+0
Сохранить Сохранено 7
×

«Огненный лис»: необыкновенная история вымышленного истребителя


«Огненный лис»: необыкновенная история вымышленного истребителя

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Эта история началась более сорока лет назад, когда в 1978 году в свет вышла книга американского писателя Крейга Томаса «Огненный лис» (Firefox). В ней описывался новый самолет ВВС СССР МиГ-31, который сравнивался по техническим характеристикам с разрабатываемым в то время перспективным американским самолетом «Аврора Мак-6» (Aurora Mach 6) — он якобы мог развивать скорость 6000 км/ч и двигаться на высоте 30 км.

Однако, в отличие от «Авроры», МиГ-31 был еще и невидим для радаров. Советский истребитель был оснащен современной системой наведения, контролируемой мыслительной деятельностью пилота. Для изучения новой разработки ЦРУ и службы внешней разведки Великобритании договариваются, чтобы выкрасть у русских этот самолет.

ЦРУ нанимает бывшего пилота ВВС США Митчела Ганта и дает ему задание проникнуть на советскую авиабазу с помощью шпионов, диссидентов и проамерикански настроенных ученых. Гант преодолевает прежние воспоминания, оставшиеся со времен Вьетнама, где он побывал в плену и где его научили кое-как говорить и мыслить по-русски советские охранники лагеря, где он сидел.

Затем Гант угоняет секретный советский самолет, поднимается в воздух и летит к границе Великобритании. Кульминацией истории становится дуэль Ганта и главного летчика-испытателя советских ВВС на борту второго прототипа «Огненного лиса». Естественно, американский ас сбивает советского аса и с триумфом возвращается назад.

По книге Томаса был снят одноименный фильм, в котором главного героя Митчела Ганта играл голливудский актер Клинт Иствуд, более известный как герой вестернов про Грязного Гарри.

Клинт Иствуд в роли Митчела Ганта

Самолеты и кино

Первоначально Иствуд рассчитывал снять в роли русского истребителя шведский Saab 37 Viggen. Шведы напрочь отказали, и пришлось прибегнуть к многочисленным макетам (всего было выполнено девять макетов, из них два — летали). Обычная технология комбинированных съемок на синем фоне не устраивала создателей фильма — угольно-черный самолет, по сценарию, должен был летать и над снежными равнинами Арктики, и на фоне лесов, поэтому была разработана особая технология съемок «обратного синего поля» (reverse bluescreen). Отснятый материал впоследствии использовался в фильме «Назад в будущее — 2».

Фильм вышел на экраны через год после первого полета прототипа F-117A — первого боевого самолета с использованием технологии «стелс». Само это слово в фильме ни разу не произносится, однако угловатые черты «Огненного лиса» действительно напоминают реальные самолеты «стелс». Также самолет, по сюжету фильма, действительно «невидим» на радарах.

В фильме также снимались: поршневой A-1 «Скайрейдер» (эпизод во Вьетнаме), «Рипаблик» F-105 «Тандерчиф», «Макдоннел-Дуглас» F-4 «Фантом II», «Нортроп» F-5, советские самолеты Ту-16, Ту-154 и другие. В качестве станции метро «Павелецкая» была снята станция Stadtpark Венского метрополитена

Кстати, внешний вид самолета в книге и фильме различается. В книге он больше напоминает МиГ-25 (в НАТО известный под названием «Летучая мышь»), более похожий на настоящий МиГ-31 «Фоксхаунд». В фильме же он выглядит как XB-70 «Валькирия», а отнюдь не детище ОКБ «Микояна».

Грязный Гарри уступил место герою технотриллера

«Огненный лис»

Несмотря на то, что это была далеко не лучшая роль Клинта Иствуда, она отодвинула от него стереотип героя вестернов вроде Грязного Гарри. Кроме того, он не только играл главную роль в нем, но и выступил в качестве режиссера.

Сам самолет «Огненный лис» стал настоящей звездой фильма, ведь специалисты затратили огромные усилия для создания спецэффектов. Поэтому неудивительно, что кинокомпания Warner Brothers наняла для съемок всемирно известного режиссера Джона Дейкстру, который работал над эпопеей «Звездные войны».

На создание картины были затрачены сумасшедшие по тому времени деньги: 18 миллионов долларов. Однако его посмотрели почти 16 миллионов зрителей, которые заплатили за просмотр более 46 миллионов долларов. Хотя критики разгромили фильм в пух и прах. Они изощрялись в остроумии, как бы побольней воткнуть шпильку Иствуду. «Джеймс Бонд без девок, или не смешной Супермен», — писали одни.

Настоящий МиГ-31

«Скучный, затянутый, нелепый и медленный фильм, в котором первый раз в карьере Иствуд-режиссер так плохо показал Иствуда-актера, что это заставляет даже нервничать», — писали другие. Тем не менее «Огненный лис», выпущенный Warner Brothers, стал родоначальником нового жанра романов — технотриллера.

«Огненный лис» был даже переиздан на DVD. Крейг также написал три сиквела к роману. Действие первого сиквела «Падение „Огненного лиса“» начинается с того места, где закончилась первая книга, и рассказывает о соперничестве разведки СССР и ЦРУ за обладание секретным самолетом.

Действие в «Зимнем ястребе» (Winter Hawk) разворачивается два года спустя. Главный герой Митчел Гант снова проникает в Советский Союз с миссией спасения ученого, обладающего информацией о секретном лазерном оружии. В последней части «Другая война» (A Different War) Гант расследует мистические события, происходящие на одной из авиалиний.

А был ли мальчик?

Административный самолет на базе MиГ-25П

Посмотрев недавно этот фильм в интернете, автор статьи попытался найти прототип «Огненного лиса» и нашел его в книге Р. А. Белякова и Ж. Мармена «Самолеты МиГ 1939—1995». Им стал разработанный на базе самолета МиГ-25П проект делового (точнее, в соответствии с нашей терминологией, «административного») самолета, работа над которым велась еще в 1963—1965 годах!

Цель заключалась в создании машины для перевозки шести пассажиров или срочных грузов. ВВС проявили некоторый интерес к проекту, но работы велись скорее в инициативном порядке.

Одним из основных принципов эскизного проекта была максимальная унификация будущего сверхзвукового гражданского самолета с перехватчиком МиГ-25П. Фактически должна была модифицироваться только носовая часть фюзеляжа.

Эта часть самолета значительно увеличивалась по длине и боковому размеру, а кабина экипажа соответствовала по своему расположению передней кабине двухместного самолета МиГ-25ПУ. За ней образовывался на левой стороне фюзеляжа входной люк и салон для размещения в один ряд шести кресел с прямым проходом, салон мог трансформироваться в грузовой отсек.

Увеличение миделя позволило также увеличить запас топлива, что должно было обеспечить дальность полета в 3000—3500 км при полете на крейсерском режиме с числом М=2,35 (2500 км/ч).


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)