+6
Сохранить Сохранено 7
×

Фотопутешествие в преисподнюю: величие металлургии


Фотопутешествие в преисподнюю: величие металлургии

© griphon.livejournal.com

Люблю посещать разные заводы, но на металлургическом комбинате раньше бывать не приходилось. Скажу вам, это нечто! Чего-то более зрелищное сложно представить. Первая ассоциация — «Властелин колец», кузницы Сарумана, где орды гоблинов куют себе мечи топоры. Или гора Ородруин. 

Повсюду огненные печи, искры и дым; в них сверкает ярче солнца раскалённый до тысяч градусов металл. 

Крюки возят туда-сюда огромные котлы с расплавленным алюминием от которых на десятки метров веет жаром. Порой ощущение, что попал в преисподнюю, а в этих котлах везут грешников.

Побывав на некотором количестве разных производств (грузовиков, тепловозов, метровагонов, опорных конструкций, игрушек и т. д.) я всё хотел посмотреть изнутри как работает металлургический завод. 

Как из ничего собирают что-то, безусловно, интересно. Но это «ничего» тоже откуда-то появляется. И, как мы знаем, металлургические комбинаты — самые живописные снаружи. Ни один авиазавод с ними не сравнится.

© griphon. livejournal.com

Как же должно быть там внутри?

© griphon. livejournal.com

Так, когда появилась возможность оказаться на Выксунском металлургическом заводе, я решил ей воспользоваться. Если что, возможность общедоступная и платная. Но тут тот случай, когда не столь важны средства, сколько цель.

© griphon. livejournal.com

Завод состоит из нескольких цехов, самые интересные из которых — литейно-прокатный и колёсопрокатный. В первом переплавляют металлолом в цельнометаллические листы, во втором изготавливают колёса для железнодорожного транспорта. Начнём с первого.

© griphon. livejournal.com

Главная плавильная печь. Сюда поступает собранный и доставленный на завод металлолом, где при температуре в несколько тысяч градусов в течение 20−30 минут плавится. Внизу — котёл с остатками металла предыдущей партии. В качестве сырья используется именно металл. Руду сюда не возят, это несколько иная технология.

© griphon. livejournal.com

Накаливание металла производится графитовыми электродами. Они разогреваются до 4−5 тыс. градусов, после чего опускаются в чашу с металлом. Во время пауз в производственном цикле электроды могут заменяться и очищаться.

© griphon. livejournal.com

Котёл подъезжает под печь в ожидании получения порции жидкости.

© griphon. livejournal.com

Жидкую сталь везут на следующую стадию в котле на высоте.

© griphon. livejournal.com

В этом чане очищают от примесей расплавленные металлы. Но не все партии требуют очистки, поэтому агрегат пока стоит без дела.

© griphon. livejournal.com

И вот, металл пошёл! Ммммм.

© griphon. livejournal.com

Всё, доливаются последние капельки. От яркости зарева глаза болят.

© griphon. livejournal.com

Вот он, целый чан раскалённой стали!

© griphon. livejournal.com

Расплавленная сталь кипит и клокочет.

© griphon. livejournal.com

Дальше она прогоняется под прессом, остывает и кристаллизуется, превращаясь в длинный толстый лист, называемый «слябом».

© griphon. livejournal.com

Сляб проходит длинный цех, остывая с нескольких тысяч градусов до 1300−1100, после чего с ним начинают производить разные манипуляции.

© griphon. livejournal.com

Здесь его расплющивают, делая металл менее толстым и более широким. Видите, температура такова, что он всё ещё активно светится.

© griphon. livejournal.com

Пресс охлаждается водой после каждого прохода сляба.

© griphon. livejournal.com

Через несколько итераций сляб превращается в тонкий лист, который потом сворачивается в рулон. Эти рулоны грузятся и отправляются заказчику.

© griphon. livejournal.com

Но сперва листы должны остыть. На выход они подаются при темратуре в 700 градусов, и остывают до 50 градусов где-то 3 дня! От самых первых неостывших веет жаром.

© griphon. livejournal.com

Ещё один цех — колёсопрокатный. Тут изготавливают железнодорожные колёса — для пассажирских, грузовых вагонов, скоростных поездов и метрополитена.

© griphon. livejournal.com

Сперва лежащие сверху трубы нарезаются в болванки.

© griphon. livejournal.com

Вот, собственно, и лазерная резка.

© griphon. livejournal.com

Нарезанные цилиндрические болванки едут на конвеере к печи, а оттуда — к прессам.

© griphon. livejournal.com

Первый пресс расплющивает нагретую до 1100 градусов болванку в более плоскую и похожую на колесо.

© griphon. livejournal.com

После каждой болванки пресс остужается.

© griphon. livejournal.com

Второй пресс на меньшей температуре и меньшей тоннажности выбивает форму колеса.

© griphon. livejournal.com

Тоже обязательно охлаждение.

© griphon. livejournal.com

Кстати, сталь для колёс изготавливается не здесь. Раньше на заводе был мартеновский цех, но в прошлом году его закрыли. И теперь эти заготовки привозят из Новотроицка Оренбургской области.

© griphon. livejournal.com

Вот так выглядит последний пресс.

© griphon. livejournal.com

Отсюда уже почти готовое колесо выходит.

© griphon. livejournal.com

После обработки они охлаждаются.

© griphon. livejournal.com

Красивенько, не правда ли? Может вас оно повезёт на какой-нибудь линии метро.

© griphon. livejournal.com

Отсюда колёса попадают в цех окончательной обработки.

© griphon. livejournal.com

Где их допиливают, дошлифовывают.

© griphon. livejournal.com

Колёса все разные. Грузовым вагонам нужны одни, пассажирским — другие, метровагонам — третьи. У скоростных — вообще специфические требования.

© griphon. livejournal.com

Эти два цеха расположены на разных изолированных друг от друга территориях. Литейнопрокатный — вообще за городом в нескольких километрах, а колёсный — на окраине Выксы. Здесь же располагался закрытый в прошлом году мартеновский цех, где делали заготовки для колёс. На фото — остатки от разобранного цеха.

© griphon. livejournal.com

Есть ещё третья территория в центре города, там, где был первый железный завод братьев Баташёвых, ещё с 18-го века. Но год назад он закрылся. Теперь тут хотят сделать музей металлургии.

© griphon. livejournal.com

Вообще, Выксунский завод — довольно значимый в истории отечественной промышленности. Фактически именно здесь зародилось металлургическое дело в России. В 1757 году купцами и промышленниками братьями Баташёвыми по поручению Екатерины II был построен завод по производству чугуна в Нижегородской губернии. Так, вместе с заводом и началась история самого города Выкса. Так что в отличие от большинства уральских заводов, которые строились в 19−20 веках, этот имеет очень давнюю историю.

© griphon. livejournal.com

Строительство завода здесь было обусловлено запретом на строительство подобных предприятий в радиусе 200 вёрст от Москвы, а также обнаружением железной руды в окрестностях. Впрочем, как я писал, сейчас в производстве руда не используется. Только металлолом. В городе действует музей Выксунского завода, расположенный в бывшей усадьбе братьев Баташёвых.

© griphon. livejournal.com

На основной территории завода есть памятник архитектуры- Шуховская башня.

© griphon. livejournal.com

И один из самых крупных муралов площадью 10000 кв м, сделанное несколько лет назад к очередному юбилею завода.

© griphon. livejournal.com

Вы тоже можете посетить Выксунский металлургический завод. Экскурсии набираются вот здесь.

© griphon. livejournal.com

И видео.

Источник


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+6

 

   

Комментарии (0)