящийся с ней дружить. Это кто-же собирается с нею дружить? Глеб Капустин, которому интеллигенция только и нужна, чтобы ее "срезать"? А зачем он хочет ее срезать? Так не о чем с ней говорить, с той интеллигенцией. Со священником из рассказа "Верую" есть о чем, хоть он и непонятный, а с интеллигенцией - не о чем. Потому что можно вывезти человека из деревни и даже натаскать его на диплом. Но вот деревню из него вывезти значительно сложнее.

    Ответить
    1 +