Как система госзакупок уничтожает экономику России

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Объемы «распила» государственных средств при госзакупках нарастают как снежный ком, следует из отчета Счетной палаты по итогам 2018 года.

Практически каждый третий контракт (28,3%) заключался на неконкурентной основе — то есть с заранее известным подрядчиком, в обход формальных процедур тендеров.


В 2018 году с нарушениями были заключены госконтракты на 294,6 млрд рублей. Это рост в 2,5 раза по сравнению с 2017 годом и в 5,5 раза по сравнению с 2016-м.

Почти 40% выявленных случаев приходится на необоснованное увеличение стоимости контрактов. Еще 20% — это нарушения, связанные с приемкой работ, в результате которых зачастую оплачиваются фактически не выполненные услуги.

В цифрах, обнародованных СП, удивляет не то, что распил средств достиг таких масштабов, а то, что еще вообще остается какая-то часть аукционов, проводимых по конкурентному принципу, говорит директор Национальной ассоциации институтов закупок Алексей Ульянов.

Существующая система настолько уродлива, что нигде в мире ей аналогов нет, и она упорно эволюционирует, превращаясь в еще более уродливого монстра. Свою лепту в эту эволюцию вносят, как ни прискорбно, ФАС и Минфин, которые стремятся воспрепятствовать переговорам между участниками аукционов. Формально — с целью борьбы со сговорами участников. Но на деле это приводит не к росту конкуренции, а к прямо противоположным результатам, — сказал он «Ридусу».

Система госзакупок a la Russe ставит с ног на голову саму идею аукциона как инструмента выбора самого экономически рационального варианта той или иной торгово-закупочной операции, поскольку в ней реализуется принцип Остапа Бендера «утром — стулья, вечером — деньги» (а должно быть наоборот).

В процессе госзакупки покупатель имеет все возможности так описать требуемый ему заказ, что выполнить эти условия не сможет ни один независимый поставщик. То есть еще до начала аукциона понятно, под кого он проводится, и так называемый тендер превращается в фарс, — говорит эксперт.

В итоге система госзакупок вместо развития конкуренции между производителями приводит, напротив, к монополизации рынка.

С ног на голову поставлена и схема определения цены на таких псевдоаукционах.

Предложения по цене должны исходить от продавца, а не от покупателя, это ведь базовый принцип рыночной экономики! Если же цену определяет покупатель, то это создает раздолье для всяческих мошеннических схем, позволяющих, условно, продать килограмм огурцов за миллион рублей. И этот миллион будет выплачен из бюджета — то есть из кармана налогоплательщиков, — возмущается Ульянов.

О том, что система госзакупок в ее существующем виде приводит к уничтожению независимых производителей товаров и услуг, все эксперты (и в России, и за ее пределами) знают уже полтора десятка лет; об этом экспертные группы написали сотни докладов и исследований, об этом не раз говорил даже глава СП Алексей Кудрин.

Но организаторам системы госзакупок «все это как об стенку горох», говорит Ульянов.

Добросовестные участники таких «аукционов» просто устранены от участия в них, поскольку малый и средний бизнес не в состоянии преодолеть порог входа на такие торги. Если бы тендеры проводились в интересах экономии средств заказчика, то ему часто было бы выгоднее вообще никаких тендеров не проводить, особенно когда речь идет о закупке какого-то несложного оборудования, которое можно купить в готовом виде.

Но когда на закупку какого-нибудь простого карандаша объявляется тендер на суммы, многократно превышающие объективную стоимость товара, совершенно очевидно, что интерес организаторов таких аукционов вовсе не в экономии бюджетных средств, — говорит эксперт.

По его словам, до 99% победителей торгов в системе госзакупок — это фирмы-однодневки, созданные исключительно с целью победы на подобных аукционах. Проследить бенефициаров таких фирм бывает очень сложно — это еще одна причина, по которой распил государственных средств ежегодно нарастает вопреки все докладам и разоблачениям.

Результатом многолетнего применения такой системы стало полное уничтожение целых отраслей российской промышленности — в первую очередь легкой. Это целенаправленное убийство действительно конкурентоспособных предприятий. Выгодно это владельцам тех самых подставных фирм, а еще решалам, которые имеют доступ к контролирующим госорганам, в тот же самый ФАС, — считает Ульянов.

В таких обстоятельствах как-то не удивляет, что в 2018 году объем теневой экономики России достиг 20 трлн рублей. Это больше одной пятой части (20,7%) ВВП страны и больше расходов всего федерального бюджета на 2019 год (18 трлн рублей).

Источники огромных оборотов теневой экономики, которой «все как об стенку горох», надо искать в столь же огромном уровне коррупции, предлагает свою версию эксперт Института прикладных экономических исследований Андрей Покида.

При том количестве правоохранительных органов и их техническом оснащении, казалось бы, в самом деле муха незамеченной пролететь не должна была бы. А мы видим, что „незаметно“ проскакивают мамонты. И слово „незаметно“ следует закавычить — потому что те, кто обязан эти полулегальные и нелегальные денежные потоки пресекать, отлично осведомлены, что откуда вытекает и куда течет, — сказал он «Ридусу».

Уровень теневой экономики остается в России на примерно одном уровне в том числе и потому, что чем больше контролирующих структур создает государство, тем больший объем занимают коррупционные откаты.

Однако российская система откатов постепенно становится все более цивилизованной, насколько этот термин применим к коррупционным явлениям вообще, говорит «Ридусу» директор Института госзакупок Андрей Храмкин:

В первые годы воровство в госзакупках шло, образно говоря, на уровне „прапорщиков“: украл, убежал и надеешься, что тебя не поймают за руку. Но постепенно участники торгов научились воровать, как ни цинично это звучит, более профессионально, на уровне белых воротничков: то есть находя такие варианты, которые не позволяют формально придраться к процессу определения победителя тендеров, хотя практически воровство имело место.

По мнению Храмкина, в сам механизм системы госзакупок заложена возможность злоупотреблений, особенно если ее участники хорошо подкованы юридически. Причем, не соглашается он с Алексеем Ульяновым, российская система ничуть не более уродлива, чем в любой другой стране, где такой механизм используется.

Мы видим по тому же докладу Счетной палаты, что относительный порядок в системе госзакупок в России есть, ведь хотя нарушения при проведении тендеров составляют значительный процент, все-таки большинство из них было проведено по закону. Да и какая-то часть из выявленных нарушений тоже связана не со злонамеренным желанием кого-то обмануть, а с неграмотностью исполнителей, — говорит эксперт.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

Чем порадует посетителей МАКС-2019

XIV Международный авиационно-космический салон пройдёт в период с 27 августа по 1 сентября 2019 года в подмосковном городе Жуковский. Впервые событие состоится при партнёрской поддержке Китайской Народной Республики, символизируя в год 70-летия установления дипломатических отношений между двумя странами приверженность развитию взаимовыгодного сотрудничества в сфере науки и техники.


Представляя ключевые российско-китайские проекты, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Бочаров подчеркнул, что видит большое будущее совместных разработок, в том числе перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера CR929, тяжёлого гражданского вертолёта и авиационного двигателя большой тяги. «Это флагманские проекты, но они ведут за собой множества совместных разработок компонентов и систем, создание сервисной системы, позволяющей обеспечить поддержку продукта на протяжении всего жизненного цикла», — дополнил он. Оценить преимущества CR929 поможет демонстрация полноразмерного макета фюзеляжа, в которой можно будет увидеть кабину экипажа, а также пассажирские салоны и служебные помещения самолёта. Макет разместится в специально возведённом павильоне.

Заместитель директора Департамента промышленного оборудования Министерства промышленности и информатизации КНР Минхуа Цянь дополнил, что в настоящее время в России работает большая делегация из Китая, которая обсуждает вопросы совместной организации деловой и выставочной программ. Как ожидается, будет сформирован национальный павильон китайской аэрокосмической индустрии, в котором свою продукцию продемонстрируют ведущие производители и научные организации. «Мы организуем участие ведущих китайских аэрокосмических корпораций, которые представят наиболее значимые разработки в области ближне- и среднемагистральных самолётов, а также беспилотных летательных аппаратов», — заявил господин Цянь.

Формирование выставочной программы

Выставочная программа салона будет превосходить предыдущие мероприятия не только за счёт масштабного участия китайских партнёров, но и за счёт организации новых разделов выставки, отметил генеральный директор ОАО «Авиасалон» Александр Левин. Впервые будет организован раздел «Сделано в России», в рамках которого ряд регионов с развитой авиационно-космической промышленностью организуют собственные экспозиции, сделав акцент на компаниях-поставщиках 2−4 уровней. «Такие регионы как Республика Татарстан, Ульяновская, Нижегородская, Самарская и Смоленские области представят экспозиции своих предприятий, акцентировав внимание на комплектаторах второго-четвёртого уровня», — отметил он, дополнив, что поддержка экспонентов МАКС-2019 со стороны Российского экспортного центра позволит предприятиям, представляющим сегмент малого и среднего бизнеса, существенно сократить затраты на участие в салоне.

Также новацией станет организация экспозиции, посвящённой авиатранспортной логистике. Совместно с Группой компаний «Волга-Днепр» будет создана карго-деревня, где на тематической площадке будут продемонстрированы уникальные возможности для развития экспорта услуг авиационных грузоперевозок. Впервые участие в МАКС примет Центр подготовки космонавтов с рядом натурных экспонатов, среди которых Ил-76МДК, в котором отрабатывают действия космонавты в условиях невесомости, новейший пассажирский лайнер Ту-204−300, предназначенный для перевозки космонавтов, специализированный самолёт L-39, на котором отрабатываются действия при осуществлении стыковки космических кораблей в ручном режиме.

На статической экспозиции и в лётной программе будет представлено множество натурных экспонатов, среди которых особое место займут новейшие МС-21−300, Ил-112 В и Ил-114−300. Также будут демонстрироваться самолёт-топливозаправщик Ил-78М-90А, летающая лаборатория Ту-214ЛМК, учебные самолёты Як-130 и Як-152, авиатехника производства ТАНТК им. Бериева. Большая линейка вертолётов гражданского и военного назначения будет представлена холдингом «Вертолеты России». Запланирована демонстрация авиатехники иностранного производства, в том числе магистральных лайнеров Airbus, Boeing, вертолётов Leonardo, других разработок.

Подводя предварительные итоги, А. Левин констатировал, что подготовка выставочной программы идёт по плану, опережая по количеству участников и объёму забронированных площадей показатели предыдущих лет. Так зарегистрировано более 350 компаний из 21 страны, которые разместят свои экспозиции на площади более 26 тыс. кв. м. (без учёта национального павильона КНР). В целом участниками МАКС-2019 могут стать более 700 компаний. «Мы надеемся, что выйдем на показатели более 30 стран-участников, по экспонентам мы превысим отметку 700 компаний», — поделился планами гендиректор ОАО «Авиасалон».

Деловая программа МАКС-2019

Интерес участников салона к проведению в рамках МАКС конференций, круглых столов и брифингов традиционно высок, что заставляет организаторов задуматься об увеличении площади конгресс-центра. «Мы планируем расширить конгресс-центр, потому что ожидаемое количество мероприятий заставляет нас думать о том, чтобы дать участникам больше места», — заявил заместитель генерального директора ОАО «Авиасалон» Владимир Советкин. В предварительной программе сейчас порядка 50 крупных мероприятий, как традиционно проводимых на МАКС, так и вновь организованных.

Основным тематическим направлением станет гражданское авиастроение, а также тема диверсификации производства. Готовится большая конференция, партнёром которой выступит «Новикомбанк». Участники мероприятия будут обсуждать вопросы увеличения доли гражданской продукции в объёме выпуска предприятий авиапрома. Уже в третий раз в рамках МАКС состоится Международный аэрокосмический конгресс, привлекающий внимание ведущих российских и зарубежных предприятий, научных и образовательных учреждений. Научные центры, такие как ЦАГИ, ВИАМ, ГосНИИ АС проведут конференции по прикладным вопросам.

Также среди новаций МАКС-2019 — специальный павильон, в котором разместится экспозиция авиации общего назначения, значительно переработанный раздел «Вузовская наука». Получат дальнейшее развитие деловые брифинги и система назначения встреч Match-Making.

Подготовка демонстрационной программы

Обширная лётная программа по-прежнему останется одной из визитных карточек Международного авиационно-космического салона, и в 2019 году устроитель мероприятия планирует представить посетителям выставки программу, составленную из выступлений пилотажных групп, а также демонстрации новейших образцов самолётов, вертолётов и планеров, беспилотных летательных аппаратов.

В соответствии с договорённостями с Воздушно-космическими силами России, ожидается показ ведущих отечественных авиационных групп высшего пилотажа. Среди гостей МАКС будут пилотажные группы «Русь» и «Первый полёт», Baltic Bees. Направлены приглашения в адрес пилотажных групп Италии, Латвии, Литвы, Турции, Объединённых Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии.

Справка

Международный авиационно-космический салон МАКС-2019 будет проведён в период с 27 августа по 1 сентября в г. Жуковский Московской области согласно Постановлению Правительства от 30 октября 2017 года № 2403-р и распоряжению Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 года № 2523-р. Организаторами мероприятия назначены Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции Ростех. Устроитель МАКС-2019 — ОАО «Авиасалон».

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)