Щит и меч российского неба: «Сухому» 80 лет

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Сегодня ОКБ Сухого, одному из лучших авиационных конструкторских бюро  России, исполняется 80 лет. За это время оно создало целый ряд уникальных самолетов марки «Су», завоевавшей известность и авторитет во всем мире.

Всего за годы своего существования коллективом ОКБ Сухого создано около 100 типов самолетов и их модификаций, из которых более 60 типов выпускались серийно, а общее число серийно выпущенных самолетов превышает 10 000 экземпляров. Свыше 2000 самолетов поставлены в 30 стран мира. На самолетах Су установлено более 50 мировых рекордов.


Как все начиналось

29 июля 1939 года вышло постановление правительства СССР, согласно которому бригаду конструкторов московского авиазавода № 156, возглавляемую Сухим, перевели в Харьков. Там, на заводе, осваивавшем серийное производство самолетов Су-2, и началась биография КБ.

Основателем конструкторского бюро и его бессменным главой в течение 36 лет был Павел Осипович Сухой — выдающийся советский авиаконструктор, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий.

Авторитет творческой школы создает учитель. Сухой, ученый с большим именем и конструктор от бога, не снискал академических лавров. Но, по словам его коллеги О. К. Антонова, «Павел Осипович Сухой в науке все-таки выше всех нас, хотя и не имел звания академика. Я не отступлю от истины, если назову Павла Осиповича квинтэссенцией нашей авиации».

За период с 1939 по 1949 год в КБ, руководимом П. О. Сухим, были разработаны, изготовлены и испытаны более полутора десятков самолетов, обладавших отличными летно-техническими характеристиками. Однако ни один из этих самолетов, кроме Су-2, не производился серийно.

14 ноября 1949 года решением правительства ОКБ было ликвидировано. Одной из причин ликвидации КБ была авария самолета Су-15 (1949). Однако до сих пор неясно, почему, в чьих интересах было принято решение о расформировании коллектива, вступившего, по существу, в этап освоения сверхзвуковых скоростей полета, решение, приведшее, как показали дальнейшие события, к задержке развития отечественной сверхзвуковой авиации на несколько лет.

Возрождение

В мае 1953-го КБ было восстановлено, П. О. Сухой был назначен главным конструктором ОКБ-1, сформированного в 1952 году с целью определения возможности использования конструктивно-технологических решений, примененных на американском реактивном самолете «Сейбр».

«Второе рождение» ОКБ по времени совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. В августе 1953 года вышло постановление правительства, по которому ОКБ П. О. Сухого поручалось создание двух совершенно новых типов истребителей. Поэтому основными направлениями в работе конструкторского коллектива на начальном этапе стали сверхзвуковые истребители С-1 и Т-3.

В то время в ЦАГИ не могли определиться, крыло какого вида в плане лучше для реактивных самолетов — треугольное или стреловидное. Так в ОКБ Сухого решили развивать оба варианта, присвоив изделиям шифры Т — треугольное крыло, С — стреловидное. Эти две темы стали основными для ОКБ на ближайшие десять лет.

Первый полет фронтового истребителя С-1 состоялся в сентябре 1955 года. В 1957 году он был запущен в серию под обозначением Су-7. Серийное производство этих истребителей продолжалось более 15 лет, было выпущено более 1800 машин различной модификации, самолеты поставлялись на экспорт в девять стран мира

ОКБ Сухого спроектировало истребитель-перехватчик с треугольным крылом Т-3, который стал прототипом перехватчиков Су-9 и Су-11. Первый полет Т-3 совершил в июле 1957 года. Серийно было выпущено более 1100 самолетов. Самолеты этого типа в 60-е годы были самыми скоростными в СССР и оставались на вооружении вплоть до 1980 года.

В мае 1962 года совершил первый полет всепогодный перехватчик Су-15 (Т-58), который отличался высокой степенью автоматизации полета. Было построено около 1500 самолетов Су-15 различных модификаций.

С-21И, первый отечественный самолет с крылом изменяемой стреловидности, совершил первый полет в августе 1966 года и стал прототипом истребителя-бомбардировщика Су-17 — родоначальника самого большого семейства модификаций самолетов марки «Су». Серийный выпуск Су-17 осуществлялся с 1969 по 1973 год.

С 1962 года велись работы по созданию дальнего ударно-разведывательного комплекса Т-4 «Сотка», первый полет опытной машины состоялся 22 августа 1972 года. Впервые в практике авиастроения на этом самолете были внедрены: сварной планер из титана и высокопрочных сталей, электродистанционная система управления, высокотемпературная многократно резервированная гидравлическая система сверхвысокого давления, многоцилиндровые гидроприводы рулевых поверхностей, автомат тяги, регулируемый воздухозаборник смешанного сжатия, внутренние отсеки вооружения и многие другие оригинальные устройства и технологические решения.

Это было связано с необходимостью разработки конструкции и систем, работающих в условиях высоких рабочих температур, определявшихся заданной крейсерской скоростью до 3200 км/ч. Такой скорости полета не было не только у существующих истребителей, но и у большинства управляемых ракет.

Этот самолет, обогнавший в научно-техническом плане свое время более чем на 20 лет, постигла участь многих блестящих начинаний П. О. Сухого. В октябре 1974 года неожиданно для руководства и коллектива КБ работа по теме была прекращена на этапе летных испытаний опытного самолета. Через много лет выяснилось, что самолет Т-4 составил серьезную конкуренцию разработкам ОКБ А. Н. Туполева, что явилось причиной прекращения работы по этому самолету и стало огромной потерей для отечественного авиастроения.

Но это была не последняя потеря. 15 сентября 1975 года ушел из жизни основатель ОКБ П. О. Сухой, которому удалось сформировать коллектив единомышленников, способных при создании машин сочетать новейшие достижения науки и техники с оправданным, всесторонне оцененным техническим риском. Очевидно, поэтому многие разработки ОКБ получали весьма лестную в авиационной среде характеристику — «самолеты, обогнавшие свое время».

Генеральным конструктором ОКБ был назначен его ученик Е. А. Иванов. Он достойно продолжил дело Павла Осиповича. Под его руководством был выполнен комплекс летных, заводских и государственных испытаний самолетов Су-17, Су-24, Су-25, первой модификации Су-27. Именно при нем в ОКБ впервые в отечественной авиастроительной практике внедрили систему автоматизированного проектирования.

Однако в ходе испытаний истребителя Су-27 в катастрофах погибли четыре летчика-испытателя ОКБ. И в этой ситуации было принято решение о смене руководства ОКБ. В январе 1983 года генеральным конструктором вместо Иванова был назначен М. П. Симонов. Под его руководством разрабатывались новые модификации Су-27: учебно-боевые Су-27УБ и Су-30, палубный Су-33, ударный Су-34, многофункциональный Су-35.

В конце 1980-х годов специалисты ОКБ Сухого совместно с ЦАГИ, ЛИИ им. М. М. Громова и ГосНИИАС осуществили прорыв в область режимов сверхманевренности, что значительно повысило уровень боевых возможностей самолетов Су. С середины 1990-х годов они оснащаются двигателями с управляемым вектором тяги, разработанными под руководством генерального конструктора В. М. Чепкина. Это позволило в том числе решить задачу взлета с коротких взлетно-посадочных полос.

Конверсия и многое другое

Более 30 лет назад поднялся в воздух первый гражданский спортивный самолет Су-26. Теперь это конверсионное направление занимает прочное место в тематике ОКБ. Начиная с 1986 года российские спортсмены весьма успешно выступают на Су-26, Су-29 и Су-31 в международных соревнованиях. Выступая на этих машинах, сборная команда СССР и РФ по высшему пилотажу завоевала на чемпионатах Мира и Европы 156 золотых, а всего 330 медалей.

Высокие технологии, используемые при создании военных летательных аппаратов, применялись и применяются в проектировании и постройке пассажирских самолетов, в частности регионального Sukhoi Superjet 100. 19 мая 2008 года совершил полет первый опытный экземпляр этого самолета, и в апреле 2011 года началась эксплуатация самолета на регулярных рейсах в авиакомпаниях.

В новый век с новым истребителем

В ОКБ разработан и Су-57 — перспективный российский многофункциональный истребитель пятого поколения. Самолет предназначен для замены в российских ВВС тяжелого истребителя Су-27. Первый полет он совершил 29 января 2010 года. 29 мая 2019 года было запущено серийное производство этого истребителя. Планируется контракт на поставку ВВС РФ 76 самолетов, которые полностью укомплектуют три полка.

Контракт, по мнению независимых экспертов, оценивается в сумму до 170 млрд рублей, что делает его крупнейшим в истории авиации и гарантирует полную загрузку мощностей Комсомольского-на-Амуре авиационного завода как минимум на десятилетие. Соглашение может быть подписано в присутствии президента В. В. Путина на авиакосмическом салоне МАКС-2019.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)