Почему Азербайджан забрал у Грузии монастырь в пограничной зоне

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Давний территориальный конфликт Грузии с Азербайджаном обострился вновь. Дело в том, что мусульманский Азербайджан претендует на грузинский православный храм Удабно, расположенный аккурат на линии границы между двумя странами в 65 километрах к востоку от Тбилиси. 

В этом конфликте переплелись региональные амбиции Баку, претендующего на «Великий Азербайджан», включающий в себя грузинский регион Квемо-Картли (города Марнеули, Рустави, Гардабани) и попытки давления на Грузию с целью склонить их на свою сторону в армяно-азербайджанском конфликте в Карабахе, а конкретно попытаться расширить блокаду Армении. И третий фактор — он больше психологический, поскольку в последние годы официальный Баку так много усилий вкладывает в популяризацию христианской албанской культуры, что создается такое ощущение, что им стыдно за свою веру: «…мы были христианами, но потом шайтан сбил с пути истинного». 


Но перестав уважать свою собственную веру и культуру, азербайджанцы рискуют стать изгоями как для мусульманского мира, так и для христианского. Как можно стыдиться принадлежности к мусульманской вере? 

Абсолютно нормальная и добрая религия, достойная уважения. Эдакая странная попытка противодействия растущему в Азербайджане исламскому фундаментализму. Чтобы разобраться в этой истории, я поехал на спорный участок границы между Грузией и Азербайджаном.

Пока я готовил эту статью, ситуация в районе монастыря Удабно вновь обострилась. Ранее достигнутые на высшем уровне договоренности между Баку и Тбилиси без всякой причины нарушили азербайджанские военнослужащие. Они с оружием в руках зашли в монастырь и церковь (очень странно для лиц, исповедующих ислам, — им не положено заходить в христианские храмы), обосновались там и заблокировали храм для посещения грузинским православным духовенством. 

Я далекий от веры человек, но мне бы не пришло в голову осквернить, скажем, мечеть, войдя туда с оружием в руках. Все же слишком уважительно отношусь к любой вере и традициям. Когда я служил в израильской армии и мы патрулировали Старый Иерусалим, нам строго-настрого запрещалось заходить с оружием в храмы, будь то мечети или церкви. 

Даже если бы священник нас пригласил выпить чаю, уж не говоря о физическом захвате грузинской церкви, как в случае с Азербайджаном. Вы только представьте, как бы азербайджанцы восприняли, если бы грузинские военные ворвались в их мечеть с оружием, осквернив храм? Но сами считают подобное нормальным.

Но прежде давайте покажу этот район и собственно монастырь. В этой живописной пустынной местности всего в часе езды на восток от Тбилиси расположено сразу несколько грузинских монастырей, вначале Натлистсмели, целиком выбитый в скале.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Потом вполне приличная грунтовая дорога петляет по холмам дальше, в сторону главного монастырского комплекса Давид Гереджи. Там недалеко, между монастырями не более 10 километров.

© puerrtto.livejournal.com

Пожалуй, это самый известный и самый доступный из всех монастырей восточной Кахетии, а ведь их в целом порядка 20, как уже говорилось выше. Другие доступны лишь посредством достойного внедорожника, а то и вовсе пешком. И надо же было такому случиться, что граница между Грузией и Азербайджаном проходит прямо через монастырь, отрезав от основной его части пещерный комплекс Удабно, являющийся его составной частью. 

Фактически азербайджанская территория начинается примерно в 200 метрах по прямой линии от Давид Гереджи, проходя прямой линией по высшей точки холма, на склоне которого расположен монастырь. В советское время административное деление между союзными республиками не имело особого значения, но вопрос обострился после обретения Грузией и Азербайджаном независимости.

Азербайджанцы заявили, что их часть монастыря является не грузинской, а албанской (имеется в виду Кавказская Албания, не имеющая к европейской Албании никакого отношения), и является частью Азербайджана. 

Надо сказать, что азербайджанцы сами запутались в том, кто такие албанцы и какое отношение к ним имеют сами азербайджанцы. 

Будучи мусульманами-шиитами, они считают себя потомками ранних христиан. Еще больше конфуза вызывает тот факт, что многочисленные армянские церкви на территории Азербайджана и Карабаха они тоже считают своим историческим наследием, чем невольно признают себя некой отколовшейся частью армянского народа. Короче говоря, полный бардак и разброд в мыслях и исторических параллелях.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Так вот, этот самый монастырь Давид Гареджи расположен в 200 метрах по прямой линии от границы Грузии и Азербайджана. И на него азербайджанцы как раз не претендуют. Но дальше, если подняться совсем немного вверх по склону горы, на которой расположен монастырь, вы попадаете на спорную территорию. 

Сейчас я стою точно на линии границы между двумя странами, вот идеально по навигатору одна нога в Грузии, а вторая в Азербайджане. Забора тут нет. Теоретически азербайджанцы могут вести прицельный огонь с этой точки по грузинским монахам и туристам, посещающим монастырь. Пока до этого не дошло, но вы же понимаете, это вопрос времени и политической обстановки.

© puerrtto.livejournal.com

Теперь взглянем на окружающую местность. Граница между двумя странами проходит прямо по хребту вытянувшейся на много километров горы, вот по этим скалам, уходящим вдаль.

© puerrtto.livejournal.com

Вот вид на восток, и если присмотреться, то на вершине горы вы заметите небольшую вышку. 

Сразу за часовней. Это маркер высоты, он же выполняет роль пограничного столба между Грузией и Азербайджаном, а тропинка, на которой я стою, — по сути, патрульная тропинка для пограничников. Справедливости ради, власти двух стран договорились, что место будет демилитаризовано и здесь будут свободно перемещаться монахи и туристы. Сейчас Баку эти договоренности нарушил и вот прямо здесь, на этой тропинке и возле часовни выставил своих военных. То есть сейчас вы туда не пройдете.

© puerrtto.livejournal.com

Иными словами, Баку претендует вот на эту часовню грузинской православной церкви, утверждая, что это «албанский» храм на азербайджанской территории. Если строго следовать топографии местности, то линия границы как бы «перерезает» часовню пополам, и Азербайджан претендует на ту дверцу, а грузинам оставляет алтарь в двух метрах от двери.

© puerrtto.livejournal.com

Но главным камнем преткновения является небольшой пещерный монастырь Удабно, расположенный примерно в 100 метрах от часовни, но левее и ниже. Посмотрите внимательно, вниз спускается тропинка, и там же справа в скале вырублены монашеские кельи и пещерная церковь. 

Столетиями грузинские православные монахи несли там службу, пока вдруг Азербайджан не заявил, что это их территория и монахи убирайтесь. Сейчас там пост азербайджанской армии, и эти 100 метров вам не пройти никак. Они превратили пещеры в укрепленный пункт и стоят там с оружием. Не знаю, какие у них указания сверху, но с учетом неуважения к чужой культуре и чувствам, а также к жизни человеческой (включая собственную) они легко пальнут в вас из автомата. Поэтому осторожно.

© puerrtto.livejournal.com

Вот карта этого места из «Гугла».

А на днях в монастырь Удабно попытался пройти для молитвы лидер Лейбористской партии Грузии Шалва Нателашвили, и азербайджанские военные его не пропустили. 

В присутствии десятков журналистов всех центральных телеканалов Грузии он прямым текстом заявил азербайджанским военным: «Оккупанты, убирайтесь к себе в Среднюю Азию, откуда вы пришли! Это наш христианский храм!» (полная видеозапись инцидента здесь).

Что остается добавить? Ситуация очень неприятная и провоцирует не только региональные конфликты на пустом месте, но и исламский фундаментализм в Азербайджане вкупе с ответной исламофобией со стороны вполне миролюбивых грузин.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (6)

  • Small default
    Сэм13 мая, 12:57

    В Кавказской Албании жили лезгиноязычные народы. азербайжданцы кочевники, но претендуют на все хорошее

  • Small default
    Alex KALININ 13 мая, 15:32

    Журналист-провокатор.

  • Small default
    Aza Aliyeva14 мая, 11:03

    Грузия🇬🇪 ☮️ Азербайджан 🇦🇿

    Не поддадимся провокации

  • Small default
    FUAD SOLTANOV15 мая, 09:41

    Хотите монастр.Верните тогда Борчалы,Габал.

  • Small 5c9dd890b3
    Nikita Lobko28 мая, 23:59

    Плиний Старший и Страбон. А Птолемей относил Телави, Тбилиси и Тианети к албанским городам .
    Проще говоря, значительная часть территории Грузии и ее нынешняя столица – Тбилиси – находятся там, где исторически находились земли Кавказской Албании. Это не основание для территориальных претензий и перекройки границ, но факт остается фактом.

    Что касается комплекса Кешикчидаг, то история свидетельствует: Давид Гареджи, именем которого этот комплекс называют в Грузии, был сирийским христианином, который прибыл вместе с группой последователей на Кешикчидаг якобы в VI веке. К этому моменту здесь уже находились обжитые пещерные комплексы. Само слово «гараджа» («гареджа», «гареджи») по-тюркски означает «странствующий монах, отшельник». То есть в переводе с тюркского языка получается Давид-отшельник. А во втором номере газеты «Тифлисские ведомости», выпущенном в январе 1832 года, автор К.С. Гордеев отмечал, что в VI веке в Грузии «татар», то есть азербайджанских тюрок, живших на правом берегу Куры, возглавлял Бабакер, и именно он построил первую церковь в монастырском комплексе Кешикчидаг («Тифлисские ведомости», январь 1832 г., № 2). Христианские памятники в этой области являлись не грузинскими диофизитскими церквями, а монофизитскими – то есть представляли собой образцы албанского культурного наследия, принадлежавшие в свое время независимой Албанской церкви. Практически все грузинские постройки появились в Кешикчидаге после XIX века, когда царская Россия допустила сюда грузинскую церковь. Все грузинские фрески и росписи в пещерах относятся к XIX–XX векам, что подтвердили анализы, сделанные учеными Национальной академии наук Азербайджана. То есть практически весь комплекс монастырей – это современный новодел, не имеющий отношения к Средневековью.

    Это и есть мнение научных кругов – и азербайджанских, и мировых, и даже грузинских