Печальная история троллейбусов Катманду

© griphon.livejournal.com

© griphon.livejournal.com

Как вы думаете, куда я мог пойти в самую первую очередь, прибыв в Непал?

К подножию Эвереста? Нет. В трэк вокруг Аннапурны? Тоже нет! Ну, наверное, тогда какие-нибудь известные буддистские ступы или монастыри? Или индуитский храм Пашупатинатх? Опять нет. Площадь Дурбар в самом центре Катманду? Многие с неё начинают знакомство с Непалом. Но нет.

Конечно же, в первый день, прибыв в Катманду, я пошёл смотреть бывшее троллейбусное депо.


Да, в Катманду когда-то были троллейбусы. Такие же необычные и крышесносные, как и сам Непал. Маленькие, левосторонние, старые, в общем — очень колоритные.

© griphon. livejournal.com

Увы, в 2008 году движение троллейбусов в Катманду было закрыто. По сути не так давно — знаю многих, бывавших в те годы в Непале, они могли его застать и проехать даже. В общем то, был всего один маршрут длиной 13 км, ну и ходило по нему порядка 20−25 машин. За несколько лет до закрытия маршрут сократили до 3−4 км, а потом и вовсе упразднили.

Троллейбус в Катманду был открыт в 1975 году при помощи Китайской Народной республики. 

Линия соединяла город с пригородами Мадхяпур, Тими и Бхактапур. Китай поставил около 30 троллейбусов Shanghai, переоборудовав их в левосторонние (хотя у первых машин кабина водителя оставалась справа).Сперва линия пользовалась большим спросом. 

Но постепенно из-за недостатка квалифицированных кадров машины начали выбывать из строя, линия начала чахнуть. С 2001 по 2003 годы троллейбус не работал, и казалось, что уже всё. Однако власти Катманду нашли в себе силы восстановить движение. Пригородные муниципалитеты отказались участвовать в финансировании заведомо убыточного проекта, и из 13 км было восстановлено движение только по 5, в черте самого Катманду.

© griphon. livejournal.com

Но система уже не могла работать стабильно. Старые троллейбусы ломались, восстанавливать их часто не получалось. Да и «рогатым», привязанным к контактной сети, было тяжело маневрировать в пробках среди лихачащих машин и маршруток. 

Интервалы стали высокими, на линию удавалось выпускать 3−4 машины. Порой движение прерывалось на несколько часов, а то и дней. В конечном итоге в ноябре 2008 года троллейбус в Катманду был окончательно закрыт.

© griphon. livejournal.com

И сейчас, спустя 10 лет после закрытия, троллейбусы стоят на территории депо, целые, но вредимые. 

Само депо оказалось найти довольно просто — несмотря на большой город, оказалось, что гуглокарты до сих пор показывают остановку рядом с депо как Troly depo.

© griphon. livejournal.com

Какое-то время территория использовалась для отстоя маршруток, но теперь и их отсюда изгнали. Кусок депо огородила какая-то секретная или военная контора, положив по периметру колючую проволоку и поставив часового с ружьём.

© griphon. livejournal.com

Остальная территория условно свободна для посещения — хоть и стоит охрана, она как-то сквозь пальцы смотрит на ходящих туда-сюда.

© griphon. livejournal.com

Троллейбусы стоят и там и там, по идее одни можно фотографировать, а другие — нет (часовой не преминул информировать об этом).

© griphon. livejournal.com

Почему за столько лет эти машинки никуда не увезли, не распилили — загадка.

© griphon. livejournal.com

Но и хорошо, осталось хоть такое прямое свидетельство существования троллейбуса в городе.

© griphon. livejournal.com

У троллейбусов были даже свои госномера. Правда всё на непальском.

© griphon. livejournal.com

«Не забывайте оплачивать свой проезд»

© griphon. livejournal.com

Вот это охраняемая подтерритория. Но с этой стороны охранник не видит. Это был основной ремонтный бокс.

© griphon. livejournal.com

Депо — единственная территория, где сохранилась контактная сеть. Можно посмотреть как она выглядела.

© griphon. livejournal.com

Интересно, как он не проржавело и не сгнило за все эти годы. Не сказать чтобы тут такой уж сухой климат.

© griphon. livejournal.com

Салон машин в различном состоянии разобранности,

© griphon. livejournal.com

Где-то даже ещё сидения сохранились.

© griphon. livejournal.com

Жалко, конечно, что систему закрыли: посмотрите какие они милые и прикольные. Непальцы могли бы их как фишку города использовать, так как это делают в чилийском Вальпараисо. И даже сейчас восстанови парочку, ну просто можно поставить где-нибудь как памятник.

© griphon. livejournal.com

Помимо стоящих в депо машин, на одном из участков линии сохранились растяжки для контактной сети.

© griphon. livejournal.com

На большей части трассы же заменили все столбы

© griphon. livejournal.com

И всё — больше никаких свидетельств присутствия троллейбуса в городе Катманду не осталось.

© griphon. livejournal.com

Вот такая грустная история. Может обратиться в министерство туризма Непала? Указать им что вот такой уникальный объект пропадает. Пока машины не порезаны можно хотя бы их восстановить для музея. Или им и так хорошо с Эверестом и прочими Гималаями, туризм особо не страдает?

© griphon. livejournal.com

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)