Топ-5 самых удачных управленческих практик российских губернаторов

Экспертный институт социальных исследований представил мониторинг лучших практик регионального управления. Это перечень наиболее эффективных, по мнению экспертов ЭИСИ, мер и проектов, инициируемых российскими губернаторами.

Первым в списке идет ноу-хау главы Челябинской области Алексея Текслера. Во время ознакомительных поездок по региону он заезжает в места, не предусмотренные программой. О данной практике губернатор регулярно рассказывает в сети Instagram под хештегом #разворотТекслера. За несколько дней этот хештег стал пользоваться популярностью среди жителей региона. Теперь граждане выкладывают фото проблем и, добавляя хештег, предлагают Алексею Текслеру принять участие в их решении.


Такая практика, считают в ЭИСИ, подчеркивает готовность властей идти на контакт с жителями и решать волнующие их вопросы.

Нужно отметить, что за этой, казалось бы, простой формой стоит серьёзный вызов для главы региона и власти всех уровней региона. Проект Текслера требует ответственности и принятия решений, иначе он становится контрпродуктивным, — подчеркнул директор по политическому анализу Института социального маркетинга «ИНСОМАР» Виктор Потуремский.

«Понятная гражданам и близкая избирателям модель поведения, когда глава региона не обходит стороной „медвежьи углы“. Данный ход незатратен, губернатор не может работать „из кабинета“. Тиражируемость ограничивается размерами региона и списком территориальных проблем: в ряде случаев эффективней будет диалог с гражданами в формате прямых встреч, а решение вопроса может требовать согласований и инициатив на федеральном уровне — тут публичность не сработает. В таком случае новые технологии — это скорее канал сбора информации о проблемных темах и вопросах для формирования продуктивной работы», — добавил руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян.

На втором месте — инициатива главы Республики Башкортостан Радия Хабирова. По его поручению был подготовлен рейтинг оценки работы мэров и глав районов, включающий в себя 72 социально значимых параметра. Речь идет о доле аварийных домов в общем объеме жилищного фонда, количестве пожаров и ДТП со смертельным исходом в расчете на 10 тысяч человек, количестве работающих в муниципалитете предпринимателей и прочих аспектах.

Рейтинговая система Хабирова помогает более эффективно распределять региональные ресурсы, а также создает прозрачную систему мотивации сотрудников «на местах».

Проект точно определяет приоритеты в стратегии врио губернатора на повышение эффективности власти на всех уровнях. Качество управления муниципалитетами является не простой, проблемной темой для большинства регионов. Усилия власти на решение этих проблем, стремление сделать прозрачной ситуацию вокруг деятельности власти с высокой вероятностью вызовут общественный резонанс и поддержку со стороны большинства жителей, — уверен Виктор Потуремский.

На третьем месте — профилактическая акция «Здоровье», реализуемая врио губернатора Сахалинской области Валерием Лимаренко. Благодаря этой акции жители нескольких отдаленных городов региона имели возможность в выходной день и без предварительной записи обратиться к специалистам различных профилей и пройти комплексное скрининговое обследование.

«Акция „Здоровье“ интересна с точки зрения повышения качества управления отраслью здравоохранения. Многие нарекания к отрасли могут быть если не решены, то компенсированы как раз на уровне повышения эффективности и качества управления», — сказал Потуремский.

Четвертое место занимает инициатива мэра Москвы Сергея Собянина. Со 2 мая сотрудники центров «Мои документы» предоставляют ветеранам Великой Отечественной войны услуги на дому. Каждый участник программы может напрямую по телефону обратиться к персональному помощнику — сотруднику центра. Помощник при необходимости поможет ветерану получить необходимые государственные услуги, снять показания счетчиков, оплатить коммунальные услуги и так далее.

«Для регионов тиражирование московского опыта потребует затрат на обучение и перестройку системы работы с запросами граждан и базами данных и реестрами — тут потребуются целевые траты из региональных бюджетов. Однако реализация инициативы позволит в будущем распространить услугу на большинство граждан, что актуально для крупных регионов с низкой плотностью населения. В этом контексте инициатива будет популярна у подавляющего большинства граждан, которые не любят тратить время „на сбор бумаг и справок“», — полагает Петр Кирьян.

И замыкает пятерку лучших практик регионального управления — инициатива главы Забайкальского края Александра Осипова. На оперативном совещании регионального правительства он предложил обратиться к «активным общественникам и талантливым блогерам» за помощью в контроле нарушений при госзакупках.

Это не инновация — анализ госзакупок и общественный, и государственный (силами ФАС и Счетной палаты) проводится не первый год. Однако на региональном уровне это понятный гражданам рациональный ход, позволяющий оптимизировать бюджетные траты и выявить очевидные неприоритетные закупки. Затраты на такую инициативу минимальны — по сути регионы и так мониторят бюджетные траты. Результативность можно оценить в рамках одного бюджетного года — по сумме экономии или снижения затрат на госзакупки. Инициатива легко тиражируема на любой регион, — уверен Кирьян.

Всего в списке наиболее успешных практик глав регионов России значится 16 позиций. С полным перечнем мер и проектов, инициируемых губернаторами, можно ознакомиться на официальном сайте ЭИСИ.

Стоит заметить, что большинство представленных в списке глав регионов считаются так называемыми губернаторами новой волны. Петр Кирьян полагает, что данные руководители обладают двумя примечательными особенностями, которые характеризуют их как людей «нового времени».

«Первое — довольно последовательно вырабатывается линия на формирование обратной связи. Иногда это приобретает практически прямые формы, когда Текслер, к примеру, обходит дворы и общается с жителями вверенного ему региона с глазу на глаз. Но чаще это более технологичный способ — либо соцсети, либо электронные приемные. Собственно, этот механизм был рекомендован всем главам регионов, и потихонечку они начинают им пользоваться. Второе — это перерождение принципов управления. Сегодня запрос у избирателя довольно линейный. Он понимает, что выборы — это некая программа, некая стратегия действий на определенный срок. И если в ней что-либо заявлено, то избиратель, разумеется, будет спрашивать, сделано или не сделано. Если говорить совсем прямолинейно, это ставка на конкретные реализуемые в средней и долгосрочной перспективе проекты. Когда говорят о проектном подходе, именно это, наверное, имеют в виду», — пояснил эксперт в интервью «Ридусу».

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)