+1
Сохранить Сохранено 7
×

Гамбс и Бугатти: воссозданы исторические интерьеры Царицыно


Гамбс и Бугатти: воссозданы исторические интерьеры Царицыно

В музее-заповеднике «Царицыно» до середины мая открыта выставка «Русский интерьер. От барокко до минимализма», которая охватывает более трёх веков российской истории.

Корреспондент Мосгортура специально для «Ридуса» Сергей Аверьянов ознакомился с экспозицией, в которой представлены более 400 предметов мебели, посуды, дизайна и живописи из экспонатов нескольких российских музеев, художественных галерей и частных коллекционеров.

Многообразие стилей

Выставка исторических интерьеров в «Царицыно» хороша тем, что на сравнительно компактном пространстве представлены предметы высокого качества и работы знаковых мастеров, которые показывают стилистическое разнообразие мебельного искусства в нашей стране от допетровских времён до хрущёвской оттепели. 

Экспозицию можно вдумчиво осмотреть за час с небольшим и при этом получить представление о больших стилях от барокко до ампира и направлениях искусства от эклектики до минимализма.

Общий вид одного из залов Государственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей заповедник Царицыно

Знакомые имена

Мебель по проектам архитекторов — отдельная страница истории интерьера и отсылка к тем временам, когда зодчие, продумывая даже самые масштабные постройки, начинали с общего плана строения и заканчивали дизайном ручки шкафа или ножки кровати. От архитекторов порой не отступали и художники, тоже мастерившие или проектировавшие мебель.

Мастером этого ряда был, например, создатель ансамблей Дворцовой и Сенатской площадей северной столицы Карл Росси. 

Когда в начале XIX в. в моду вошёл ампир, он специально уехал во Францию на пару лет, чтобы овладеть его секретами — как архитектурными, так и мебельными.

Архиерейское кресло Росси Государственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей заповедник Царицыно

Обучался мебельному дизайну в Париже Андрей Воронихин. Разработка интерьеров императорской резиденции в Павловске после того, как в 1803 г. оригинальную обстановку уничтожил пожар, принесла ему не меньше славы, чем возведение Казанского собора в Петербурге.

Среди мебельщиков по совместительству были гении московского и бельгийского модерна Фёдор Шехтель и Анри ван де Велде, мастер исторической живописи Аполлинарий Васнецов, автор советского Дома на набережной Борис Иофан. Последний проектировал для заселявшихся в этот дом мебель в духе рождённого в СССР конструктивизма. 

Каждый предмет — на выставке представлены кресло и прикроватная тумба — формально принадлежал государству и имел инвентарный номер, а раз в год наличие народного имущества сверялось по описи.

Мебель Иофана Государственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей заповедник Царицыно

Выдающиеся мастера-мебельщики

Как у любого полноценного вида искусства, у мебельного тоже имеются свои великие мастера. Если искусствоведение не ваш конёк, проверьте себя — сколько имён знаменитых мебельщиков вам известно за исключением несчастного Гамбса, чей гарнитур на протяжении целого романа варварски уничтожали герои Ильфа и Петрова?

К слову, гамбсовскую мебель — она в экспозиции тоже представлена — придумывали и собирали два поколения этой немецкой семьи. Поставщиком российского императорского двора их мастерская стала ещё при основателе династии, Генрихе Гамбсе, и до середины XIX в. она оставалась среди лучших в Петербурге.

Другая значимая династия — Рёнтген, немецкие краснодеревщики XVIII в., однофамильцы знаменитого физика. Кстати, эту фамилию правильно произносить через «ё» и с ударением на первый слог. 

Не только мебель, но и часы Давида Рёнтгена покорили ведущие монаршие дворы Европы. Среди его клиентов была и Екатерина II. Мастер добился успеха в Париже, который уже тогда был законодателем моды, но все усилия перечеркнула Великая французская революция.

Часы Рёнтгена Государственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей заповедник Царицыно

Француз Жорж Жакоб обставлял дворцы Людовика XVI и Марии-Антуанетты, а его сыновья обустраивали быт Наполеона и Жозефины. Их мебель была настолько популярна, что после того, как в России был введён запрет на ввоз предметов роскоши из-за границы, возник «русский жакоб», наводнивший помещичьи усадьбы.

Секретер братьев Жакоб Государственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей заповедник Царицыно

Отечественным мастером XVIII в., который ничуть не уступал иностранцам, был крепостной столяр Матвей Веретенников. Его наборную мебель — на выставке есть бюро и столешница — порой приписывали заморским искусникам, что было показателем качества.

Бюро Веретенникова Музей-заповедник «Царицыно»

Среди заметных имён «Русского интерьера» вы обнаружите итальянца Карло Бугатти, чей сын Этторе ещё больше прославил фамилию как конструктор автомобилей. Или мебельного фабриканта в четвёртом поколении Николая Шмита. Вместо семейного бизнеса, он направил свою энергию на дело революции, что привело к печальному концу и самого юношу, и дело его предков. 

В 1905 году фабрика оказалась в эпицентре боёв на Пресне и сгорела дотла под огнём правительственной артиллерии. Революционер Шмит попал в тюрьму, где погиб при невыясненных обстоятельствах в возрасте 23 лет, предварительно отписав своё состояние партии большевиков. Его имя осталось в топонимике города в названии Шмитовского проезда.

Стол фабрики Шмита в стиле рококо Государственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей заповедник Царицыно

Мебельная специфика

Это самая сложная, но и самая благодарная для любознательного посетителя составляющая осмотра. 

Во-первых, кроме стилей, известных по другим видам искусства, у мебели имеются подстили, присущие только ей. Иногда у них есть собственные названия, такие как «чиппендейл» (фамилия английского мебельщика XVIII в., не путать со спешащими на помощь героями Диснея), или «бидермайер» (обстановка домов немецких бюргеров XIX в.). 

Часто подстили привязаны к правлению какого-нибудь европейского монарха, двор которого выступал своеобразной выставкой достижений мебельного хозяйства. Например, стиль королевы Виктории. В годы её правления Англия достигла вершины своего могущества, а в британском интерьере возобладала «боязнь пустого пространства». 

В викторианском стиле выполнен, пожалуй, самый броский экспонат выставки — столик для рукоделия, каждый сантиметр которого украшен инкрустацией, резьбой и росписью.

Столик в викторианском стиле Государственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей заповедник Царицыно

Во-вторых, для создания лучших образцов мебели мастера использовали особые художественные приёмы. Среди них, например, интарсия и маркетри. И то, и другое — вид мозаики «дерево по дереву», разница заключается в технологии. 

Интарсия — более ранний и трудоёмкий способ, при котором узор составлялся врезкой кусочков ценных пород дерева в отличную по текстуре основу. Маркетри — более тонкая техника, в которой для набора рисунка используют плашки небольшой толщины, около 4−5 мм.

Наборное дерево Сергей Аверьянов

В-третьих, некоторые названия предметов обстановки старинных интерьеров провоцируют посетителя заняться поиском давно забытых слов. Вдруг выяснится, что светец, шандал, миракль, канделябр и жирандоль — это разные виды одного и того же, светильника. Или окажется, что кабинет — это не только рабочая комната, а канапе — не обязательно вид фуршетного лакомства.

Настольный кабинетик Государственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей заповедник Царицыно

Уникальные экспонаты

Заметных предметов на выставке множество. Иногда стоит обратить внимание на внешне неброский экземпляр. Например, на кованые стул и табурет середины XVIII в., выполненные из воронёной стали мастерами Тульского оружейного завода.

Тульский кованый стул Государственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей заповедник Царицыно

К выдающимся произведениям русского мебельного искусства специалисты относят стол и стул, сделанные художником Константином Орловым для московской «Выставки архитектуры и художественной промышленности нового стиля» 1903 года. Та выставка ознаменовала рождение на русской почве стиля модерн.

Стул Орлова Государственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей заповедник Царицыно

Широко представлены предметы русского стиля второй половины XIX в. от продукции знаменитых мастерских в Абрамцево и Талашкино до зеркала в потрясающей резной раме работы художника Виктора Гартмана. Это после посещения его посмертной выставки у Мусоргского родилась сюита «Картинки с выставки».

Зеркало Гартмана Государственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей заповедник Царицыно

Наконец, самый крупный предмет экспозиции — «Толстовская книжница», сделанная для Всемирной выставки в Чикаго 1893 года архитектором и художником-декоратором Иваном Ропетом. Шкаф-монумент вмещал все вышедшие к тому моменту произведения Льва Толстого, слава которого гремела по всему миру.

Толстовская книжница Государственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей заповедник Царицыно

Идея принадлежала Татьяне Семечкиной, племяннице секунданта Пушкина Константина Данзаса. Она также была искусным пирографом, мастером выжигания по дереву, и выполнила в этой технике все девять изображений великого романиста на панелях шкафа, взяв за основу портреты Ильи Репина.

Кроме того, этот шедевр русского стиля снизу доверху украшен резьбой — от расположившейся у подножия фигурки льва, явно навеянной владимиро-суздальским зодчеством, до копии скульптуры Ильи Гинцбурга «Толстой за работой» на его вершине.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)