Фотоистория о ржавом блеске классики американского авторпрома в Подмосковье

© zizis.livejournal.com

© zizis.livejournal.com

So tenderly your story is nothing more than what you see
Or what you’ve done
Or will become Standing strong
Do you belong
In your skin Just wondering
Clint Eastwood & Jamie Cullum «Gran Torino».

В прошлом году на самом краю Московской области открылся частный музей американских классических автомобилей. То, чего так долго ждали автолюбители — свершилось. 


Кто-то радовался, кто-то недоуменно пожимал плечами: еще один автомузей, что такого? 

А после появления первых фоток очевидцев, начался народный вопль про разобранные машины в голом поле, вандализм и порчу народного имущества. Малочисленные комментарии типа «да они только начали, подождите, вообще, все это делают два человека…» тонули в потоке праведного гнева. 

Прошел год. Давайте посмотрим, как оно там.


Андрей — главный коллекционер и идейный вдохновитель проекта. Увлекаться «американцами» начал еще в детстве, когда, как и многие из нас, вырезал фотографии автомобилей из журналов. Первой машиной стал не доживший до наших дней Chevrolet Camaro 1975 года. Такая же машина есть сейчас в музее. Злостный ретровод, холодный, жестокий и расчётливый оптимист, а также недобрый романтик, упрямо верящий в доброе будущее. 


Екатерина — менеджер, управляющая музеем, инстаграм-ведущая и ответственная за все. Ретро, винтаж и вот это вот все — к ней. Несомненно, оптимист и целеустремленная натура.

«Вот, приехал товарищ… Хочет про нас репортаж снять…» 

Так, совершенно без энтузиазма, представил меня Андрей Екатерине. Отлично понимаю его скепсис по отношению к репортажам вообще и ко мне в частности. В процессе подготовки материала я перелопатил не одну статью, пересмотрел не одно видео. Наша «пресса» как всегда на высоте, кто во что горазд, у кого фантазии больше, тот о том и пишет. Ну что ж, усугубим энтропию.

Коллекция насчитывает около 200 автомобилей и собиралась более двадцати лет. 

Первые машины чаще всего оставались на хранении у прежних владельцев или в съемных гаражах, но после нарастания «критической массы» стало понятно, что хранить их надо более централизованно. С этого момента и начались мытарства коллекции.

Если честно, я сбился со счета, сколько раз и как часто джанкярд перебирался с места на место. Арендодатели, меняющие условия на лету, отсутствие охраны территории, асоциальные типы и нелегалы по-соседству, потоп.

Что я еще забыл? 

Представляете, перевезти больше сотни автомобилей, запчасти и мастерскую? А несколько раз? Если интересно, можете почитать про это время у Екатерины.

И, не смотря на трудности, ребята умудрялись реставрировать и выпускать на выставки по несколько машин в год. Как?

На самом деле, вопрос даже не как умудрялись делать машины, а как смогли сохранить цель? Как не опустились руки? Воистину, дорогу осилит идущий.

Пару лет назад, когда надежды на государственную поддержку не осталось и стало ясно, что с арендой площадей пора завязывать, было принято решение о строительстве своего луна-парка со всем прилагающимся. После долгих поисков в личную собственность была выкуплена земля возле деревни Цыплино. Специально выбирался участок без соседей. Это был пустырь, какая-то техплощадка бывшего тут колхоза.

Сейчас музей представляет из себя почти 2 га территории, на которой расположились два больших навеса, три крытых ангара, хозпостройки, ремонтная мастерская и домик хозяев. 

Неплохие темпы, да? Некоторые гараж дольше строят.

Территория открыта ежедневно. За символическую плату в 250 рублей вы можете хоть целый день гулять среди истории и разглядывать экспонаты. 

Для сравнения, лет пять назад я тоже собирался в гости к ребятам. Насколько мне помнится, было это все несколько ближе, в районе Лосиного Острова, но стоило дороже, группа была ограничена и вообще это была экскурсия на час или полтора. Ну и в итоге я просто не успел в нее записаться. Как говорится, почувствуйте разницу.

Конечно же, это далеко не окончательный вариант. 

В планах расширение уже имеющегося автопарка с постепенным приведением в рабочее состояние всего, что еще можно вернуть к жизни. Кроме уже открытой выставки аудиомагнитофонов планируется музей винтажной одежды и старого быта. В планах открытие зон барбекю, какие-то фермерские задумки. 

Музей идет к тому, чтобы люди приезжали сюда семьей на целый день и интересно проводили время. А может и на гостиницу замахнутся…

Ну ладно, давайте кратенько пробежимся по экспонатам. 

Показать все, как вы понимаете, в одном посте просто нереально. Приезжайте и смотрите. 

Начнем с улицы. Практически все авто тут сами по себе представляют законченные инсталляции. Какой-то древнючий Бьюик с отлично сохранившейся подкапотной табличкой. Капота нет, а табличка есть. У него, наверное, даже номер на раме читается, если такой есть.

Наш ответ Западу. То ли наша версия ранчо Кадиллак (но не в ту сторону развернуты и не тем концом закопаны), то ли заготовка под российский Кархендж (но угол не тот). Думаю, в итоге будет что-то свое. Наверное, самый обсуждаемый и спорный объект в музее. «Изверги! Да там же хромированный бампер на 70 кг! Отдайте мне, я восстановлю! Руль почти новый! Зачем!?» И т. п. 

Не знаю, я дождусь окончательного варианта. Не сказать, что я в восторге от такого художества, но, с другой стороны, почему бы и нет? Не стоит относиться к жизни слишком серьезно, не все оценивается только в материальных ценностях, есть еще эмоции и впечатления. А то вон некоторым и «Черный квадрат» не искусство.

В конце концов эти люди уже столько сделали, что могут себе позволить некоторые вольности. Опять же, если вас напрягает, что какая-то машина стоит в поле в траве — пообщайтесь с Андреем. Музей живой, в нем постоянно что-то происходит. Вполне возможно, что заинтересовавший вас экземпляр можно выкупить или на что-то обменять.

Очень харизматичный Ford Mustang первой, кажется, серии. Модель стартовала 9 марта 1964 года и за первый неполный год выпуска было произведено и продано более четверти миллиона автомобилей. Тогда это еще не был «тот самый» Mustang. Довольно заурядные характеристики для американцев тех лет.

Oldsmobile Toronado 1974. Тот случай, когда капот машины больше твоей кровати. Огромнейшее купе с семилитровым двигателем и передним приводом. Почти пять с половиной метров на два, классический американец с габаритами Газели! 

Этот экземпляр не на ходу, но в коллекции есть Торонадо 1979 года в намного лучшем состоянии.

Тоже Toronado, но 66 года, один из первых. Рама такая же, но кузов другой. Закрытые фары, более обтекаемые формы, полный электропакет. Коллекционное издание, таких осталось немного. 

Согласно преданию, сначала разработали двигатель V8 7,5 литра с мощностью 400 лошадей, а потом это все богатство продольно разместили в раме по которой уже подогнали кузов. Тогда никто не строил такие мощные переднеприводные автомобили с продольным V-образным мотором. Надеюсь, когда-нибудь эта история оживет.

А легенды оживают тут каждые выходные. В этот раз разбудили Chevrolet 210 первой серии. Это американский семейный автомобиль среднего ценового класса, выпускался в нескольких версиях кузовов, был даже кабриолет и универсал. Автомат, электростеклоподъемники, регулирующиеся сиденья… До запуска первого спутника Земли еще пять лет.

Старичок повыеживался, повздыхал, но после чесания за ушком побежал довольно резво. Интересные впечатления, когда после нескольких лет простоя оживает автомобиль. Мне бы вот мотоцикл свой после семи лет спячки с такой же легкостью разбудить.

После таких покатушек выходного дня проснувшиеся чаще всего попадают в мастерскую. Тут уже стоит ранее катавшийся Chevrolet Impala, ждет очереди в кузовной.

А внутри, со снятым двигателем и разобранным салоном, легендарный Chevrolet Corvette. У машины трудная судьба, предпредыдущие владельцы чудом восстановили ее после ДТП. Теперь над ней предстоит сложная и кропотливая работа.

Чья-то рама. Это ответ тем, кто считает, что мастерская просто ставит машины на ход и красит их потом кисточкой. Видел такие мнения. Ремзона относительно небольшая. 

Специфика подразумевает работу над несколькими машинами одновременно, т. к. отсутствие какой-то запчасти или элемента кузова может застопорить процесс на неопределенное время. Полуготовые машины приходится выгонять на улицу…

Pontiac Catalina Laurentian 1966 прекрасен даже в таком виде. Изначально Catalina обозначала тип кузова седана у понтиаков, но с 1959 года стала отдельной маркой. Это то ли вторая, то ли третья версия. 

Первая была более тяжелой и округлой, вторая приняла угловатые формы и появились новые, более мощные, двигатели. В 1962-м основным двигателем стал почти семилитровый V8 с мощностью в 338 лошадей (вместо 235 л. с. предыдущих версий), в 63-м появились AM-FM радио, круиз-контроль и регулируемое в шести положениях рулевое колесо.

В 1965 году Леонов выходит в космос, а кузов Catalina принимает культовую и на тот момент модную форму Coke-bottle. Это когда линии повторяют изгибы старой стеклянной бутылки кока-колы. И появляется новая трехскоростная гидротрансформаторная автоматическая коробка. Вертикальные фары ставили до 1968 года. Машина на ходу.

А вот, как ни странно, чудо отечественного автомобилестроения. В прошлой жизни этот автомобиль был Studebaker Champion. Если помните, это такое сигарообразное чудище с выступающей боеголовкой вместо радиаторной решетки. Машина была ввезена в СССР в стоковом состоянии, попала в ДТП и, как обычно в те времена, встал вопрос — утилизировать или колхозить из подручных средств? Конечно же, найти запчасти, а тем более жестянку, в то время было нереально.

К счастью, у владельца был вкус и возможности. От оригинала мало что осталось, а в том, что создало советское КБ Андрей до сих пор не разобрался. Двигатель завелся, машина внешне приведена в порядок, но у нее еще очень много секретов. Чего стоят эти фары, списанные с очков стервозной училки! Мало того, что на них стеклоочистители, так еще и сами фары поворачиваются на угол поворота руля. Историю машины и ее восстановления можно прочитать тут.

О, филиал Красинца! Кстати, в процессе поиска территории ребята чуть не стали его соседями, но бог миловал. Да, с ним джанкярд сравнивают часто, но совершенно несправедливо. Если там кладбище, то тут живой развивающийся проект. 

Еще один частый комментарий: «Зачем брать больше, чем можешь восстановить?»

Ну смотрите, новых ввозов американской техники с учетом реалий растаможки и курса явно не предвидится. Количество находящихся здесь автомобилей конечно и состояние их редко когда улучшается. 

Запчасти и комплектующие тоже проблема. Вот и ответы. Это своего рода приют, хоспис и донорский центр в одном лице. Большинство автомобилей прибыло уже в удручающем состоянии, что-то даже восстанавливать смысла нет, потому что это колоссальные затраты времени и денег. Что-то восстановится, что-то уйдет на запчасти, что-то останется в качестве арт-объектов.

Знающие люди ходят по музею и вспоминают, что вот этот выставлялся тогда-то, но потом пропал, а вот этот экземпляр продавался раз десять с каждым разом все теряя и теряя в комплектации. 

Часть этих машин, если бы не попали сюда, уже давно колесили по России, сверкая новой краской и пованивая катализаторами. Правда, после переплавки назывались бы они какими-нибудь Вестами или Киа. Да чего далеко ходить. Тот переделанный в КБ Studebaker Champion чудом не уехал из гаража прежнего хозяина в металлолом.

Ну что ж. Вот мы и добрались до ангаров. Кадиллаки! Как много в этом звуке… Нет, я не очень люблю эти летающие чемоданы, они как-то у меня все сливаются в одно пятно. Я их еще с линкольнами путаю…

Но все равно — собрание впечатляет! 

Полный ангар хрома, мощи и роскошества! И это еще не всем места хватило.

Про кадиллаки я знаю только, что вот точно такой (на самом деле нет) был у мамы Элвиса. Конкретно этот экземпляр 1960 года утонул во время урагана Катрина в 2005 году. Помнится, я тогда смотрел на фото всех этих утонувших машин и думал, а что с ними будет дальше… Ну вот, кому-то из них повезло попасть не под пресс, а в хорошие руки.

Какие формы, какие изгибы! Просто эстетический оргазм.

Сadillac Fleetwood 58 года, принадлежал Джонни Пайчеку. Это такой чувак в бороде и шляпе, как Боярский, но только про кантри. Пел пролетарские песни про работяг с заводов, фермеров, их друзей и жен, а сам ездил на Флитвуде с полным электропакетом и двумя кондеями.

Машинка, не болей! Тоже один из первых. Флитвуды начали выпускать в 1956 году: килограммы хрома, акульи плавники, характерные изогнутые передние стойки… 

Беленький утопленник тоже Флитвуд, но чуть моложе. Да, кстати, гробовозки на их базе получались просто потрясающими по красоте, загуглите Cadillac Beau Monde Combination например.

Вообще, кадиллак в сфере ритуальных услуг на много лет занял нишу премиум. В музее был черный катафалк, именно в его стекле сделана групповая фотография, открывающая рассказ про эту часть коллекции. А сейчас его место занял более старший белый брат. Ну, без всяких расистских шуток.

Позвольте процитировать одного моего друга: «Ощущение такое, что попал в музей исчезнувшей высокоразвитой цивилизации». 

И тру-хистори от Екатерины, откуда берутся машины в музее: «Как-то я рассказала парню, который в очередной раз меня спросил: „ого, а откуда такой Кадиллак“, историю, мол в деревне у моих бабы и деда, был сосед американский шпион, который приехал в СССР на этом Кадиллаке и чтобы не спалиться, закопал его прям в огороде. 

Шпиона вычислили, депортировали, а его дом и участок достался моему деду, как многодетному отцу семейства. Картошку на огороде копать начали и наткнулись на Кадиллак. Выкопали, отмыли, подкрасили кое где и я теперь езжу.» Напоминает объяснения депутатов про незадекларированные доходы…

И второй большой ангар, тут сборная солянка, но истории машин потрясающие. Самый первый — еще один Pontiac Catalina, но уже с горизонтальными фарами. История его покупки и восстановления это целый детектив, Андрей написал небольшой сборник рассказов про эту машину.

Не менее увлекателен и криминальный рассказ про историю приобретения вот этого Ford Köln 37 года. «Дед на этой машине сено возил, пока не умер», а потом его украли и выкупили за розовый айфон. Потрясающе.

Ford Galaxy 1962 года. Хозяин раритета работал таксистом, а Galaxy выкатывал из гаража по праздникам и в теплые летние вечера. Для души. На уговоры поменять машину на деньги он не поддавался. Спустя какое-то время таксист умер, а машину продала уже его вдова. В память о прежнем владельце Форд одели в ливрею нью-йоркского такси.

Chrysler Windsor 1941 года прекрасен даже в таком состоянии. Я уверен, что в такой патине времени он смотрится лучше, чем наполированный и перекрашенный, такой я тоже видел. Брутален и внушителен! Салон из натурального дерева (тогда другого и не было), почти шестилитровый V8 (конечно же), 228 лошадей, торсионная передняя подвеска, несколько вариантов кузова…

Windsor выпускался с 1939 по январь 1942 года, потом был перерыв и возобновление производства уже после окончания Второй Мировой, в 46 году. На тот момент он был флагманом марки. В Америке выпуск Виндзора закончился в 61-м году, а в Канаде в 66-м. Правда, это были уже совсем другие машины.

Два пузана. Как ни странно, Nash Ambassador 1950 года позиционировался как представитель передового стиля Airflyte. Повышенная аэродинамика, на 20% меньше сопротивление воздуху, на 30% больше пробег на одном галлоне, панорамное лобовое стекло, удлиненный сдвоенный раскладывающийся диван (хм) и еще 23 новинки! 

Будущее уже здесь! Все круто, только вот поворачивать с такими колесными арками, точнее, из-за их отсутствия, машинка могла с трудом. Да и замена колеса превращалась в квест. Странно, но весит он всего полторы тонны. Я все пытался вспомнить, в каком фильме я его видел? «Назад в будущее». Только там был похожий Nash Statement 51-го года.

Hudson Hornet 52-го года, на предыдущем фото справа. Такой марки нет уже очень давно, на них ставили рядные шестерки, но эти машины участвовали в NASCAR и до сих пор являются олицетворением американской классики. Из интересного, это одна из первых машин, в которой воплотилась идея Step-down — объединения рамы и кузова. 

В общем-то, это был первый в истории несущий кузов. Подобное инженерное решение было принято, конечно же, в угоду дизайнерам (куда без них). Центр тяжести смещался вниз и визуально автомобиль выглядел более обтекаемо и цельно. И он становился значительно легче. Интересная статистика. В 1952-м году Шершни выиграли 27 гонок из 33. 

Этот рекорд до сих пор никто не перебил. А годом ранее бывший бортинженер суперкрепости B-52, а тогда уже владелец автомастерской и именитый гонщик Marshall Teague в одном из заездов Daytona 500 победил на Hornet с отрывом от ближайшего соперника в 400 метров. Впечатляет, не правда ли?

Пробежимся еще по парочке экземпляров, хотя остановиться очень сложно. Классический Fiat 500 Topolino (Мышка, Микки-Маус) не является представителем американского автопрома. Тут скорее всего ошибка с годом, Маус выпускался в Италии с 1936 по 1955 год и поздние выпуски выглядели совсем по-другому. 

Эту машинку можно увидеть в фильме «Римские каникулы». С 1957 года на смену пришел более привычный нам Nuova 500. это который похож на горбатого Запорожца. Многие почему-то считают, что до Nuova никаких пятисоток не было. Кстати, 500 это объем двигателя — 569 cc.

Очень красивый и нетипичный шрифт обнаружился внутри Cadillac La Salle Victoria coupe 1937. 

Снаружи она (мне кажется, это мэм) еще более интересна своими формами. Но я вам ее не покажу, приезжайте и щупайте сами :) Их исчезающе мало в этом мире. Машинка приехала из какой-то глухомани Штатов этой зимой. Пока ждет своей очереди на реставрацию под навесом…

Нечаянно ставший визитной карточкой музея восьмидверный аэропортный лимузин-универсал Pontiac Catalina. Да, опять Каталина. Я так понимаю, у Андрея к ним довольно трепетное отношение и я с ним согласен — много красивых машин не бывает. Когда-нибудь и ее восстановят. Может сделают из нее маршрутку станция — музей.

За кадром осталось очень много автомобилей как в поле, так и под крышей. Невозможно рассказать обо всех в рамках такого короткого репортажика. 

К сожалению, на территории машины не сопровождаются какими-либо рассказами. Как по мне. так это сильное упущение, потому что неподготовленному человеку очень сложно ориентироваться во всем этом великолепии.

Ну вот идете вы и видите в зарослях выглядывающую мордочку Willis Wagon. Ну Виллис и Виллис, их в отличном состоянии в каждом автомузее по десятку. Но это ж вагон! Тем и ценен. В США они выпускались с 46 по 64 год, а в Бразилии выпуск закончился аж в 77-м году. 

Вы знаете, что это, по современным меркам, первый кроссовер? 

Да, это первый спортивный внедорожник (SUV), а заодно и первый универсал, спроектированный для перевозки пассажиров. Первая маршрутка, так сказать. После войны с металлом было как-то не очень, а нужны были дешевые крытые автомобили. 

Элементарно: берется армейский джип и под него разрабатывается кузов, который буквально на коленке может собрать любое предприятие с доступом к листовому металлу. Да и листы нужны небольшие — не более 15 дюймов (45 см). На рынке в тот момент конкурентов не было. А еще это первый Willys с независимой передней подвеской. Откуда вы об этом узнаете? Ну, можете спросить у Андрея. Но не спрашивать же по каждому автомобилю.

Ом мани падме хум. И тебя вылечат.

Джанкярды в США это классические авторазборки/свалки, на которые можно прийти и практически на вес открутить/выкупить нужные запчасти со списанных автомобилей. 

К счастью, вместе с переездом наш отечественный джанкярд переименовался в Автокомбинат. И это правильно, потому что это уже не стоянка с полузаброшенными раритетами, а полноценная выставочная площадка. Надеюсь, ребята не сбавят обороты. Хотя, они так долго к этому шли, что я просто уверен в отличном результате.

Ну, а мы еще не раз придем к ним в гости. Раза в два больше фоток (есть там и La Salle Victoria) вот тут.

Координаты 55.342703,35.974402

По М1 108км налево на Борисово, далее до д. Цыплино, перед автобусным кругом направо к озеру, по главной еще километр. Стихийная парковка есть у ворот музея и вдоль дороги.

Для пешеходов: от станции Можайск автобус № 36 до конечной, далее пешком.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)