+1
Сохранить Сохранено 7
×

Что ждет сегодняшних российских студентов на рынке труда


Что ждет сегодняшних российских студентов на рынке труда

Коммерческий менеджмент, аналитика и предпринимательство являются топовыми приоритетами россиян, готовящихся к выходу на рынок труда, выяснили исследователи Высшей школы экономики.

Почти треть (28%) студентов после окончания вуза планируют заниматься практической работой в коммерческом секторе (менеджерской и аналитической работой в фирмах, работой в частных клиниках, школах и вузах).

Управленческая работа в коммерческом секторе привлекает 19% опрошенных студентов.

Предпринимательская деятельность интересует почти 13% опрошенных студентов.

Интересно, что примерно столько же учащихся планируют работать в бюджетном секторе (в поликлинике, в школе и т. д.) — это, видимо, те самые профессионалы, про которых премьер Дмитрий Медведев как-то сказал, что они работают не за деньги, а по призванию.

Работать в академической и научной сфере планируют 10% студентов.

Чиновничья стезя заинтересовала 9,5% учащихся. А 2,6% студентов вообще не собираются работать (наверное, могут себе позволить).

При этом более 90% российских работодателей считают, что у соискателей вакансий недостаточно практических навыков.

Ощутимо, что на рынке труда увеличивается разрыв между профессиями, которые действительно требует российская экономика, и теми специальностями, по которым готовят в вузах и профессиональных учебных заведениях, сказала «Ридусу» профессор кафедры труда и социальной политики РАГС Людмила Берестова.

В России сегодня отсутствует механизм обратной связи между рынком труда и рынком образования. В результате на рынок труда выбрасывается огромная масса молодых специалистов, которые этому рынку не нужны, — пояснила она.

Как это ни режет слух, но быть квалифицированным специалистом в современной российской экономике просто невыгодно, говорит профессор.

Даже если вынести за скобки вопросы оплаты труда, для квалифицированного специалиста должны существовать, во-первых, соответствующие условия работы, а во-вторых, фронт таких работ. Чтобы быть в состоянии взять на работу людей, вооруженных современными компетенциями, само производство должно быть восприимчиво к таким компетенциям. Если на предприятии производят продукцию с помощью, условно говоря, кувалды и лома, то где там найдет себе применение программист или инженер-робототехник? — задает она риторический вопрос.

С этим согласен и эксперт Научно-образовательного центра по цифровой экономике МГУ Василий Куприяновский. Однако, считает он, это не является каким-то сугубо российским злом.

Переход от материального производства к высокотехнологичному, „цифровому“, дает качественный скачок производительным силам. Но есть и оборотная сторона медали: все страны, которые переходили от индустриального уклада к высокотехнологичному, испытали феномен, именуемый „инновационной безработицей“. Это неизбежная плата за прогресс, когда старые профессии исчезают и сотни тысяч и миллионы человек не находят себе применения на рынке труда, — сказал он «Ридусу».

В ноябре 2018 года Boston Consulting Group выяснила, что структура занятости в России соответствует структуре сырьевой колонии: более 80% трудоспособного населения России не имеют навыков и компетенций для работы в современной экономике.

Чаще всего граждане России работают водителями, продавцами и охранниками. Причем суммарная доля этих профессий в структуре занятости продолжает расти на протяжении последних 15 лет. Высококвалифицированным трудом, относящимся к категории «знание», заняты лишь 17% населения РФ.

С тем, что проблема заметной оторванности учебных программ от запросов рынка труда в современной России существует, согласен и руководитель проекта JobFair.ru Денис Чернышев.

На рынок труда России вышло потерянное поколение. И если руководство страны не откажется от политики консервации, не допустит свободной конкуренции, нынешние студенты и школьники рискуют стать вторым потерянным поколением подряд. На российском рынке труда никто никому не нужен, крест-накрест, вот где собака зарыта, — сказал он «Ридусу».

«Крест-накрест», по выражению эксперта, выражается в том, что некачественная экономика не дает стимулов для получения качественного образования (кандидат наук и кассирша получают одинаковые деньги), а некачественное образование не снабжает экономику кадрами, необходимыми для развития передовых отраслей.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (1)

  • Владимир
    Владимир 17 апреля 2019

    мечтать не вредно,а очень вредно. а реально чем выпускники занялись ?

    Ответить
    1 +