+1
Сохранить Сохранено 7
×

Россияне уже не в состоянии покупать товары по полной цене


Россияне уже не в состоянии покупать товары по полной цене

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Уже свыше половины россиян приобретают товары исключительно со скидками. Доля таких потребителей по итогам 2018 года достигла 50,6%, подсчитали в исследовательской компании Ipsos Comcon. Показатель впервые превысил психологически важную отметку 50%. В 2016 году он составлял 41%, в 2017-м достиг 45%.

Потребитель привык экономить и готов ждать начала скидок, понимая, что рано или поздно торговые сети предложат тот или иной товар по акции, констатируют в Ipsos. В некоторых категориях товаров повседневного спроса доля промо достигает уже 70% и продолжает расти, добавляют в «Nielsen Россия». По ее данным, в первом квартале 2019 года так или иначе экономили 69% россиян, еще 57% переключаются на более доступные продовольственные товары.

В Nielsen объясняют рост числа экономящих россиян продолжающимся ухудшением их материального положения и снижением индекса потребительского доверия. По данным Росстата, в первом квартале 2019 года реальные доходы населения упали на 2,3% в годовом выражении. Индекс потребительского доверия за тот же период опустился с 65 до 62 пунктов и достиг исторического минимума, пишет «Коммерсант».

Исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков поведал изданию, что в натуральном выражении продажи продуктов питания до сих пор не достигли докризисного уровня 2013 года. По его словам, розничный рынок оказался в таких условиях, когда промо постепенно приводит к сокращению доли товаров, продающихся без акций.

Но полностью отказаться от глубоких скидок в ситуации низкой покупательной способности населения довольно сложно, так как операторы розничной торговли должны это сделать синхронно, иначе в выигрыше останется сеть, которая сохранит скидки, добавил эксперт.

Дорога с двусторонним движением

© Роман Пименов/Интерпресс/ТАСС

Синхронный отказ от скидок попахивает сговором и противоречит антимонопольному законодательству, предупреждает заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров. Но даже если магазины действительно вдруг договорятся и одновременно перестанут предлагать промоакции, вряд ли это принесет им большое счастье. Просто уменьшится спрос. Люди либо вовсе откажутся от потребления каких-то товаров, либо переключатся на еще более дешевые категории.

При этом эксперт отмечает, что именно достаточно большое количество магазинов, которые регулярно проводят акции, позволяет гражданам покупать только такие продукты. Если скидки даются «раз в сто лет», человек вообще откажется от покупки товара или вынужден будет купить его по полной цене. Но и падение доходов населения, безусловно, здесь тоже играет важную роль — велика вероятность, что у многих россиян просто нет возможности приобрести определенные товары без скидки.

Продавцы подстраиваются под стагнацию доходов населения и, предоставляя скидки, стараются стимулировать потребителей на покупку, — констатирует аналитик.

В этой ситуации есть и хорошая новость: снижение потребительского спроса тормозит инфляцию, и вполне вероятно, что целевого показателя в 4% она в этом году достигнет даже быстрее, чем ожидает Банк России, прогнозирует эксперт.

Дальше все будет зависеть от дальнейшей динамики доходов населения. Люди же не от хорошей жизни экономят, не оттого, что у них протестантская этика, — замечает Назаров.

Если экономический рост будет вялым, соответственно, и доходы, и потребление останутся там же, где они сейчас. Люди абсолютно адекватно реагируют на текущую ситуацию в экономике, считает эксперт. Он не видит причин для ее существенного ухудшения. По его словам, пока ничто не говорит о том, что будет кризис, во всяком случае, ни в этом, ни в следующем году. Но и значимого улучшения тоже пока не просматривается.

Пока не произошло ни одного события, которое говорило бы о резком ускорении экономического роста. На ближайшие год-два, я думаю, ситуация сохранится на прежнем уровне, — говорит аналитик.

Плюс финансовая грамотность

© Павел Каравашкин/Интерпресс/ТАСС

Не только ухудшение материального положения заставляет людей экономить, считает исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин. Это еще и следствие растущего уровня финансовой грамотности россиян, уверен он.

Наконец-то можно наблюдать результаты работы соответствующих правительственных программ, частных школ и просветителей. В поддержку этого тренда выступает не только количество покупаемых со скидкой товаров, но и снижение количества обращений в различные МФО, — поясняет эксперт.

Еще одним драйвером роста популярности скидок, по его мнению, является доступность соответственных продуктов, сервисов и программ. Сейчас участник рынка, который оказывает какую-либо услугу, но не предоставляет различных промоакций и программ лояльности, автоматически теряет очки в конкурентной гонке.

И только после всего озвученного можно включить прочие факторы, в виде падения реальных располагаемых доходов, бедности и т. д. Если говорить об устоявшемся среднем классе, с приличным достатком, то статистика приобретения товаров по акциям и скидкам легко превысит результат общероссийского опроса, что говорит о том, что люди учатся экономить, — заключает аналитик.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)