Как заработать большие деньги на самиздате
- 26 февраля 2019 02:06
- Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора
«Ридус» уже рассказывал о том, что объем русскоязычного электронного самиздата продолжает расти невообразимыми темпами и по итогам 2018 года достиг 350 млн рублей. Одним из главных драйверов роста является то, что распространение самиздата через специализированные интернет-порталы дает возможность хорошего заработка авторам произведений. Более того, в ряде случаев эти заработки оказываются весьма значительными и превосходят гонорары классических «бумажных» писателей, пользующихся услугами издательств.
О том, как живут, о чем пишут, сколько и на чем зарабатывают авторы современного самиздата, мы решили поговорить с основателем и руководителем одного из книжных интернет-порталов Author.Today Сергеем Шапиным.
Что сегодня происходит на рынке электронного самиздата? Что собой представляют столь популярные сегодня книжные онлайн-порталы?
— Рынок электронных книг растет более чем на 50%, по оценке «ЛитРес». С бумажными книгами ситуация в последнее время печальная: тиражи и авторские гонорары уменьшаются.
Связано это с тем, что становится все больше пользователей мобильных устройств. По статистике, 60—70% посетителей большинства сайтов заходят с мобильного, с него же и делают покупки.
Расскажите подробней об этом формате, насколько он популярен сейчас и в чем его преимущества? Каковы перспективы его развития?
— Онлайн-порталы значительно отличаются от стандартных книжных магазинов («ЛитРес», «Лабиринт» или Amazon).
Во-первых, своей социальной составляющей. Например, на нашем сайте есть живое общение с авторами: комментарии под книгой, блоги, рецензии и многое другое. Это подкупает. Одно дело читать книгу некоего абстрактного автора, и совсем другое — возможность с ним пообщаться и задать вопросы.
Раньше подобное общение происходило на авторских сайтах. Но авторов много, и следить одновременно за десятком ресурсов не очень удобно. Решение было найдено — можно создать универсальную площадку, которая позволит писателю завести свою личную страницу и наполнить ее книгами, а читателям — дать удобный механизм чтения, комментирования и отслеживания новых книг.
Во-вторых, на нашем сайте есть возможность купить ранний доступ к книге (так называемая подписка на черновик). Читатель оплачивает книгу на этапе, когда она еще не дописана и постепенно выкладывается на сайт автором. У этого подхода есть как преимущества, так и недостатки. Но первые перевешивают: защита от пиратов (выкладывать фрагменты книг на множество пиратских библиотек долго; каждый раз скачивать файл — тоже), дополнительная мотивация для автора и возможность получить материальную поддержку (чем-то похоже на краудфандинг, но принципы несколько иные).
В-третьих, большинство книг находится в свободном доступе. Да, не все авторы решают зарабатывать на своем творчестве, и это абсолютно нормально.
Ну и, наконец, издатели («Альфа-книга», «Эксмо», АСТ и другие) следят за популярными книгами (в том числе — бесплатными), и уже несколько авторов, которые были популярны на нашей площадке, получили предложение опубликовать книгу на бумаге.
Есть ли какие-то различия в предпочтениях ваших читателей и читателей классических бумажных и электронных книг?
— Думаю, что да, отчасти. Рынок электронных книг более подвижный, и тренды (вкусы читателей) меняются быстрее.
Какие жанры в вашем формате наиболее популярны, а какие читаются плохо?
— Хорошо: боевая и приключенческая фантастика, постапокалипсис, фэнтези, современные любовные и производственные романы. Плохо: классические детективы, исторические романы, научная фантастика и реализм.
Насколько мне известно, книжные порталы открывают широкие возможности перед авторами и позволяют им зарабатывать больше, чем авторам бумажных книг. Так ли это, как и в каких масштабах зарабатывают ваши писатели?
— Да, заработок может значительно отличаться и быть больше. Средний гонорар за издание бумажной книги в 2018 году — примерно 40—50 тысяч рублей. Для сравнения, на Author.Today доход 50—100 тысяч за одну книгу — это тот минимум, на который стоит равняться. А если автор популярный — он может заработать в несколько раз больше за первый день подписки и в десятки — за месяц. Я имею в виду, что сумма дохода от 500 000 до 1 000 000 рублей за месяц — это не фантастика, а реальность.
Основная причина — размер авторского роялти. Например, на нашем сайте он составляет 85%. То есть, продавая книгу за 100 рублей, автор может получить из них 85, если будет выкладывать книгу только на нашем сайте, и 70 — в остальных случаях. А с одного проданного экземпляра бумажной книги до него дойдут в лучшем случае 6—8 рублей.
Как на порталах осуществляется контроль за качеством контента? Нет ли опасности, что туда устремятся не талантливые авторы, а любители легкого заработка? Существует ли какая-то фильтрация и цензура?
— Это тема на отдельную статью. Да, контроль и цензура есть. Мы проверяем качество контента, оформление, вычитку, соблюдение законодательства РФ и многое другое.
Возможность продавать получают далеко не все желающие. Основное требование — реальный читательский интерес. Если он действительно есть — книга заслуживает внимания, а автор — возможности зарабатывать на своем творчестве.
Запрещена продажа фанфиков. Также есть возрастной ценз («до 18» и «18+»)
Как на порталах осуществляется продвижение наиболее талантливых и интересных авторов? Как они становятся популярными?
— В наше непростое время автору приходится самостоятельно себя продвигать на начальном этапе. Особенно если он новый и не имеет сформировавшейся аудитории. Слишком большая конкуренция.
Бывают и исключения, конечно, когда книга без каких-либо усилий со стороны автора попадает на вершину рейтинга и у нее появляются тысячи новых читателей. Но, как показывает практика, на это не стоит рассчитывать. Авторов — тысячи, книг — сотни тысяч. Если не прикладывать никаких усилий, можно легко затеряться.
Что бы вы посоветовали начинающему автору, умеющему писать и желающему зарабатывать своим творчеством?
— Не спешить начинать зарабатывать. Мы советуем опубликовать первые несколько книг в свободном доступе, получить первый читательский отклик и начать формировать постоянную аудиторию. И только потом — начинать монетизировать свое творчество. Но не раньше.
Проявлять активность в Сети (например, писать рецензии и отзывы). Общаться с другими писателями в блогах и не стесняться задавать вопросы. Адекватно реагировать на критику.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: