Вис Виталис

Поэт, музыкант, публицист

Поэт, музыкант, публицист. Некогда лидер коллектива SIXTYNINE, ныне выступающий сольно. http://visvit.ru

Все статьи автора
автор

Почему Василий Шукшин — не мой герой

-10010123157

Шукшинского культа я не поддерживаю. Понимаю, откуда он взялся, но не вижу в нем смысла.

Впервые прочел рассказы Шукшина лет в тринадцать — макулатурный, кажется, белый томик с зелеными надписями. Показалось скучным.

Ну, 13 лет, понятно, хотелось фантастики, ярких героев, или чтоб хотя бы смешно. У Шукшина же в рассказах занимались своими мелкими делами простые и совершенно неинтересные люди, типа тех, что ежедневно окружали меня повсюду.

Ограниченные, прокуренные, довольно злобные и даже местами страшноватые. В общем, я тогда счел, что не дорос и перешел к Библиотеке Современной Фантастики.

Перечитывал пару раз спустя годы. Фильмы, конечно, смотрел. Беседы и дискуссии вел, но никто так и не смог мне ничего втолковать, пока, как обычно, я сам не понял.

Феномен Шукшина — и, как его ни поддерживают усиленно, феномен уходящий, как и феномен Высоцкого — это скорее не феномен таланта, хотя талант безусловен. Но это скорее феномен «ложки к обеду», плюс — необходимая толика своевременного пиара.

В Шукшине сошлось все, что так требовалось советской интеллигенции раннего послесталинья. И происхождение — село Сростки, надо же! И расстрелянный отец, и трудовой путь — все к одному — и шофер, и матрос, и потом внезапно учитель литературы, и директор сельской школы, и вообще, как Ломоносов, в лаптях — во ВГИК. 

И имя его отчество удачное — Василий Макарыч же! Да будь он какой-нибудь Владимир Сергеевич, оно не так бы работало. 

И внешность — крепкая, мужицкая, и сибирская легенда, (на самом деле, алтайская, да кто там из Москвы различит), и успешный старт как режиссера и быстрое врастание в творческую тусовку — в том числе благодаря именно категорической непохожести на местных тусовщиков, ну, а там и вхождение в моду. 

Но и этого было бы мало, конечно, если бы Шукшин, и интуитивно, и благодаря своей смекалке, не нащупал общественный (а скорее, интеллигентский) запрос на «мужицкость», на «народность», на «простого человека». 

Конец пятидесятых — это было тяжелое послевоенное время, мужчин выбило изрядно, бабий запрос на крепкого мужика витал в воздухе. Плюс, после смерти Сталина и начала «оттепели» стало возможным изображать этого самого крепкого мужика откровеннее, не только пламенным коммунистом, борцом за перевыполнение норм по углю и зерну, справным колхозником и несгибаемым революционером. 

Война — а затем смерть Сталина — вообще многое поменяла в народном и общественном сознании, так что почва ждала нового семени. Довоенному поколению, видевшему и вынесшему всю народную хтонь на себе — да и самому бывшему той само хтонью, Шукшин ничего нового бы не рассказал, и на фоне какого-нибудь Шишкова, как мне кажется, проигрывает, (кстати, уверен, что Шукшин находился под мощнейшим влиянием Шишкова и даже взялся писать про Разина — идя по стопам Шишковской трилогии о Пугачеве). 

Военному поколению, видевшему хтонь войны и участвовавшего в ней народа — тоже. А вот послевоенному поколению, оттепельщикам и затем семидесятникам, находившимся в поиске новых идей, тем и смыслов, Шукшин очень даже пригодился. Забавно, что эта схема — неотесанный самородок из глубинки, приносящий свежее дыхание в застоявшуюся духоту столичных салонов, — практически неизменна во все времена. 

Точно так же, например, прогремел в холодном Питербурхе своими жовиальными малороссийскими рассказами Гоголь, ставший прямым полпредом Малороссии на Севере. Он так же подгадал по времени: за десять лет до «Вечеров» они никому не были бы нужны, а спустя десять лет — интерес к Малороссии уже подутих и такого шума бы не случилось. 

В принципе, Шукшин сделал то, что ровно за сто лет до него сделали т. н. писатели-«семидесятники» XIX века, вовремя повернувшись лицом к т. н. «народу». И точно как и тогда, столичная интеллигенция тому восхитилась. 

Это оказалось — на тот момент — свежо, мощно, и, хотя и конечно, подцензурно, но все-таки прямо вот на грани фола, прямо вот с фигою в кармане потертого пиджака, накинутого поверх кирзовых сапог, в общем, все, как интеллигенция любит. 

А Шукшин не отказывал себе в удовольствии подыграть… и, в общем, все остались довольны: сам Василий Макарыч, ставший олицетворением «простого русского мужика» для городской интеллигенции, и городская интеллигенция, от народа далекая, но никогда не упускающая момента подчеркнуть свою к нему близость и любовь. Которая только потому и жива, что платонична и не вступает в прямое соприкосновение с объектом. А не дай бог, вступит… 

Рекомендую в этом разрезе почитать дневники писателей или воспоминания их жен, эвакуированных во время войны в Елабугу и прочее Поволжье, там очень много интересного). 

На фото - первоиздание 1970 года, Советская Россия, 50 000 экз..

Спустя пять — десять лет в моду войдут деревенщики, а потом и т. н. «городская повесть», которая станет разрабатывать те же темы, и оригинальность Шукшина быстро растворится в потоке последователей, но Шукшин стал первопроходцем. И в этом его удача, его феномен и его миф. 

Но спустя годы, мне кажется, нам, пережившим девяностые и все, что за ними последовало, уже странно поддерживать этот миф. Мы получили много, скажем так, дополнительной информации. 

У нас теперь на глазах нет — надеюсь, — ни шор ни розовых очков. Мы — полагаю, — знаем, что из себя представляет так называемый «простой народ». Да, это глубинная вещь в себе, хребет нации и основной производитель желудочного сока. Его президент Путин, его хата с краю, он ненавидит хачей и п*****сов, он смотрит исподлобья, курит в кулак, отсидел хз за что и при случае легко ткнет ножом в печень. 

Нет в нем ни загадки ни романтичности, он прост, устойчив, себе на уме, и хотя любить его особо не за что, ладить с ним можно. А писать о нем скучно.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (10)

  • Small 80a633afeb
    Олег Лобанов07 августа, 20:42

    Ну розумный! Aж страшно! Если человек учёный, то ему уже свет переворачивается вверх ногами. Пардон, вверх дыбом.

  • Small accc238042
    Dyadya-Vasya Vasya08 августа, 08:01

    На самом деле в точку. Только нет уже этого мужика. То описание, что про современность, в конце этой статьи в точку, а мужик деревенский у Шукшина другой - может грубый, неотесаный, но однозначно добрый и уважающий ту самую интеллигенцию и стремящийся с ней дружить. Тянущийся к свету и знаниям, по-своему и с надрывом. И его сейчас нет, такого, вымер.

  • Small 69763a04ff
    Дед Талаш08 августа, 10:24

    чего-то накропал,но к Шукшину примазался. Хоть таким образом,но примазался. По современному. Ведь,хоть и скучно тебе писать о нём,но-пишешь. Ты так и не вышел из того возраста,когда фантастику любят больше,чем классику. Так и остался ты тем,13-ти летним инфантом. Так и не понял ты ни чего из того,что прочёл в Шукшинский рассказах...

  • Small default
    Петр08 августа, 10:47

    Кто бы знал этого поэта, музыканта и публициста, если бы он не тявкнул на Шукшина...

  • Small 8585950386
    Anna Yampolskaya08 августа, 23:59

    Не соглашусь.
    Высоцкого знают и любят школьники.
    Хотите фантастики - прочтите у Шукшина "До третьих петухов", вот уж фантастика так фантастика, да ещё и смешная!..
    И не писал он "о народе", "о деревне" и пр. Обо всех нас писал. О том, почему в "развитом социализме" человеку так тоскливо жить.

  • Small 5a5327c8c9
    Otets Fyodor09 августа, 07:14

    Цитатка в тему: "история учит нас, что величие государства и, в случае Российской империи - русского народа, как функции этого государства (говорят, в других странах - наоборот) было только в те периоды, когда деревня была унижена и оскорблена, сидела тихо и копила говно.
    в периоды, когда это говно выплескивалось - государство унижалось

    достаточно вспомнить, что произошло с русской литературой в результате заигрывания со всякой деревенской пиздовней типа шукшина, белова, астафьева и прочих - даже при том, что у вышеперечисленных авторов есть по паре или около того книг, за которые не стыдно, а шукшин вовсе не деревенщик а полупопсовик, типа высоцкого"

  • Small 5a5327c8c9
    Otets Fyodor09 августа, 07:16

    Отрывки из КК пересматривал недавно - не зашло совершенно.
    Читал одного сидельца, он со всем основанием назвал этот фильм лживым.

  • Small f00cd12528
    maclen0k09 августа, 17:18

    случай, когда комменты интереснее комментируемого. интересней именно своей реакцией. хотя, автор сознательно шёл на это, подчёркнуто отстраняясь от "простого народа". остаётся только понять, боязнь получить в печень, - это театральная поза или форма шизофрении ..

  • Small default
    Борис Российский09 августа, 17:20

    Эх... Все-таки снобизм и претензии (непонятно с какого перепугу) на "элитарность" не скроешь. Так и прорывается.
    Многое было сказано правильно. Но вот последний абзац про "простой народ" - это, простите, типа "пука в лужу".

  • Small f3d664bf41
    Elena Khrebtova25 августа, 17:52

    Алтай-НЕ Сибирь....Вот на этом и заканчиваются познания интеллигенции(так называемой самой себя)

Контакты между Генштабом ВС РФ и военным комитетом НАТО — это хороший сигнал.

Пока финансирование здравоохранения будет устроено так как сейчас, не будет нормальной медицины.

На днях исполнилось 98 лет со дня смерти поэта Николая Гумилева.

Ровно 29 лет назад, 24 августа 1990 года, в Нью-Йорке умер Сергей Довлатов.

Корреспондент КП рассказал о разрушенных храмах северных регионов России.

У командира воздушного судна очень интересная судьба.

Выживание отрасли переработки мусора в условиях усиления налогового администрирования.

Не могу понять всеобщих восторгов от Тарантино.

Почему ретейлу так нужна эта самая «избыточная» упаковка?

Кредитование физлиц коммерческими банками стало самым динамичным сегментом рынка банковских услуг.

В чем проблема нашей политической культуры.

Бывшие бойцы спецподразделения в столице — идея так себе.

|статья
Вис Виталис

Шукшинского культа я не поддерживаю. Понимаю, откуда он взялся, но не вижу в нем смысла.

Почему в Израиле нет обманутых дольщиков

|статья
Вис Виталис

Хотят сделать «Бригаду» и «Брата», но в уме-то явно держат «Лицо со шрамом» и «Крестного отца».